Конспект урока на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Журавушка»




















КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»





Составил

учитель-логопед

Биглова Оксана Владимировна




















г. Юбилейный

Тема «Составление рассказа по серии картин

«КАК ТОП И ТЯПА ВАРИЛИ КОМПОТ»

Цели:

  • составление простых предложений по сюжетной картине;

  • составление связного высказывания по серии сюжетных картин;

  • формирование умения воспроизводить последовательность серии картин;

  • развитие умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

  • формирование умения включать в текст фрагменты, не вошедшие в серию картин и выделение способов связи между частями;

  • использование приёма языковой трансформации при составлении рассказа (рассказ от первого лица);

  • развитие слухоречевой памяти;

  • развитие словесно-логического мышления;

  • воспитание чувства уважения к чужому ответу, формирование умения слушать товарища;

  • воспитание чувства гордости за богатство родного языка.

Оборудование:

предметные картинки «собака», «медведь», серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот», чистые листы бумаги к серии картин, таблички с кличками героев, куклы би-ба-бо Медведь и Собака, магниты, фломастеры.

Ход занятия:

Дети заходят встают в круг, взявшись за руки.


1. Оргмомент Логопед передаёт детям «рабочее настроение» по кругу (пожимают друг друга за руки по цепочке). Дети садятся на места. Логопед проверяет правильность посадки и предлагает детям придумать историю.


Отгадывание загадок о животных.

Логопед:

Попробуйте угадать, кто будут героями нашей истории.

Живёт под крылечком, Летом бродит без дороги

Хвостик колечком. Между сосен и берёз,

С хозяином дружит. А зимой он спит в берлоге

Дом сторожит. От мороза прячет нос.

Дети:

Собака. Медведь. (на доске появляются картинки с изображением животных).

Логопед:

Прочитайте, как зовут героев истории (на доске таблички с кличками).

Дети:

Топ. Тяпа.

Логопед:

Как вы думаете, кого зовут Топ, а кого Тяпа?

Дети:

Собаку – Тяпа, а медведя – Топ. Один ребёнок крепит таблички под изображениями животных.

Логопед: Что значит «накрыли стол» (Дети: приготовили угощение и поставили на стол), что такое «котёл» и зачем он нужен (Дети: металлическая посуда, большая, тяжёлая, с полукруглым дном, нужна для приготовления пищи на огне, костре).








2. Последовательный разбор каждой картины.

На доску выставляются картины из серии

«Как Топ и Тяпа варили компот» без учёта последовательности.

Логопед: (по картине «ГОСТИ ПРИШЛИ»)

- Назовите, кого вы видите на картине.

(Я вижу медведя Топа, собаку Тяпу, белку,

лису, журавля, зайца и ежа с ежонком)

- Придумайте предложение про каждого из героев КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

(Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки и т.д.)

- Как вы думаете, кто хозяйка, как вы догадались?

(Хозяйка Тяпа. Гости сидят за столом, а

она всем наливает половником компот, на ней фартук.)

- Довольны ли звери угощением?

(Да, довольны.)

- Какими словами звери могли хвалить хозяйку?

(Умница, Тяпа! Ты отличная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь.)




Логопед: (по картине «ВАРЯТ КОМПОТ»)

- Кто изображён на этой картине?

Дети: Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа кладёт сахар в кипящую воду.

- Где происходят события этой истории? Как вы догадались?

Дети: Всё происходит в лесу, потому, что вокруг много деревьев.

- Как вы думаете, что задумали звери? Почему?

Дети: Медведь и собака задумали сварить компот, потому что нашли много вишни.







Логопед: (по картине «ОХ, И ВКУСНО!»)

- Что находится в правом верхнем углу картины?

(В правом верхнем углу стоит корзина с вишней.)

- Найдите и назовите все деревянные предметы?

(Деревянное кресло, деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска)

- Где висит котёл?

(Котёл висит над огнём.)

- Что стоит на столе, какой он?

(На столе стоит горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый)





Логопед:

Пожалуйста, найдите начало, середину и конец истории и расставьте картины по порядку (один ребёнок это делает на доске).

Хочу обратить ваше внимание, что у истории есть начало, а между картинками тоже происходили какие-то действия (демонстрация и размещение пустых листов бумаги) давайте пофантазируем и заполним пустые листы картинками к рассказу.





3. Создание начала к изображённому действию.

Логопед:

Вспомните, пожалуйста, с каких слов начинаются многие сказки, рассказы, истории. Объясните, почему звери стали варить компот.

Дети: Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот.

Логопед:

Глядя на картину, расскажите, что для этого сделал медведь Топ, как вела себя собака Тяпа.

Дети: Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню.

Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой.

Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.




4. Создание текста к пустой картине между изображёнными событиями по демонстрации действия логопеда.

Логопед:

Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали…(логопед показывает, как мешают ложкой в котле)

Дети: медленно помешивать компот ложкой.

Логопед:

Какие рисунки помогут вам вспомнить это событие?

Дети: ложка, котёл с кипящим компотом.



5. Договаривание детьми предложений, начатых логопедом.

- Теперь я начну предложение, а вы закончите.

Логопед: Вскоре… Дети: вишнёвый компот был готов.

Логопед: Тяпа налила его… Дети: в большой глиняный горшок и поставила на стол.

Логопед: Топ взял… Дети: ложку и попробовал компот.

Логопед: Получилось… Дети: очень вкусно!



6. Дополнительные вопросы логопеда для создания текста к пустой картине.

Логопед:

Почему звери позвали гостей? Как они готовились? Чем ещё хозяева угощали гостей?

Дети: Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.

Логопед:

Какие картинки мне нарисовать на пустом листе, чтобы вы запомнили эти события?

Дети: Стол, пирожки, полный горшок компота.

Логопед:

Расскажите, кто пришёл в гости к Топу и Тяпе. Что стали делать гости. Что сказали гости хозяевам.

Дети: В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»


Логопед:

Послушайте всю историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать.

Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.

Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой.

Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно!

Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.

В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»


Давайте подвигаемся немного и сварим свой компот.

7. Физкультминутка.

Будем мы варить компот (левая ладошка держат «ковшиком»,

указательным пальцем

Фруктов нужно много. Вот: правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, (имитируют каждое действие с фруктами)

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ (от себя разводят руками)

8. Составление рассказа по частям или целиком.

Логопед просит нескольких детей пересказать рассказ по частям, затем один-два ребёнка рассказывают весь рассказ целиком.

9. Составление рассказа от первого лица.

Логопед предлагает детям куклы би-ба-бо Медведь и Собака. Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди рассказывают эту историю от имени героев.

10. Анализ детских рассказов.

- полнота и последовательность содержания

- проявление элементов фантазии

- правильность употребления слов и словосочетаний

11. Итог

Чем мы занимались на занятии. Что понравилось больше всего?

Список использованной литературы:

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – Москва, Аркти, 2002

  2. Воробьева Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картин. – Москва, Литера, 2010

  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007

  4. Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке – Москва, Литера, 2010

  5. Демонстрационный материал. Серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот» - Москва, Малыш, 1980

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ