Конспект урока по русскому языку для 4 класа на тему «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться»

МБОУ «Молчановская СОШ №1»

Томская область





Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.

Правописание глаголов с –тся и –ться.»













Подготовила: Петрова Е. Л.,

учитель начальных классов.









2011 год



Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;

- повторить изученное о глаголе;

- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;

- развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение).

Задачи: 
Образовательные: 
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи; 
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время); 
Развивающие: 
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
 
- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока. 
Воспитательные: 
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; 
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество; 
- воспитывать духовно-нравственные качества;



1. Организационный момент.

(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений: самоорганизация и организация своего рабочего места).

1) – Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сейчас настроение? ( Дети специально принятым в классе знаком «хорошее настроение» демонстрируют своё отношение к предстоящей работе).

- Я рада, что у нас отличное настроение! Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

2) Валеологическая минутка. (Психофизиологическая активизация детей).

- Ушки, ушки, слышат всё? (3 раза).

- Просыпайся, третий глаз! (3 раза).

- Я дышу, дышу, дышу! (3 раза).

2. Чистописание .

- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск.

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое).

- Расскажите о каждом признаке глагола.

3. Наблюдение и постановка проблемы.

- О чём говорит эта запись?

Не ___ , -ишь – ешь, -ите – ете, -ться – тся.

- Почему не можете объяснить правописание последней записи?

- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает –ся? И т.д.)

- Сформулируйте тему урока. (Познакомиться с новой формой глагола; правописанием глаголов с –тся и –ться).

4. Решение проблемы.

1). Наблюдение по учебнику.

А) с.83, упр. 274 – выполняется по «шагам» в задании.

- Сравните глаголы по составу и ответьте на первый вопрос: что такое – ся? (Это суффикс).

- Чем интересен этот суффикс? (Он всегда стоит на конце).

- Раньше суффикс – ся был самостоятельным словом местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Проверьте, сохранил ли – ся такое значение в глаголах:

умыться – умыть себя;

решаться – решает сам.

- Этот хитрый суффикс не даёт действию переходить на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому предмету или человеку, который это действие выполняет.



















- Прочитайте вывод в учебнике на с. 84.

- Подготовьте рассказ по схеме. (Работа в группах со схемой. – 2 мин.)

Что делает? Что сделает? - л - ть ( -ти)

род

- ут ( -ют)

- ет или – ит





- ся ( -сь )

Возвратная форма



Б) Сравнение транскрипций, постановка проблемного вопроса.

- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом – ся?

- Как избежать этой ошибки? (Надо знать состав слова.)

- Продолжим свои наблюдения.

В) Наблюдение по учебнику.

- упражнение 274. Сравнение глаголов в 1 и во 2 столбиках.

- В первом столбике к чему присоединился суффикс – ся? (К неопределённой форме глагола).

- Как догадались? (По вопросу что делать? И суффиксу – ть).

- Во 2 столбике к чему присоединился суффикс – ся? ( К глаголам в форме настоящего времени, 3 лица, единственного лица).

- Чем является в слове – ет? (Окончанием).

- Что интересного заметили? (После окончания стоит суффикс – состав слова).

- Чем различаются в написании эти 2 столбика? Почему?

Вывод:

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с – тся и –ться? ( Надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу).

- Прочитайте правило на с. 84.

- Какие 2 способа проверки запомнили?

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление.

А) – Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, балуется, прислушаться.

Б) - с.84, упр. 275 – у доски с объяснением.

В) – Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите нужный вопрос. Обозначьте орфограмму. Объясните смысл пословиц.

С умным ( ) разговорит. ся, что мёду ( ) напит. ся. На миру и работа ( ) спорит . ся. Всякий человек по делу ( ) узнаёт . ся. Умный любит ( )

учит . ся.

- Проверка.

Г) с. 85, упр. 276 – по «цепочке» с объяснением.

7. Итог урока.

- Что узнали нового?

- Где могут пригодиться эти знания?

- Как образуется возвратная форма глагола?

- С какой орфограммой познакомились?

8. Домашнее задание.

9. Оценивание.





















Используемая литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык». Учебник для 4 класса, В 2-х частях. Часть 2. – М. : Баласс, 2008.

  2. Т. Г. Рик « Здравствуй, дядюшка Глагол!» - М.: РИО «Самовар», 1995 г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ