Конспект урока на тему "Состав слова"

Рысымбетова Ж.Е

учитель русского языка и литературы

сш имени Ы.Алтынсарина

ст Шамалган Карасайского района



Тема урока:

Состав слова.


Цель урока:

1. Обобщить и систематизировать материал по указанной теме.

2. Совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора; развивать умения работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу .

3. Воспитывать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

Интерактивная доска,слайды с правильными ответами

Высказывания Сухомлинского.

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.

Постановка ТДЦ урока

II. Выступления докладчиков.

1. Тема "Состав слова".

Учащиеся записывают план выступления.

(К этому опорному конспекту докладчики обращаются в ходе выступления).

Далее выступающий предлагает записать в два столбика слова:

1) имеющие окончание; 2) без окончаний.

Издавна, революция, металл, певуч, организованно, молодежь, рассказав.

(Задание проверяется по слайду через интерактивную доску)

Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах :

Беззаботный, затих, прокричал, отзвучал, надпишешь, подпишешь, соавтор, приезд, преувеличенный, покупатель, выключатель, каменщик, разведчик, книжонка, машинист, глинистый, бесстрашие, смелость.

Назовите самое интересное слово для разбора по составу. Разберите его.

- Сколько корневых групп в словах?

Горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.

- Всегда ли с помощью суффикса образуются новые слова?

Затем слово предоставляется ученику-рецензенту.

2. Тема "Исторические изменения в составе слова".

Непродуктивные приставки:

па-: пасынок, падчерица, паводок и др.;

пра-: правнук, прабабушка и др.;

су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.

Непродуктивные суффиксы:

-ень: бивень, ливень;

-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др;

-яй: лентяй, слюнтяй;

-ежь: молодежь;

-арник: кустарник.

Историческая справка:

Докладчик говорит, что некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.

В глаголе вынуть исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс -ну-, и даже -ть, известное своей неустойчивостью. А корень исчез.

Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова.

С первого взгляда даже не скажешь, что в слове вынуть нет корня.

Рецензент дает оценку докладу.

3. Тема "Правописание гласных и согласных в приставках".

Учащиеся записывают план ответа.

Далее докладчик предлагает сгруппировать следующие слова по орфограммам, обозначить условия их выбора:

Подставка, рассказчик, исчезать, предположение, воспаление, сделать, бесконечный, здание, здоровье, вписать, бесчувственный, низвергаться, расстилаться.

Затем он диктует высказывания В. А. Сухомлинского и предлагает подчеркнуть орфограммы в приставках и графически обозначить их.

1) Человек владеет и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства.

2) Жить в обществе — это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя других людей.

3) Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.

III. Рефлекция .

Учащиеся подводят итоги: говорят о том, что удалось, что не получилось в выступлениях, выставляют оценки.


IV. Домашнее задание. Упражнение №55




По данной теме ребята самостоятельно ищут дополнительный материал через интернет,учатся систематизировать сведения,работают со справочниками,с энциклопедией.Урок несет и воспитательную задачу:

умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, отстаивать свою точку зрения.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ