Конспект урока на тему «Звук [ ш ].Согласные буквы Ш,ш» 1 класс



Конспект урока


Литературного чтения в 1 классе

(период обучения грамоте)


УМК « Школа России»


Тема: «Звук [ ш ].Согласные буквы Ш,ш»





Автор: учитель начальных классов

Канашова Оксана Валериевна

Образовательное учреждение

МОУ Долговская СОШ

Каргапольского района










Апрель 2011

Курганский педагогический колледж

Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»

1-й (из 3-х) урок в теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: дидактическая сказка.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.



Задачи урока:

Обучающие:

  1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи.

  2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

  3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

  4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.


Развивающие:

  1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.

  2. Развитие памяти, мышления, внимания.

  3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

  4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.


Воспитывающие:

  1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

  2. Воспитание познавательного интереса.


Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для

индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 7слайдов,

мультимедийный проектор.



Литература: Учебник «Русская Азбука», Москва, «Просвещение», 2007 г.

Поурочные планы «Обучение грамоте (чтение)» О.Е. Жиренко, 1 класс, ВАКО, 2005 г.

Праздник БУКВАРЯ, учебное издание автор-составитель В.В.Волина




Тема: Звук [ ш ]. Согласная буква ш.

1 класс УМК «Школа России»


этапа урока, название,


Цель этапа

Деятельность учителя

Методы, приемы, средства

Деятельность ученика

( форма работы)

Реальный образовательный продукт совместной деятельности

1.Организацион-ный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Молодцы, ребятки!

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.












- Тучка Солнышко собою закрывает.

-Да!

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся и кабинета к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

1.Фонетическая разминка.

- Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».

- Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея?

– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.

- Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.


- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.

– Проживает ли буква ш в ленте букв?





– Сформулируйте тему нашего урока.




– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.



  • Изучить … звук и …букву.

  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.


Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.


Фронтальная работа


Читающий ребенок озвучивает задание для класса.

- В каждом слове встречается звук [ ш].




Называют варианты ответов, правильный:

- Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв)

- Мы еще не заселяли эту букву.


Называют тему урока.

- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.



Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.


  • Изучить новый звук и новую букву.

  • Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

  • Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.












Вывели название темы урока.









Читающие дети озвучивают опорную запись.





3.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

Лучик «Угадай-ка»

1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …Шары


В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. Карандаш.

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

Наблюдение

2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].

- Подберите слова, в которых встречается звук

[ ш].

-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.

- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).

Вывод повторяют все хором.



3.Физминутка с заданием Лучик «Поиграй-ка»

- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.

- Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.

Шуба крыша карандаш шалаш хорошо

Ушки крошка шутка шиповник крылышки

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.

4. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной.

- На что похожа буква ш?

- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш! (Е. Тарлапан)


Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)


Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. ( Г. Виеру)

- Молодцы, ребята!

5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.

- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

6. Чтение слогов, слов с доски и в «Русской азбуке» с.141 Лучик «Почитай-ка»

Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно.























Работа в парах.

Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:

звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.












Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.








Варианты ответов детей:

- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д.




Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают.




















Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.

Работа в парах - взаимопроверка.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.


















Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.



















































Умение читать по слогам и целыми словами, знать правописание имен собственных,



4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию

1.Работа по учебнику на с.140 Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.







- Сколько букв ш нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?


Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.

- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?

2.Рассматривание иллюстраций на с.140-141 в «Азбуке».

- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].



Значение каких слов вам не знакомо?

- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!

3. Лучик «Отдыхай – ка»

Физминутка «Шар»

Я с утра сегодня встал.

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

Разминка для глаз

  • «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.

  • «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.

  • «Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.

  • «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.


Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.



(8 букв)

- Назвать звук[ ш ].




Ответы детей.




Ответы детей.

- Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С Пушкина, шуты, груши, кувшин, чаша, шатер и т.д.



Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся:

умеют выделять в потоке речи изучаемый звук, узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова.

Проведена коррекция неточных представлений индивидуально.





































5.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Работа с книгой

Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Чтение текста с. 141 по-цепочке самостоятельное чтение.

Лучик «Отвечай - ка»

Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса.


Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение.

- Свой ответ подтвердите предложением из текста.

- Как вы понимаете слово кисти «горели»?

Что говорится о ребятах

Актуализация полученных ранее знаний.

-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?

Распространение первого предложения.

Подбор заголовка. Пересказ.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.


- Речь идет об осени.

Читают 4 предложение.




- Краснели, алели, пылали.

-Кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш, алгоритмы и пользоваться ими.

6.Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Лучик « Размышляй- ка»

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.

(Сколько из них сточных, заглавных?)

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ

  1. Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?

ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС

  1. Отгадай ребус ША запиши ответ.

ТА

Индивидуальная работа взаимопроверка


Карточки у каждого ученика.


В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.


6 букв (4 заглавные, 2-строчные)


Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты. (Составь предложе-ние с этими словами)



Наташа

Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.

Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку

7.Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

      • Ребята, наш урок подходит к концу.

      • - Скажите, что нового узнали на уроке?

      • - Чему научились?

      • - Где вам новые знания пригодятся?

      • - Какие задания были более интересными?

- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук

[ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д.

Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы.

8.Этап рефлексии

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

      • Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.

      • - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!







Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.

Реализация конгитивного алгоритма












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ