Конспект урока на тему "Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе"

ТЕМА: «Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе».


ЦЕЛИ:

1. Дать представление о существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе.

2. Развивать умение классифицировать имена существительные по числам.

3. Воспитывать потребность понимать родной язык и воспринимать его.


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный экран, компьютер, карточки для дифференцированной работы.


ХОД УРОКА.


I. Организационный момент.


II. Сообщение темы и цели урока. Слайд №1.


- Мы продолжаем работать по теме «Имя существительное».

- Давайте вспомним, что такое имя существительное?

- Какие грамматические значения имени существительного вы знаете?

- Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о числе имен существительных. Познакомимся со словами, употребляемыми только в единственном и только во множественном числе. Работать будем, объединяясь в группы. В конце урока каждый оценит свою работу сам. А еще я хочу, чтобы во время подведения итогов урока вы ответили на следующий вопрос: с какой целью мы знакомимся с этой темой?

- Итак, запишите в тетрадях число, классная работа.


III. Словарная работа. Слайд №2., №3.


- Прочитайте на экране слова: кефир, антенна, балкон, сметана, печенье, шоколад, директор, договор.

-Какие это слова? (Словарные).


1 задание. Работа по карточкам.

- В карточках даны словарные слова, которые вы только что прочитали. Ваша задача – распределить слова в два столбика: в первый столбик выписать слова, обозначающие продукты питания; во второй – все остальные. Параллельно вы выполните задание.

Задание первой группе: расставить ударения, подчеркнуть безударные гласные.

Задание второй группе: вставить пропущенные буквы, расставить ударения, подчеркнуть безударные гласные.


Проверка. Слайд № 4.

Подведение итогов словарной работы.


IV. Работа по теме урока.

1.

- В форме какого числа (единственного или множественного) стоят слова из второго столбика? (Единственного).

- Давайте устно поставим их в форму множественного числа.

- Теперь попробуем преобразовать в форму множественного числа слова из первого столбика. Получилось?


Вывод. В русском языке существуют слова, которые, взяв форму одного числа, в данном случае единственного, никогда ее не меняют.


2.

Работа у доски. Выполнение задания в рабочей тетради: страница 47, упражнение 127. (Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь).


Подведение итога. В форме какого числа стоят записанные слова: множественного или единственного? (Множественного).

- Давайте устно попробуем поставить их в единственное число. Получилось?


Вывод. В русском языке существуют слова, которые, взяв форму одного числа, в данном случае множественного, никогда ее не меняют.

- Итак, с какими интересными существительными мы познакомились?


3.

Самостоятельная работа по карточкам.

Для второй группы. В данном тексте выделенные имена существительные поставьте в именительный падеж и распределите по числам (единственное и множественное).


Вы хотите испечь что-нибудь. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их.

Готовое печенье посыпьте тертым шоколадом. Подавайте к чаю. Приятного аппетита!


Для первой группы. Распределите по числам данные слова. В первый столбик выпишите существительные единственного числа, во второй – множественного.

Дрожжи, печенье, сахар, сметана, мука, тесто, шоколад, чай, сливки.


Проверка. Слайд № 5.


Вывод.

Итог урока.

- Что интересного о числе имен существительных мы сегодня узнали?

- Пригодятся ли нам эти знания?

- А теперь оцените свою работу сами.


Домашнее задание.

Страница 112, упражнение 184. Слайд № 6.

Валера и Сергей выполняют 1 часть упражнения, а Полина, Юля и Настя выполняют вторую часть упражнения.


Слайд № 7. Загадки.


По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день.

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену …… (лень).


Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в ……. (прятки).


Начался учебный год,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетет,

Скоро ли …..(каникулы).


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ