конспект урока на тему "Суффикс как часть слова"

«Суффикс как часть слова»





Цель: познакомить уч-ся с частью слова- суффиксом.

Задачи: - актуализировать знания уч-ся о частях слова;

- познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;

Формирование УУД:

- способствовать развитию аналитического мышления( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

- способствовать формированию коммуникативных умений.



Оборудование урока: учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф»;

карточки для групповой работы;

мультимедийный проектор;

презентация Power Point.










Ход урока



Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

  1. Орг. момент













  1. Стадия вызова

(актуализация знаний, постановка

темы и цели урока)








Приём «Инсерт»








Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы



3.Физминутка подвижная



4.Стадия осмысления



Беседа по вопросам












Закрепление



























































Рефлексия









Приём «Кластер»




























Фронт. работа













Индив. работа









Групповая работа










Фронт. работа




























Сам. работа





Групповая работа










































Фронт. работа

- Прозвенел звонок - начинается урок! Садитесь. Приготовьте тетради для работы.

Запишите дату.

Сегодня урок блока «Как устроен наш язык»

Каким вы хотите видеть урок?


Что будете делать для этого?


Слайд№ 2


Для успешной работы необходимо хорошее настроение. Создадим его. Поэтическая страница. Кто её откроет сегодня?

Слайд № 3

Вам понравилось стих.? О чём это стих.?

Подберите к слову зима однокоренное, чтобы оно звучало ласково. Докажите, что эти слова однокоренные.

Запишем слова на доске и в тетрадях

зима, зимушка

Выделите корень.

Что такое корень слова? Как его найти?

Какую ещё часть слова знаете?

Что такое окончание?

Выделите окончания в словах.

Мы выделили знакомые части слова, что заметили? Как нам быть?


Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки. (см. Приложение)

Слайд № 4

Проверка по пунктам.Выводы.


Сформулируйте тему урока.Цель.

«Суффикс». Познакомиться.

Слайд № 5


Слайд № 6 (таблица )


Слайд № 7( вопросы)

Теперь наша задача-найти ответы на них.


Мы снежинки- балеринки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки- балеринки,

Мы танцуем день и ночь.


Вернёмся к словам в начале урока. Можете назвать эту часть?(суффикс)

Как определили?

Где в слове стоит суффикс?

Обозначается так: .

Назовите суффикс в слове зимушка. (-ушк-)

Какую работу выполнил суффикс в слове?

(образовал новое слово)

Для чего служит суффикс?

Уточните значение слова зимушка.

Благодаря чему появилось такое значение?

Что имеет суффикс? (значение)

Обобщим. Что такое суффикс?

Рубрика «Тайны языка» в учебнике (с.101) . Чтение самостоятельно. Правильно сделали все выводы? Да.

Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.

Слайд № 8

Прочитайте пару слов. Какое слово образовалось с помощью суффикса? Наз. суффикс.

Следующее изображение поможет составить ещё одну пару слов.

лось-лосёнок

Запишите.

Слайд № 9

Продолжите самостоятельно.

Прочитайте только вторые слова в парах.

Какие суффиксы образовали эти слова?

Сделайте вывод о значении этих суффиксов.

(названия детёнышей животных)

Задания в группах, помощь, контроль.

1 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов



-тель-, -ник-, ист-



строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____



Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.


2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .



Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня - … Алёша - …

Света - … Федя - …

Дима - … Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.


3группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,

на Земле, то ты ______________ , а мы _________________,

в Кизляре , то ты ____________, а мы __________________ .



Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.


4группа

Задание.

Составьте рассказ (3-4 предложения) на тему «Котик» или «Котище».

Подумайте, какое значение имеют суффиксы –ик-, -ищ-.


Слайд№ 10

Какие же значения имеют суффиксы?

Поблагодарите друг друга за работу, называя ласково по имени.

Релаксация- Слайды№ 11-19

Вернёмся к вопросам в начале урока. Выясним , на какие удалось ответить.

Слайд № 20

Дом.-Почему суффикс так назвали? Где искать ответ?

Как найти в слове?-след. урок.

Что будет, если…Речь станет беднее . Какую роль играют суфф. в р. языке?(обогащают, уточняют)

Слайд № 21

Какую цель ставили? Достигли?

Оцените свою работу на уроке, работу группы. Поделитесь впечатлениями от урока.

Слайд № 22

Спасибо за урок! Вы молодцы!










(интересным, открытие новых знаний)

(читают девиз)

Будем думать,рассуждать,

Новые знания легко открывать!



1 уч. читает стихотворение


-О зиме.

- Зимушка.



1 уч. у доски пишет.





1 уч. у доски


-Одна часть не выделена.

- Узнать, изучить.



Работа с текстом


Подводят итог, делают вывод.



Формулируют тему и цель урока.


Составляют в группах вопросы





Выполняют


















Читают правило















Сам. работа с самопроверкой.






Приложение


Части слова

  1. Окончание – часть слова, которая изменяется. Окончание изменяет форму слова, связывает слова в предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:

  2. Корень – главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень общая часть родственных слов. Обозначается так:

  3. Суффикс – это часть слова. Стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Обозначается так:



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ