Конспект урока на тему "Знакомство со звуками [з], [з,]. Буквами Зз"













ГУСЕВА ДИАНА ВАЛЕРЬЕВНА

МОУ «СОШ №3»

Ленинградская область, г.Лодейное Поле

Учитель начальных классов

Урок обучения грамоте в 1 классе (программа «Школа России»)
































Тема урока: Знакомство со звуками [з], [з,]. Буквами Зз.


Цели урока:

1) формирование умения способа чтения: учить читать плавно по слогам с опорой на ударение, развитие фонематического слуха;

2) формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать;

3) учить детей учиться.


Оборудование:

  • «Азбука»,

  • карточки для индивидуальной работы,

  • плакат с буквами Зз,

  • картинки,

  • магниты.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент


Приветствие. Проверка готовности к уроку.


II. Актуализация знаний учащихся


1 ученик у доски готовит слова для чтения: миска, сметана, масло, молоко.

Остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Какие бывают звуки? Как их различить?

- Проверим, как … подготовил слова для чтения.

Комментарий чтения.


- Что общего в этих словах?

- Какие звуки обозначает буква М?

-Дайте характеристику этим звукам.

- Какое слово лишнее?

Итог: Молодцы! Правильно выделили общее и увидели различие.


III. Изучение нового материала.


1) Слушание звука.


Ученик читает текст, записанный на карточке:

Гуляю я и в дождь, и в зной:

Характер у меня такой. (зонт)

Комментарий чтения.


- Что прочитал …?

- Что это? Как догадались?

- Выполните неполный звуковой разбор слова зонт.

- Давайте прочитаем слияние и выделим первый звук.

- Произнесем этот звук и понаблюдаем, как ведут себя губы, зубы, язык.

- Сделайте вывод: какой это звук.

- Твердый он или мягкий?

- Закроем ушки и произнесем этот звук. Что наблюдаете?

- Прочитаем слово по схеме.

- Расскажите о новом звуке.

- Рассмотрите картинку (учащимся предлагается рассмотреть картинку с изображением зебры)


- Кто это? Как узнали?

- На что похожа зебра?

- А вот какая загадка. Послушайте.

Полоса черная, полоса белая,

Как – будто раскрасила рука умелая.

- Подходит эта загадка к картинке?

- Чем подходит?

- Так кто же это?

- Давайте придумаем предложение об этом животном.

Выслушиваются варианты.

- Послушайте, какое предложение я придумала:

Я видела зебру.

- Поиграем в предложение.

Вызываются 4 ученика. Каждый ученик – это слово. Первый ученик встает и поднимает руку – начало предложения, последний ученик выставляет руку в сторону и сжимает в кулачок – это точка в конце предложения. Четвертый ученик встает между словами и добавляет другое слово, доказывая, что слова пишутся раздельно.

- Выполните звуковой разбор слова зебра.

- Проверим. Прочитайте первое сочетание и выделите первый звук.

- Кто может дать характеристику этого звука?

- Назовите первые звуки в слове зонт и зебра.

- Произнесите их парами. Чем отличаются эти звуки?


2) Физкультминутка


3) Сопоставление звуков [з], [з,].


- Поиграем в игру «Тим – Том». Девочки будут друзьями Тима, мальчики – друзьями Тома. Хлопните в ладоши, когда услышите новый звук. Назовите, какой звук услышали и в какой части слова.

Учитель называет слова: зима, зонт, азбука, зефир, ваза, зерно.

Итог: С какими звуками познакомились? Сколько их?


4) Знакомство с буквами Зз.


- Эти два звука обозначаются одной буквой: согласной буквой «зэ».

- Поиграем в игру «На что похожа буква?»

Ученики читают стихи о букве на карточках, полученных в начале урока.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.


Заманите эту птицу

К нам на нижнюю страницу.



З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.



- Найдите на плакате предметы, в названии которых есть звуки [з], [з,].

Итог: Какой буквой обозначим эти звуки?


5) Чтение слогов с новой буквой.


- Поучимся читать с новой буквой.

На доске записаны слоги: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЕ, ЗИ. Дети читают эти слоги сверху - вниз, снизу – вверх.


- Игра «День – ночь».

Ученики закрывают глаза по команде «Ночь», учитель дописывает по-одной букве к слогам. По команде «День» ученики открывают глаза.

- Прочитайте слоги, которые изменились.


6)Физкультминутка


7) Работа по учебнику.


- Откройте «Азбуку» по закладке. Перевернем страничку. Будем работать на страницах 94-95.

- Найдите букву, с которой познакомились. Сколько таких букв?

- Найдите слоги и прочитайте их парами.

- Разделите эти слоги на группы.


- Прочитаем слова на этой же странице.

- Подготовьте слова для чтения и начитайте их.

- Я посмотрела, как вы подготовили слова для чтения, проверим, как вы их начитали.

Дети читают слова: ЗНАКОМЫЕ, ПОЗНАКОМИЛА, ПРОИЗНЕСИТЕ.

Комментарий чтения.

- Какое слово лишнее?

Дети читают слова: ЗАЗВЕНЕЛ, ЗВОНОК.

- Чем похожи эти слова?

- Придумайте еще слово – родственник.

- Выполните звукобуквенный разбор слова «звон».

- Когда звенит звонок?

- Придумайте предложение с этим словом.

- Я тоже придумала предложение. Послушайте: «Зазвенел звонок на урок»

- Составьте схему этого предложения.


- Рассмотрите картинку в «Азбуке».

- Что вы видите? Как догадались?

- Найдите текст и заголовок к нему. Подготовьте и прочитайте заголовок.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

- А о ком бы ты рассказал?

- Приготовьте текст для чтения и начитайте его.

- Проверим, как вы начитали текст.

- Что узнали из этого текста?

- Зачем слон это делает?

- Прочитаем текст еще раз и ответим на вопрос: о каких животных, изображенных на рисунке, ничего не говорится?


- Над каким словом работали?

- Оно относится к зоопарку?

- А мы составляли предложение о зебре? Кто помнит его?

- Можно ли его добавить к этому тексту?


IV. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Источники материалов:


1) В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин. Русская азбука. Учебник для 1 класса. М.: Просвещение, 2009


2) В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. методическое пособие по обучению грамоте и письму. М.: Просвещение, 1996

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ