конспект урока на тему "Суффикс как часть слова"
«Суффикс как часть слова»
Цель: познакомить уч-ся с частью слова- суффиксом.
Задачи: - актуализировать знания уч-ся о частях слова;
- познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
Формирование УУД:
- способствовать развитию аналитического мышления( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- способствовать формированию коммуникативных умений.
Оборудование урока: учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф»;
карточки для групповой работы;
мультимедийный проектор;
презентация Power Point.
Этапы урока
Формы работы
Деятельность учителя
Деятельность
уч-ся
Орг. момент
Стадия вызова
(актуализация знаний, постановка
темы и цели урока)
Приём «Инсерт»
Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
3.Физминутка подвижная
4.Стадия осмысления
Беседа по вопросам
Закрепление
Рефлексия
Приём «Кластер»
Фронт. работа
Индив. работа
Групповая работа
Фронт. работа
Сам. работа
Групповая работа
Фронт. работа
- Прозвенел звонок - начинается урок! Садитесь. Приготовьте тетради для работы.
Запишите дату.
Сегодня урок блока «Как устроен наш язык»
Каким вы хотите видеть урок?
Что будете делать для этого?
Слайд№ 2
Для успешной работы необходимо хорошее настроение. Создадим его. Поэтическая страница. Кто её откроет сегодня?
Слайд № 3
Вам понравилось стих.? О чём это стих.?
Подберите к слову зима однокоренное, чтобы оно звучало ласково. Докажите, что эти слова однокоренные.
Запишем слова на доске и в тетрадях
зима, зимушка
Выделите корень.
Что такое корень слова? Как его найти?
Какую ещё часть слова знаете?
Что такое окончание?
Выделите окончания в словах.
Мы выделили знакомые части слова, что заметили? Как нам быть?
Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки. (см. Приложение)
Слайд № 4
Проверка по пунктам.Выводы.
Сформулируйте тему урока.Цель.
«Суффикс». Познакомиться.
Слайд № 5
Слайд № 6 (таблица )
Слайд № 7( вопросы)
Теперь наша задача-найти ответы на них.
Мы снежинки- балеринки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки- балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Вернёмся к словам в начале урока. Можете назвать эту часть?(суффикс)
Как определили?
Где в слове стоит суффикс?
Обозначается так: .
Назовите суффикс в слове зимушка. (-ушк-)
Какую работу выполнил суффикс в слове?
(образовал новое слово)
Для чего служит суффикс?
Уточните значение слова зимушка.
Благодаря чему появилось такое значение?
Что имеет суффикс? (значение)
Обобщим. Что такое суффикс?
Рубрика «Тайны языка» в учебнике (с.101) . Чтение самостоятельно. Правильно сделали все выводы? Да.
Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.
Слайд № 8
Прочитайте пару слов. Какое слово образовалось с помощью суффикса? Наз. суффикс.
Следующее изображение поможет составить ещё одну пару слов.
лось-лосёнок
Запишите.
Слайд № 9
Продолжите самостоятельно.
Прочитайте только вторые слова в парах.
Какие суффиксы образовали эти слова?
Сделайте вывод о значении этих суффиксов.
(названия детёнышей животных)
Задания в группах, помощь, контроль.
1 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
-тель-, -ник-, ист-
строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
2 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .
Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня - … Алёша - …
Света - … Федя - …
Дима - … Люба - …
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
3группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
- ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,
на Земле, то ты ______________ , а мы _________________,
в Кизляре , то ты ____________, а мы __________________ .
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
4группа
Задание.
Составьте рассказ (3-4 предложения) на тему «Котик» или «Котище».
Подумайте, какое значение имеют суффиксы –ик-, -ищ-.
Слайд№ 10
Какие же значения имеют суффиксы?
Поблагодарите друг друга за работу, называя ласково по имени.
Релаксация- Слайды№ 11-19
Вернёмся к вопросам в начале урока. Выясним , на какие удалось ответить.
Слайд № 20
Дом.-Почему суффикс так назвали? Где искать ответ?
Как найти в слове?-след. урок.
Что будет, если…Речь станет беднее . Какую роль играют суфф. в р. языке?(обогащают, уточняют)
Слайд № 21
Какую цель ставили? Достигли?
Оцените свою работу на уроке, работу группы. Поделитесь впечатлениями от урока.
Слайд № 22
Спасибо за урок! Вы молодцы!
(интересным, открытие новых знаний)
(читают девиз)
Будем думать,рассуждать,
Новые знания легко открывать!
1 уч. читает стихотворение
-О зиме.
- Зимушка.
1 уч. у доски пишет.
1 уч. у доски
-Одна часть не выделена.
- Узнать, изучить.
Работа с текстом
Подводят итог, делают вывод.
Формулируют тему и цель урока.
Составляют в группах вопросы
Выполняют
Читают правило
Сам. работа с самопроверкой.
Приложение
Части слова
Окончание – часть слова, которая изменяется. Окончание изменяет форму слова, связывает слова в предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:
Корень – главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень общая часть родственных слов. Обозначается так:
Суффикс – это часть слова. Стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Обозначается так:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ