Конспект урока на тему "Звук [о], буквы О, о"
Иваненко Ирина Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2» г.Тулуна
Технологическая карта. Урок 15
Тема урока
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [o], буквами О, о, развития речи
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Знавать особенности произнесения звука [о], его характеристику; буквы О, о как знаки звука [о]; составлять небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Личностные результаты
Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ её решения, осуществляя пробы.
Познавательные: общеучебные – использовать сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи;
логические – соотносить рисунок и схему, осуществлять классификацию предметов, слого-звуковой анализ слов, характеризуют звук [о].
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в учебном труде
Основное содержание темы, понятия и термины
Звук [о]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы О, о
Образовательные ресурсы
Презентация
Ход урока.
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I. Организация начала урока.
Проверка готов-ности класса
и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
– Проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежнос-тей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Фронтальный. Наблюдение учителя
II. Речевая разминка
Фронтальная.
Словесный. Звуковая игра, беседа
– Как гудит сильный ветер?
– Как шумят деревья?
– Как фыркает ежик?
– Как рычит собака?
– Что мы сейчас произносили?
Произносят звуки.
Отвечают на вопросы.
– Звуки
Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Различают гласные и согласные звуки
Фронтальный. Устные ответы
III. Актуализация опорных знаний
Фронтальная. Словесный. Беседа
– Какие бывают звуки?
– Как вы их различаете?
– Какой гласный звук и какую букву вы уже знаете?
– Гласные и согласные.
Объясняют.
– [а], А
Привлекают ранее полученные знания
Фронтальный. Устные ответы
IV. Постановка учебной задачи
Частично-поисковый,
Фронтальная. Слово учителя
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
– Посмотрите на картинке.
-Что заметили?
-Что будем учить на уроке?
-Когда вам покупают торт?
-У нас тоже сегодня именинник, герой одной из сказок.
-Это герой какой сказки?
В словах звук [о]
Звук [о]
Ослик.
Принимают учебную задачу
Фронтальный. Наблюдение учителя
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности
1. Слого-звуковой анализ слова ослик
Фронтальная. Словесный, наглядный,
практический. Беседа, работа с картинкой и схемой, объяснение учителя
– Кто это?
-Сколько слогов в слове? -Почему?
-На какой слог падает ударение?
-Хором произнесем первый слог.
– Вслушаемся, как произносит-ся этот звук: о-о-о.
-Какой он, гласный или соглас-ный?
– Почему?
-Какова особенность звука [o]?
-Как произносим согласный с О?
– Ослик.
– Гласный.
– При произнесении звука выдыхаемый воздух в полости рта не встречает преград.
– При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются.
По внешним признакам определяют объект.
Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделяют звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают за особенностями произнесения звука [о]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [о] гласный.
Фронтальный. Устные ответы. Осуществление
слого-звукового анализа слова
2. Обозначение звука буквой.
СЛАЙД 4-5
-Какой буквой обозначим [o]?
-Пятачок подарил Ослику букву О.
Обозначают звук буквой
Физкультминутка
Коллективный. Практический
Учитель катит обруч.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу.
– Назовите слово на букву О
Называют слово, которое начинается с буквы О и пробегают в обруч
Осуществляют профилактику утомления. Приводят примеры слов с буквой О в начале слова
Коллективный.
Правильное выполнение задания
4.Работа по ленте букв.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
-Давайте найдем и покажем Ослику на «ленте букв», где живет буква О?
- На что похожа буква О? Посмотрите, какой еще подарок сделал для именинника Пята-чок!
Работают по ленте букв.
5. Отгадывание загадок
Фронтальная. Словесный, наглядный. Отгадывание загадок, беседа
СЛАЙД 8
-Кто в сказке был самым умным?
-А что подарил Ослику Винни-Пух?
Кролик будет Ослику дарить загадки, а Ослик отгадки будет складывать в горшочек.
Доскажи словечко.
1) Летом в огороде-
Свежие, зеленые,
А зимой в бочке-
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? …
2) Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто ж это? …
3) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног –
Вот и весь я …
Отгадывают загадки
( огурцы )
( олень )
( осьминог )
Осуществляют классификацию предметов по определенному признаку. При отгадывании загадок используют материал собственных наблюдений. Распознают овощи на картинках
Фронтальный. Устные ответы
Физкультминутка
Коллективная. Словесный, практический
– В какое время года собирают овощи в огороде и на полях?
– Осенью с деревьев опадают листья.
– Покажите, как падают листья.
– Как красиво вы кружитесь, –
сказал кленовый листок.
Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими листьями. Но вот ветер стих, и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород.
– Осенью.
Под музыку дети кружатся, бегают, плавно поднимая и опуская руки
Умеют слушать музыку и выполнять движения в такт. Активно участвует в физкультминутке
Коллективный.
Правильное выполнение движений
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Игра «Кто больше найдет слов со звуком
[o] (учебник,
с. 24)?
Парная. Словесный, наглядный, практический.
Кролик хочет проверить внима-тельны ли вы.
– Что вы видите на картинке?
– Сколько букв О на этой странице?
– Какое время года изображено? Почему так думаете?
Рассматривают картинку.
– Подсолнух, огород, дом, окно, крот, бочка, картофель, лопата.
35
Находят слова со звуком [o] на картинке. Работают в паре, называют слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивают результаты совместной работы
Парный, индивидуальный
2. Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке «В огороде у крота»
Беседа, составление рассказа, предложения
Ослик сам замечательный садовод. Он хочет, чтобы герой на странице поделился с ним своими секретами выращивания богатого урожая.
– Чем занимается крот?
– Что находится в подвале у крота?
– Составьте рассказ по картинке.
– Составьте предложение по схеме
Отвечают на вопросы учителя и товарища, составляют рассказ. По схеме составляют предложение, например: Крот выкапывает лопатой морковь
Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют рассказ по сюжетной картинке, используют схему для составления предложения
Устные ответы, рассказ по картинке
3. Работа с пословицами (учебник, с. 24)
Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный. Беседа, рассказ
– Как вы понимаете смысл пословицы «Кто скоро помог, тот дважды помог»?
– Вспомните ситуации из своей жизни, когда вы оказали помощь людям, нуждающимся в ней.
– Как вы понимаете слово «взаимопомощь»?
– Почему так говорят: «При солнце тепло, при матери добро?», «Нет больше позора, чем не выполнить уговора?»
Слушают пословицу, отвечают на вопросы, приводят примеры жизненных ситуаций
Объясняют смысл пословиц и поговорок, высказывают свое мнение. Рассуждают о взаимопомощи. Приводят примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строят высказывания о своей готовности помогать людям. Объясняют значение слова «взаимопомощь»
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ
4. Чтение стихотворения. (учебник, с. 25)
Парная, индивидуаль-ная. Словесный, практический. Беседа, чтение
– Прочитайте стихотворение Ф. Бобылева «Окунек».
-Назовите слова с буквой О.
Читает ученик.
Работают в паре.
Находят буквы О и слова с буквой О в текстах на страницах «Азбуки». Осуществляют взаимопроверку
Парный, индивидуальный. Устные ответы
8. Дидактическое упражнение. «Найди рисунок к схеме» (учебник, с. 25)
Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный. Дидактическое упражнение
– Рассмотрите рисунки и схему.
– К какому рисунку подходит данная схема?
СЛАЙД 9
Рассматривают рисунки.
– Окунь
Анализируют схему, определяют соответствие между схемой и словами, обозначающими предметы
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы
VII. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный. Беседа
СЛАЙД 10-12
-Все гости собрались у Ослика и поздравляют.
-А про подарок Совы то мы забыли!
-Что подарила Сова?
-И даже Баба Яга прислала свое поздравление.
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок?
-Найдите букву на «ленте букв». -Почему буква О расположена на красном фоне, рядом с буквой А?
– Чему учились на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?
– Гласному звуку [o], буквам О, о.
Находят букву на «ленте букв».
– На красном фоне располагаются гласные
буквы. Обе буквы (А и О) показывают твердость предшествующих согласных.
Отвечают на вопросы учителя
Определяют место изученной буквы на «ленте букв».
Отвечают на итоговые вопросы урока.
Оценивают свою работу на уроке. Устанавливают причинно-следственные связи
Фронтальный. Устные ответы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ