Конспект урока на тему «В гостях у словарей»

«В гостях у словарей». (Урок-обобщение по теме «Лексика»)


Цель: закрепить, обобщить знания учащихся по теме: «Лексика»; совершенствовать навыки работы со словарями; воспитывать интерес к книге, к слову.


Ход урока:


Усердней с каждым днем гляжу в словарЬ

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь,

На всех словах события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век доживать чужой…»

С. Я. Маршак


-- Определите основную тему стихотворения. О чём оно?

Слово учителя (сообщение темы и целей урока):

Сегодня мы окунёмся во всю красоту, богатство, великолепие русского языка (слова).

К нам пришли словари. Познакомимся с ними. Они расскажут о начале своего рабочего дня, а вы определите, что за словарь перед вами.


Толковый словарь: «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в слова комментатора. В его речи то и дело звучат слова: биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать всю свою эрудицию, чтобы растолковать. Биатлон -зимнее спортивное двоеборье. Фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.»


Фразеологический словарь: «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки».


Словарь иностранных слов: «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».


Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова…Ну все пора за работу: думать, размышлять, соображать»


Словари подготовили задания, которые вы должны выполнить.


1.Индивидуальные задания.

1.Вставить буквы, подчеркнуть слова, употребленные в переносном значении. Как вы их понимаете?


На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.


2.Вставить буквы, найти и подчеркнуть устаревшие слова. Рассказать об устаревших словах.


Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

Весь класс:


Класс переводит устаревшие слова на современный русский язык.


3.А теперь познакомимся с новыми словарными словами. Их значения я выписала из словаря Пети Ошибкина. Согласны ли вы с их толкованием?


Лазурь – животное, лазающее по деревьям.

Розарий – человек, разоряющий гнезда птиц.

Фантастика – девочка, которая очень любит фанту.


-Найдите правильное лексическое значение слов, составьте с ними предложения.

-Каким словарем вы будете пользоваться?


2.Говоря о богатстве русского слова, вспомним, что такое омонимы, синонимы, антонимы.


Индивидуальные задания.


1.По словарю подбери антонимы к словам: благородный-(подлый), дружба-(вражда), надежда-(отчаяние), положительный-(отрицательный).


2.Расставить синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой.


3.Весь класс.


1 вариант:замени в словосочетании прилагательные так, чтобы существительные в 1-ом и 2-м словосочетании стали омонимами.


Водопроводный кран-(подъемный ), вкусные лисички-(хитрые). Ржавый ключ-(быстрый), песчаная коса-(русая), гибкий лук-(злой)


2 вариант: найдите антонимы к прилагательным.

Близкий берег (далекий)- близкий человек(чужой), мелкая рыба(крупная)- мелкая река(глубокая).


3 вариант: подберите синонимы для характеристики смелого человека (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный.


4.Весь класс (устно)


Исправь речевые ошибки в тексте.


В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в классе тоже была плохая(не очень хорошая). Особенно плохо(шумно) вели себя на уроках рисования.


3.Красивой, неповторимой, образной делают нашу речь фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы?


Индивидуальное задание.

Подберите фразеологизмы к словосочетаниям.

Усердно трудиться(засучив рукава), совсем близко (нос к носу, рукой подать).


Весь класс (устно)

1.Фразеологизмы замените словом-синонимом.

Ни свет ни заря (рано), мчаться на всех парусах (быстро), в час по чайной ложке (медленно), жить душа в душу (дружно), жить как кошка с собакой (часто ссориться), от горшка два вершка (маленький), Кот наплакал (мало), всыпать по первое число (наказать).


2.Отгадайте, какой фразеологизм изображен на рисунке. (Учитель демонстрирует рисунки)


4.Итог: какую роль играют в нашей речи омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы?


5.Лексический анализ текста.


Красота Мальчика-звезды принесла ему только зло. На детей Лесоруба он смотрел сверху вниз, потому что они низкого происхождения, а он – знатного рода. Он не испытывал сострадания к беднякам и нищим, недужным и увечным.


План разбора:


1.Есть ли в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова, а также слова, употребленные в переносном значении? Привести примеры.

2.Какова их роль в тексте?


6.Домашнее задание: составить словарь вежливых слов.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ