Конспект урока на тему "Задания части В по тексту Ч.Айтматова"

Задания части В по тексту Ч.Айтматова

(1)Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обраща­лись с пленными воинами. (2)При случае они продавали их в раб­ство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. (3)Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвер­гали жесточайшей процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помня­щего своего прошлого. (4)Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. (5)Лишённый памяти манкурт стоил до­роже десяти обычных здоровых рабов. (6)Такой невольник не знал, кто он, какого рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. (7)Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. (8)Такой раб был равнозначен бессловесной твари: абсолютно покорен и безопасен для хозяина. (9)Он никогда не помышлял о бегстве. (10)Для рабовла­дельца восстание раба страшнее всего. (11)Каждый раб потенци­ально мятежник. (12)Манкурт был единственным в своём роде ис­ключением: ему в корне чужды были побуждение к бунту, стремление не­ повиноваться. (13)И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. (14)Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. (15)Все его помыслы сводились к утолению голода. (16)Других забот такой раб не знал, зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. (17)Для него по­веление хозяина было превыше всего.

(18)Легче заковать пленного, нанести увечье или причи­нить другой вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пре­бывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единст­венным обретением, которое уходит вместе с ним, остается недоступным для других. (19)Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромеш­ной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. (20)Они нашли способ отнимать у ра­бов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.

(21)Рассказывают, что мать, разыскав сына, которого превратили в манкурта, причитала: «(22)Можно отнять землю, можно отнять бо­гатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет по­кушаться на память человека?! (23)О Господи, как внушил ты такое людям? (24)Разве мало зла на земле и без того?» (25)«Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» - умоляла она сына. (26)Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал мать, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце.

(27)С тех пор, говорят, появилась в сарозекской степи по но­чам белая птица. (28)Повстречав путника, птица летит поблизости с возгласами: «(29)Чей ты? (30)Как твоё имя?..»

(По Ч. Айтматову)

Дополнительные задания В1 – В8 по тексту Ч. Айтматова



В1



  1. Укажите способ образования слова ПРЕДАНИЕ (предложение 1).

  2. Из предложений 2 – 4 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

  3. Укажите способ образования слова НЕОБХОДИМОСТИ (предложение 13).

  4. Из предложений 9 – 12 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом.

  5. Укажите способ образования слова ПОВЕЛЕНИЕ (предложение 17).

  6. Из предложений 25 – 26 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

  7. Из предложений 27 – 28 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.



    В2



    1. Из предложений 2 – 5 выпишите возвратное местоимение.

    2. Из предложений 5 – 10 выпишите наречие в сравнительной степени.

    3. Из предложений 12 – 18 выпишите прилагательное в превосходной степени.

    4. Из предложений 14 – 18 выпишите все подчинительные союзы.

    5. Из предложений 16 – 19 выпишите все частицы.

    6. Из предложений 14 – 18 выпишите субстантивированное прилагательное (перешедшее в существительное).



    В3


    1. Из предложений 6 – 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    2. Определите вид подчинительной связи в словосочетании СТРЕМЛЕНИЕ НЕ ПОВИНОВАТЬСЯ (предложение 12).

    3. Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    4. Определите вид подчинительной связи в словосочетании СПОСОБ ОТНИМАТЬ (предложение 20).

    5. Из предложения 24 – 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    6. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВСТРЕТИВ ПУТНИКА (предложение 28).



    В4



    1. Среди предложений 14 – 22 найдите сложное, в состав которого входят односоставные неопределенно-личные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

    2. Среди предложений 23 – 30 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.



В5



  1. Среди предложений 1 – 8 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением с обстоятельственным значением уступки. Напишите номер этого предложения.

  2. Среди предложений 20 – 30 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.




В6



  1. Среди предложений 1 – 8 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное причины. Напишите номер этого сложного предложения.

  2. Среди предложений 18 – 30 найдите сложное(-ые) предложение(-я), в состав которого(-ых) входит придаточное изъяснительное. Напишите номер(-а) этого(-их) сложного(-ых) предложения(-й).



В7



Среди предложений 13 – 18 найдите такие, которые связаны с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.



В8



«Рассказанная Ч.Айтматовым история о рабе-манкурте не может оставить никого равнодушным. Эмоциональное воздействие на читателя усиливают тропы: _____ («разрушить разум», «отбить память»»), ____ (предложение 14), ____ («живую память», «кромешной истории»), другие лексические средства выразительности (например, _____ («невольник», «раб» - «рабовладелец», «хозяин»)».

Список терминов:

  1. гипербола

  2. риторический вопрос

  3. эпитет

  4. синонимы

  5. сравнительный оборот

  6. метафора

  7. антонимы

  8. метонимия

  9. ирония


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ