Конспект урока на тему «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Написание строчной буквы м»

Интегрированный урок обучения грамоте и письма.

Тема: «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Написание строчной буквы м»

ТИП УРОКА: Урок предъявления новых знаний

Цель: Знакомство с согласными звуками [м], [м’], буквами М, м.

Задачи:

Образовательные:

- научить детей находить в словах звуки [м], [м’] и уметь их различать;

- познакомить с буквами М, м и формировать умение обозначать звуки [м], [м’] буквой м, находить их

в слого-звуковых схемах

- формировать умение давать характеристику звукам;

- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;

- выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;

- формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами

- писать буквы Мм по образцу и слоги с ними

Воспитывающие:

- воспитывать любовь, интерес, уважительное отношение к Родине и её столице городу Москве;

- воспитывать чувство патриотизма;

- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки друг к другу;

- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Развивающие:

- развивать читательский интерес;

- развивать познавательный интерес и активность учащихся;

- развивать устную речь и фонематический слух;

- развивать мышление, память, внимание.

Метапредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: учебник В.Г. Горецкий «Азбука» 1 часть, пропись В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова 3 часть, предметные картинки, слайдовый материал, индивидуальные карточки, интерактивная доска.

Организация учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.













2.Актуализация знаний.

























3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.
































Урок начинается с проверки готовности к уроку и эмоционального настроя на работу.

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Приготовь скорей, дружок,
Аккуратно по порядку
Учебник, ручку и тетрадку.

- Молодцы. Садитесь. Желаю на уроке всем сегодня удачи. Начнем урок.



Организация фронтальной работы.

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Работа по формированию навыков правильного, слогового, беглого чтения.

На доске: А О П У И Е Ы

- Какая буква «лишняя»? (Буква П – обозначает согласный звук).

- Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е).

- Назовите «хитрую» букву. Почему мы ее так назвали? (Буква Е).

- Прочитаем слоги. (Чтение проводится по индивидуальным карточкам).

Взаимопроверка в паре.(Повторить правила работы в паре).

- Сегодня к нам на урок пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов.

- Давайте посмотрим на них. Кто это? (Маша и Медведь)

- Посмотрите, что они с собой принесли

(На слайде иллюстрации: малины, мяч, морковь, аквариум)

Произнесём хором эти слова.

- Что общего в этих словах?

(звуки [м], [м’])

А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [м], [м’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?(«эм»)

- А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?

Тема урока: Звуки [м], [м’], буква М, м.

- О чём же мы сегодня будем на уроке разговаривать? Чему научимся?

1. Составим характеристику звуков.

2. Будем работать со схемами слов.

4. Будем читать слоги, слова

5. Научимся писать строчную и заглавную букву Мм

Дети слушают.

Проверяют готовность к уроку.













Работа с информацией

Дети отвечают.

Самостоятельное чтение по карточкам. Проверка в парах.



















Дети отвечают.

Дети высказывают свои мнения.

Дети пытаются сформулировать тему урока.






























Личностные:

- Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Волевая саморегуляция








Познавательные УУД:

- Поиск и нахождение необходимой информацию

- Контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности

Коммуникативные: -- Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

















Познавательные:

- Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Формирование способности принимать учебную цель и задачу.

Личностные:

Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

-умение общаться , прислушиваться к высказываниям других








4.Работа по теме урока.
































































































































5. Применение нового знания.

































































































6. Итог урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Развитие внимания.

Карточки с фигурками человечков.

- Как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия)

- Как называется столица России?

- Я вас приглашаю на экскурсию по городу Москва.

- Какие достопримечательности вы узнали на слайдах? (Спасская башня, Московский зоопарк, Собор Василия Блаженного)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 84 учебника. Что на ней изображено?

( Красная площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного, а еще резиденция президента России В.В. Путина.)

Чтение хорошо читающим учеником текста под картинкой.

- В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Для многих россиян главный город страны является родным домом. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия. «Быть здесь граду», - воскликнул Долгорукий. Так более 800 лет назад началась строиться Москва.

Выделение звуков / м /, /м’ / из слов «дом», «семь». Работа с карточкой схема слова. Приготовьте карточку простой карандаш, зеленый и синий карандаши.

1.Чем стал для многих россиян главный город страны? (домом)

- Сколько звуков в слове дом? Посчитаем вместе. (3)

-Сколько клеточек обведём?

-Какой звук в слове дом последний? / м /, дайте ему характеристику:

1.согласный (произнесите, встречает ли воздух преграду?)

2.твёрдый или мягкий?

3. звонкий или глухой?

- Каким цветом обозначим этот звук на схеме?



1.На скольких холмах стоит Москва? (на семи)

- Сколько звуков в слове семь? Посчитаем вместе. (3)

-Сколько клеточек обведём?

-Какой звук в слове семь последний? / м’ /, дайте ему характеристику:

1.согласный (произнесите, встречает ли воздух преграду?)

2.твёрдый или мягкий?

3. звонкий или глухой?

- Каким цветом обозначим этот звук в схеме?

Давайте сделаем вывод о звуках [м], [м’].

Вывод: согласные, звонкие, может быть твердым и мягким.



ФИЗМИНУТКА:

Определение звука в словах твердый или мягкий:

Твердый хлопнем в ладоши, мягкий потопаем ногами.

Машина, мир, гном, мишка, мыло, метро.



Знакомство с буквами М, м.

- На что похожа буква М?


Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!


Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.


Почему этих букв две?





Обучение навыкам чтения с новой буквой.

Чтение с доски (открытые и закрытые слоги, слова):

ам ма

ом мо

ум му

им ми

ым мы

ем ме

мир, мама, Рома, малина, Москва, Мила

- Назовите собственные имена.

- Назовите односложные, трехсложные слова.

- Назовите слова, в которых звук /м/ - мягкий.





Работа в прописи.

-Откройте прописи с. 6 и приготовьте синюю гелевую ручку и цветные карандаши зеленого и синего цвета.

Пальчиковая гимнастика.



с. 6-7 – Кто нарисован? Какой звук первый?

Дайте характеристику. Каким цветом раскрасим? Раскрасьте.

Рассмотрите письменную букву Мм. Похожа ли она на печатную букву?

Из каких элементов состоит? В каких буквах мы их уже встречали эти элементы?( л, и)



Сели прямо, ноги вместе, 
Под наклон возьмём тетрадь. 

Левая рука на месте, 
Правая рука на месте,
 

Можно начинать писать.



- Комментирование кинем (слайд с. 6 прописи)

- Какие буквы расположились на второй строке? Какое соединение у букв л? (нижнее)

Пишем не отрывая руки буквы л.

- Комментирование кинемы с буквой м, показ учителем, прописывание в воздухе.

Следующая строка:

Слоги ма ме мы.

- Какой слог лишний? ( с мягким звуком, с верхним соединением)

Комментирование учителем, запись на доске

Просмотрите свою работу, сравните с образцом., подчеркните ту букву м, которая получилась лучше всех



- Что мы делали сегодня на уроке?

Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [м] и [м’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?

Дети выполняют упражнения.





Дети слушают.

Дети отвечают на вопросы.





































Один ученик на интерактивной доске работает со схемами. Остальные дети работают с карточками.





Дети отвечают на вопросы.

Беседа.



Ответы детей.





Произносят звуки и выполняют звуковой анализ.

Один мягкий, другой – твёрдый.

Они согласные, они звонкие.

Дети отвечают по алгоритму.

























Беседа: дети отвечают на вопрос.

















Чтение слогов

За учителем, про себя, по строчкам, столбиками.

Чтение слов читающими детьми, хором.

Называют слова имена собственные, односложные, трехсложные, с мягким звуком/м’. Дети отвечают на вопрос и делают вывод















Беседа. Ответы на вопросы.



























Дети работают в прописи.































Дети отвечают на вопросы







Познавательные:

- Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.

- Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

- Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).



Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог

Регулятивные:

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.























































































Познавательные:

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).



























Познавательные:

Формирование умения делать выводы.

- Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

- Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.








7. Рефлексия.

-Что было трудно? Что легко?

-Что больше всего понравилось?

Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то поднимите зелёный круг.

Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите красный круг.

Дети отвечают на вопросы и показывают знаки.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные:

- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

- принятие целей урока

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ