Конспект урока на тему «Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф»

Тема «Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф»

Цель Создать условия для знакомства с новыми звуками [ф] , [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.

Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: Обучающийся получит возможность научиться:

- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

- различать значения многозначных слов.

Метапредметные Регулятивные УУД:.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя)

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3.Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные: 1.Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Виды деятельности: Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения

Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Работа над пройденным материалом.

Игра «Доскажи словечко».

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука).

- Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые).

- Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие).

- Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).


III. Мобилизующий этап.

- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

- А теперь? Как его можно по-другому назвать? ( маг, чародей, иллюзионист, волшебник).

- Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?

IV. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.

- Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.

- Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник.

(Выставляю предметные картинки):

- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.

V. Знакомство со звуками.

1. Работа по вариантам (исследование звуков).

1 в. - Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (флаг, фламинго, телефон, фазаны).

2 в. – Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику.

2.- Поделитесь своими открытиями (с опорой на таблицу «Звуки речи»).

Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова, а потом дают характеристику.

- Звук [ф] – согласный, глухой, твердый.

Аналогично со звуком [ф’].

- Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.

3. Давайте «оденем» в парах «звуковичка» (раскрашивание). Вспомните все, что говорили ребята.

Проверка. – Как раскрасили тапочки? Какую выбрали шапочку?

Выбор из трех звуковичков нужного.

Вывод. Звуки [ф], [ф’] - согласные, глухие, [ф], - тв., [ф’] - мягк.

- Посмотрите внимательно еще раз на картинки, которые с собой принес фокусник и найдите среди этих предметов одушевленные (дельфин, фламинго, жираф, фазаны). Докажите свой выбор.

- На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

- Назовите предметы, которые стоят в единственном числе. Докажите. (Они обозначают один предмет).

- Наш фокусник что-то заскучал. Попробуем его угостить чем-то вкусненьким. Придумайте «вкусные» слова с новыми звуками, они могут стоять и в начале слова, и в середине, и в конце.

VI. Знакомство с новой буквой.

1. Упражнения на узнавание буквы.

- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

Работа в группах.

- Каждая группа получает билет(ремарку) в цирк. На них написано несколько букв (афиша).

- Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [ф], [ф’]. Обведите ее.

- Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?

- Давайте на алфавите найдем эту букву. (1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах). Назовите её соседей.

- Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв Ф, ф).

- На что она похожа? Попробуйте из шнурочков выложить эту букву.

- Для чего нужна заглавная буква Ф?

- Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).

- Послушайте стихотворения про букву Ф.

2. Упражнение на концентрацию внимания.

- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.

3. Определение места буквы Ф в городе Букварии.

- Кто догадался, где мы поселим новую букву в городе Букварии? В каком домике? Произносим попарно эти звуки.

VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком . Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.

Чтение слогов 1-го, 2-го и 3-го столбика хором.

2.Образование слов.

- Фокусник предлагает отправиться на прогулку, а свежее дыхание ветерка поможет перенестись на лесную полянку.

3. Распространение предложения.

- Ребята, давайте попробуем распространить о фокуснике такое предложение: Фокусник показал. (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.)

4. Работа с учебником - Давайте порадуем фокусника своим чтением.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение В.Берестова о фокуснике и его фокусах.

После чтения показываю ребус с зашифрованным словом фрак.

- В тексте встретилось слово, которое фокусник зашифровал в ребус. Отгадайте это слово.

5. Игра в превращения слов.

- Хотите стать на минутку фокусниками?

VIII. Проверка знаний.

- Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?

2. Звук [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

5. В слове фуфайка только одна буква «ф».

IX. Итог урока, рефлексия.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.
-
Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

- Если вам урок понравился и вы считаете, что работали хорошо, то снимите с дерева зеленый листик, а если недостаточно хорошо работали и не все получалось, то желтый листик. (На доске прикреплено дерево с разными листиками).

- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои листики.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ