Конспект урока по русскому языку "Число имен существительных" 3 класс

Шипкова Татьяна Федоровна

МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамск Пермского края

Учитель начальных классов


Урок русского языка в 3 классе

Тема. Число имен существительных.

Цели: создание оптимальных условий для усвоения учащимися категории числа имен существительных.

Задачи:

- актуализировать знания о значении, одушевленности/ неодушевленности, роде, имен существительных;

- сформировать понятие о числе как непостоянном признаке данной части речи,

- формировать УУД.


УУД. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, самооценка.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, структурирование знания, смысловое чтение, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем, анализ объектов, обобщение, доказательство.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.


Оборудование: компьютер, медиапроектор, эл. презентация «Мой город», печатная продукция (карточки со словами – признаками имени существительного, раздаточный материал).


Ход урока.

1. Мотивация к деятельности.

Звучит музыка на тему весны.

- Какое настроение сейчас в природе?

- А у нас какое настроение?


2. Целеполагание.

Минутка чистописания.

- Буква, которую мы будем сегодня писать, есть в корне каждого из слов.


Изморозь, пирожок, адресочек.

- Пропишите эти буквы в тетради.

- Оцените себя на «шкале успеха». (Учащиеся на полях тетради чертят луч, на котором в течение урока оценивают себя, расставляя пометки)


- Что объединяет эти слова?

- С какой частью речи будем работать на уроке?

- Какие задачи перед собой поставим?

(Вспомним о признаках, будем определять признаки, употреблять в речи)

- Продолжим открывать секреты имени существительного.


3. Актуализация знаний. Словарная работа.

- В словарной работе мы поговорим о слове «родина».

1)Найдите это слово в словаре.

2) Прочитайте орфографически.

3) Запишите это слово в тетради.

-4)Проведем исследование данного слова по нашему плану: (на доске)

  • Значение слова

  • Фонетический анализ

  • Родственные слова

  • Морфемный анализ

  • Грамматические признаки

  • Синонимы, антонимы


5) Работа с текстом. (Работа в парах) Приложение 1.

- У вас на партах текст Юрия Яковлева «О нашей Родине». Какие значения имеет слово «родина»?

- Оцените себя на шкале успеха.

- Что значит, малая родина?

Презентация «Мой город». (Демонстрируются фотографии нашего города в период ранней весны)


4. Новый материал.

- Запишите на листочках имена существительные на тему «Мой город весной». (Учащиеся маркерами пишут слова на листах формата А4, выходят к доске и крепят листы на магнитную доску. Написали слова: дома, деревья, улица, школа, ненастье и т.д.)

- На какие группы можно разделить эти имена существительные?

(одуш. / неодуш., по роду, собств., нариц.)

-Назовите одушевленные / неодушевленные имена существительные, существительные женского, мужского, среднего рода.


- Оцените себя.

- А еще на какие группы можно разделить эти существительные?

( Если дети не предлагают поделить по форме числа, учитель выбирает слова в форме ед. числа и вывешивает на другую доску)

- Что обозначают эти существительные? (один предмет)

- Значит, это форма какого числа? Табличка: ед. число.

- Что обозначают эти имена существительные? (несколько предметов) Табличка: мн. число.

- Какой секрет имени существительного мы открыли?

- Запишите эти слова в тетрадь столбиком.

- Изменим форму слова.

- Число – это постоянный признак существительного?

- Давайте обобщим в схему.


5. Закрепление.

- В среду на уроке технологии мы будем делать такое панно.

Приложение 2.

- Напишите в тетради, какие инструменты и материалы вам нужно принести на урок.

- Прочитайте свои слова.

(Картон, клей, бумага, ножницы и т.д.)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Назовите существительные в форме единственного числа.

- Образуйте форму множественного числа.

- Назовите существительные в форме множественного числа.

- Образуйте форму единственного числа.

- Какой вывод можно сделать?

(Некоторые существительные не изменяются по числу: ножницы, картон и т. д.)

- Для таких существительных число – это постоянный признак.

- Давайте вспомним, какие существительные вы писали в начале урока.

- Есть ли среди них существительные, которые имеют форму только ед. или мн. числа?

Творческое задание. Работа в группах.

-Составьте в группах небольшой текст на тему «Мой город весной».

Чтение текстов.

Оцените себя.

6. Рефлексия.

- У кого из вас есть точки на шкале ниже середины? Почему?

- У кого есть точки выше середины? Почему?

- А теперь давайте подведем итог.

- Все ли задачи мы выполнили?


7. Дом. задание.

Заполнить таблицу. Приложение 3.


Приложение 1.

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.


Приложение 2.



Приложение 3.


Существительные, имеющие только форму ед. числа

Существительные, имеющие только форму мн. числа

















Источники:

1. Текст Ю. Яковлева « О нашей Родине»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/razrabotka-uroka-literaturnogo-chteniya


2. Схема сборки подснежников

http://stranamasterov.ru/node/7591



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ