Конспект урока на тему «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»
Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но
и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»
Цель: создать условия для формирования навыка правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но и в простых предложениях с однородными членами и союзами и, а, но
Задачи:
наблюдать и делать выводы о роли союзов и, а, но в сложном предложении;
развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений;
конструировать предложения, обозначать схемами;
воспитывать интерес и любовь к родному языку;
Познавательные компетенции: учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.
Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план деятельности (алгоритм) решения учебной проблемы; корректировать свою деятельность.
Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Личностные: дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; стремиться к совершенствованию собственной речи;
Этапы урока
Ход урока
Оргмомент.
Мотивация к деятельности
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Давайте начнем наш урок
с пожелания добра друг другу.
Вспомним наше приветствие
«Я желаю тебе сегодня добра»:
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
- Пусть сегодняшний день будет для вас добрым и принесёт удовлетворение во всех делах.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности
-Прочитайте предложение.
-Какие задания вы можете предложить, работая с этим предложением?
Вспыхнула алмазным блеском молния и раздался гром. Слайд 2
(Обозначить орфограммы, произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему и др.)
- Я вам предлагаю записать данное предложение и выполнить синтаксический разбор.
Откройте тетради, запишите число, вид работы
- Влад пройдёт к доске и составит схему.
III Выявление причины затруднения и постановка темы и цели деятельности
- Кто желает озвучить?
- Просмотрев ваши тетради, я увидела, что вы по-разному записали это предложение. Почему?
- Какое это предложение?
- С помощью чего мы соединили части сложного предложения?
- Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены)
А чего мы с вами ещё не знаем, чтобы не допускать ошибок?
Значит, какова тема урока, попытайтесь определить.
Посмотрите на схему, согласны? Слайд 3
А только ли о сложных предложениях пойдёт речь? Посмотрите на 2-ю схему. Слайд 4
Так, кто сформулирует тему урока более точно?
Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но Слайд 4
Постановка целей
Глядя на тему урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- На какой вопрос, мы должны дать ответ в ходе урока?
(Какие сходства и отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами?) Слайд 5
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Чтобы ответить на главный вопрос урока, что мы с вами должны сделать? (провести наблюдение)
1.Наблюдение с.68
Прочитайте предложения, взятые из рассказов М.Пришвина в 1 колонке и сравните их с предложения 2-й колонки.
1 группа работает с 1-й строкой, 2 со второй,….
- Какие это предложения? (сложные).
- С помощью чего соединены части сложного предложения?
( с помощью союзов и, а, но)
- Что вы заметили? 1 группа? (в сложном предложении перед союзом а ставится запятая) 2 группа? 3 группа?
А сейчас полученные знания мы должны зафиксировать, получить какой-то продукт
1. Используя схему, по которой мы определяли тему урока, составьте для себя схему – подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном, т.е. соотнесите вид предложения с нужными союзами (по группам) Заготовка у вас на столах Слайд 6
Защита проекта – схемы. Слайд 7, 8, 9
Вывод: Слайд 10
Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах. Слайд 11, 12,13
1.Нахожу и подчёркиваю………
2. Считаю…………………
3. Если основ две или больше, то……
4.Нахожу границы……………
5. Выделяю…………………
6.Ставлю…………………
7. Проверяю……..
V. Этап закрепления и формирования метапредметных результатов (УУД)
Мы с вами сделали открытие, а теперь цель нашей работы? (Потренироваться)
Задания для групп: Слайд 14
Определите, к какому типу относятся предложения.
В соответствии с этим поставьте недостающие знаки препинания.
1 группа: Слайд 15
Утром пошёл сильный дождь, но к обеду перестал.
Совы днём спят, а ночью вылетают на охоту.
2 группа: Слайд 16
Часовой дошёл до угла и повернул обратно.
В лесу мы нашли и подосиновики, и подберёзовики, и белые грибы.
3 группа: Слайд 17
Утром шёл сильный дождь, но к обеду погода разгулялась.
Вот солнышко пригрело землю, и ласточка простилась с Дюймовочкой.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Мы с вами потренировались, а теперь цель нашей дальнейшей работы?
(проверить знания, полученные на уроке)
- Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас и проверим.
Графический диктант
– Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+»,
с неверными «–».
1) Между однородными членами всегда ставится запятая. ( - )
2) Сложное предложение состоит из двух и более основ. ( + )
3) Это схема простого предложения с однородными членами:
[ ___ ═ ] , [ _____ ═ ]. ( - )
4) Перед союзом и всегда ставится запятая. ( - )
5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. ( + )
Выполнили графический диктант? А что будем делать дальше?
Самопроверка
Внимание на слайд. Слайд 18
– Проверьте по эталону: - + - - +
– Кто допустил ошибки? В чём причина?
- Кто справился без ошибок?
VII. Домашнее задание.
с.69 – правило, с.70, №73; Слайд 18
(задание по уровням, уровни, расписаны на карточке)
(Прочитайте внимательно задание, выберите посильное для себя)
Задание первого уровня
Списать любые 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания.
Задание второго уровня
Списать 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания. Составить схемы предложений.
Задание третьего уровня
Найти и записать предложения по данным схемам. Подчеркнуть грамматические основы.
1. [ ______ ______ ] и [ ______ _____ ].
2. [ ______ _______ и ] .
3. [ ____ _____ ] , [ ____ ____ ] , [___ ___ ].
VIII. Итог урока.
- Вспомните, какие цели перед собой мы ставили в начале урока? Слайд 19
- Достигли мы их или нет?
- Что самого важного для себя вы поняли на уроке?
- На каком этапе вам было легко?
- В чем затруднялись? Над чем ещё нужно работать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- У кого есть вопросы?
- Спасибо за сотрудничество! Слайд 20
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ