Конспект урока на тему "Учимся писать суффикс –ОСТЬ"

8.12.14

Тема урока: Учимся писать суффикс –ОСТЬ–


Цель урока: 1. познакомить со способом проверки слабых позиций в суффиксе – подбором

односуффиксальных слов

2. отработать написание суффикса –ОСТЬ–

Задачи урока:

1. Познакомить с образованием слов при помощи суффикса –ОСТЬ–

2. Определить значение суффикса -ОСТЬ-

  1. Научиться проверять и писать слова с этим суффиксом

  2. Повторить изученные орфограммы в корне и суффиксе

  3. Повторить определение имён существительных и имён прилагательных

  4. Продолжить работу над книгой С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

  5. развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;

  6. воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.


Ход урока

1. Организация начала занятия

(Подготовка учащихся к работе на занятии)

- Сегодня у нас второй по счёту урок по книге С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Надеюсь, герои книги помогут нам сегодня узнать новое и по предмету «русский язык».

- Приготовим руку к письму: запишем число, «кл.р»

- Выполните индивидуальные задания по чистописанию, внимательно рассмотрев образец учителя. Оцените качество выполнения работы, выберите лучшее соединение, поставьте под ним точку.


2. Подготовка к основному этапу

- Сегодня тема нашего урока взята из раздела «Правописание». Нас ждут орфограммы.

А) Актуализация опорных знаний.

- Что такое «Орфограмма»?

- Какие орфограммы, требующие запоминания, вы знаете?

- Какие орфограммы требуют проверки?

(схема на слайде 1)


- На какой закон мы опирались при проверке орфограмм?

ОСНОВНОЙ ЗАКОН РУССКОГО ПИСЬМА

- Как он звучит?


- Мы учились проверять орфограммы слабых позиций в корне слова. Но слабые позиции звуков встречаются и в суффиксах слов.

- Написания каких суффиксов мы изучали?

(см.слайд)


Б) Повторение и проверка изученных орфограмм.

- Прочитайте отрывок из сказки С.Лагерлёф. О каком событии он вам напомнил? (см.слайд)


  • «Да здравствует Нильс! Бельчонок спасён! Счастливая мать обнимает своего малыша!» - трещала сорока.


(Нильс спас бельчонка Тирле) (См.слайд с картинками из книги)

- На следующем слайде пропущены орфограммы, о которых мы вспоминали.

  • «Да здра?ствует Нильс! Б_льч_нок сп_сён! Сч_с?ливая ма_ь обн_мает св_его м_лыша!» - тр_щ_ла с_рока.

- Запишите слово с пропуском слабой или сильной позиции.

- Определите место орфограммы в слове.

- Узнайте орфограмму, проверьте её УСТНО, вставьте пропущенную букву.


- Прочитайте отрывок из сказки С.Лагерлёф. О каком событии он вам напомнил? (см.слайд)


  • По середине замкового двора стоял маленький человечек и наигрывал на дудочке.

(Нильс избавил Глиммингенский замок от крыс с помощью волшебной дудочки)

(См.слайд с картинками из книги)


- Рассмотрите иллюстрации. Назовите слова с суффиксами –ИК-/-ЕК-

- Запишите с пропуском гласной в суффиксе


ЧЕЛОВЕЧ_К, МАЛЬЧ_К, ГНОМ_К


- Выделите суффиксы

- Как пишутся суффиксы –ИК-/-ЕК-?

- Проверьте орфограмму УСТНО, вставьте гласные.


- Вспомните, какой предмет был у Нильса, который ему не раз помогал в трудной ситуации.

(ножичек)

- Когда и как он пригодился мальчику?

(См.слайд с картинками из книги)


Аналогичная работа со словом НОЖИЧ_К.


3. Динамич.пауза

- Рассмотрите фотографию «Лапландия».(см.слайд)

- Послушайте народную шведскую музыку.

- Имитируйте игру на муз.инструментах: дудочке, скрипке.

- Хлопайте в ритме музыки.


4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Сегодня у нас на уроке работа с ещё одним суффиксом

(см.слайд «Новый суффикс»)

А) Образование слов с помощью суффикса -ОСТЬ-

Назовите, какие черты характера стали свойственны Нильсу в этом путешествии.

- Каким стал Нильс? (см.слайд)

- Записывать будем некоторые из названных слов. Мой выбор вы потом сможете оценить.

Запись подчёркнутых слов:

Смелый добрый

Храбрый

Надёжный

Верный


- Какой была старая гусыня Акка Кнебекайзе? (см.слайд)

Мудрая

Строгая


- Каким был враг Нильса и гусей – лис Смирре? (см.слайд)


Запись:

Хитрый

Злой

Коварный (Кова́рство — качество человека; лукавство, склонность к хитрым и злым умыслам

и поступкам, прикрытым внешней доброжелательностью)

Вероломный (нарушающий обязательство, клятву; коварный, предательский)



-Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.


- Образуйте однокоренные слова – имена существительные. Назовите их.

- Запишите под диктовку учителя:

СМЕЛОСТЬ МУДРОСТЬ
ХРАБРОСТЬ СТРОГОСТЬ
НАДЁЖНОСТЬ ХИТРОСТЬ
ВЕРНОСТЬ ЗЛОСТЬ

Б) Значение суффикса –ОСТЬ-

- Что вы заметили?

(Слова оканчиваются на –ОСТЬ-)

- Какой частью слова является это сочетание букв? (Суффиксом)

- Итак, наш новый знакомый – суффикс –ОСТЬ- (см.слайд)

- Что называют все эти слова? (качества, например, характера) (см.слайд)


- Запишите транскрипцию слова «МУДРОСТЬ»


- Выделите слабые позиции в слове.

- Запишите с пропуском слабых позиций

МУДР___ ____ ____Ь


- Определите, в какой части слова оказались слабые позиции.

- Оказывается, проблема в суффиксе. (см.слайд)


В) Проверка орфограмм в суффиксе

- Но мы не учились проверять слабые позиции в суффиксе...Всегда проблемы были в корне, и мы проверяли орфограммы в корне с помощью однокоренных слов

Формулировка задачи:

«попробуем проверить орфограммы в суффиксе»

- Может, мы можем применить прежние знания, чтобы проверить последнюю согласную?

(Мудрости)

- Да, мы изменили слово и по форме слова смогли проверить парную согласную в конце слова.


- А как проверить написание буквы С?

ВНИМАНИЕ!

В русских корнях и суффиксах встречаются сочетания звуков З и С с другими звуками.

И эти звуки всегда оказываются в слабой позиции.

Чтобы определить, какая именно буква (З или С) пишется в слове, полезно помнить, что перед звонкими согласными пишется только буква З, а перед глухими согласными пишется С.


Пример: ЗДРАВСТВУЙТЕ


- Впишите букву С перед глухой согласной Т.

- А как проверить гласную?


- Найдите среди записанных слов то, в котором гласную проверять не надо. (ЗЛОСТЬ) Почему в нём не надо проверять гласную?

- Будет ли основной закон письма действовать в суффиксе?

- Чем будет это слово для других слов?

- Но ведь это слово не является однокоренным для других слов!

- Но мы же проверяем букву в суффиксе, значит нам нужно проверочное ОДНОСУФФИКСАЛЬНОЕ слово!


- Проверьте написание гласной О в слове «мудрость, храбрость, строгость». Какое слово будет проверочным?

ВЫВОД: получается, что слово ЗЛОСТЬ помогает проверить написание гласной О во всех словах с суффиксом О


5. Первичная проверка понимания нового материала

А) Работа по учебнику

Стр. 131 – прочитайте правило

- Назовите проверочное слово для слов с суффиксом –ОСТЬ- Докажите свою правоту.


- Рассмотрите имена прилагательные из упр.1, стр.131

- Составляйте однокоренные имена сущ с суффиксом –ОСТЬ-, подбирайте их к строкам кроссворда.(см.слайд)


Физминутка. Дети изображают героев.

- Кто раньше всех знал тайну гнома о том, как расколдовать мальчика? (Совы)

(см.слайд)


В лесу темно, Только Совушка-сова,

Все спят давно. Большая голова,

И зайцы спят, На суку сидит,

И белки спят. Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!


6. Закрепление новых знаний и способов действий

Уч.- стр. 132, упр.2

- Прочитайте задание.

- Как называются слова, противоположные по смыслу?

Самостоятельная работа, помощь в паре



7. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий-

А) Представитель пары отчитывается у доски за пару слов – антонимов


Б)- С помощью оценочных линеечек оцените качество (аккуратность и правильность) работы в тетради.

8. Подведение итога урока.

А) - Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли?

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня? –

Чего вы достигли на уроке?  

Б)Сообщение отметок за работу.

В) Перспективы работы: узнаем, как основной закон письма работает в других суффиксах


Закончить хочу  словами пословицы: Ученику – удача, учителю – радость.

Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания и хорошие отметки. От этого мне очень радостно. Спасибо за работу на уроке.


  1. Информация о дом. задании

- Запись в дневниках д/з: Т.-стр.74-75, упр.1-2

Дома вы будете составлять и записывать слова с суффиксом – ОСТЬ-


5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ