Конспект урока по русскому языку 3 класс "Изменение имен прилагательных по вопросам"

Конспект урока по русскому языку

3класс

Апрель2013г.

Учитель Кудрявцева Л.В.


Тема: Изменение имен прилагательных по вопросам.


Вид урока: открытие новых знаний.


Ход урока.


  1. Мотивация и актуализация. Настрой на урок.


Слайд №1. Звучит пение птиц.


- Я сегодня шла в школу и любовалась, как весна вступает в свои права. Мы все радуемся солнцу, теплу, птичьему пению. Даже на уроке русского языка хочется говорить о весне.


- Для разминки предлагаю вам задание на слух. Я читаю небольшую словесную зарисовку, вы – выписываете в столбик только имена существительные, которые услышите. Ставите их в начальную форму.


Учитель читает:


Апрель. По небу разгуливает большое веселое солнце. Радостно чирикают воробьи.


- Проверка. 1 ученик называет существительное, остальные проверяют. Если все слова выписаны верно – ставите (+) на полях тетради зеленой ручкой.

Если есть ошибки – исправляете, дописываете.


- Проверим орфограммы. Аналогично.


- Вспомним словообразование. Образуйте от данных существительных однокоренные прилагательные в начальной форме, запишите рядом и покажите их строение.


- Объясните, как это сделать?

(С помощью суффиксов: -н, -енн, -ов, -оньк, -еньк, -ск и т.д.)


- Все ли вам понятно? Приступайте.


- Проверим, назовите прилагательные и покажите их строение на доске.


(1 ученик называет прилагательное и разбирает его по составу,

все – делают обозначения.)


Если встретились ошибки - поможем разобраться.


-На листке самооценки поставьте (+), если вы не ошиблись,

(?) – если пока еще не все получилось.


Слайд №2 апрель – апрельский

небо – небесный

солнце – солнечный

воробей – воробьиный


- Какие из этих слов можно изменить по родам, а какие – нет?


- Можно ли проверку на изменение по родам считать способом отличия имен существительных от имен прилагательных?


- Как могут изменяться существительные? (по числам и падежам)

(стереть с доски)


  1. Организация познавательной деятельности.


- А могут ли имена прилагательные изменяться по вопросам?


- Давайте сегодня на уроке узнаем, как прилагательные мужского рода изменяются по вопросам. Это и будет темой нашего урока.


Слайд№ 3. Изменение имен прилагательных мужского рода по вопросам.


- Какою же может быть цель сегодняшнего урока?

(научиться изменять имена прилагательные мужского рода по вопросам.)


Слайд№ 4. Цель урока:

Научиться изменять имена прилагательные мужского рода по вопросам.


- Поможет нам наш друг – учебник. (с. 121 №43)


- Прочитайте задание про себя.

- Сколько падежей? (6)

- Как называется изменение имен существительных по падежам?


- А вспомнить падежи предлагаю в паре:

1 ученик – называет падеж,

2 ученик – вопросы.

- Оцените себя на листке самооценки. Если вы не ошиблись, поставьте (+) .

Если есть ошибки – знак (?)


- Давайте прочитаем в упр. 44, какую интересную картину наблюдала однажды автор Ю.Карасева.

(вслух 1 ученик)



- Поработаем с этим текстом. Какие задания предлагают нам авторы?

(читают самостоятельно)


- Составим план наших действий:

Первое, что мы должны сделать? (выписать…)

Второе? (указать…)

Третье? (выделить…)

Четвертое? (ответить на вопросы)


- Начинаем выполнять задания по плану. Образец записи предложен в учебнике. Переписываем и продолжаем по образцу.

- Далее – самостоятельно.

- Кому нужна помощь – поднимает руку. Я подойду.

(работают)


- Проверим. Взаимопроверка.

Если все записано правильно - ставим на полях (+).

Если есть ошибки, поработайте вместе, исправьте их.


Слайд №5 лист (какой?) зеленый – м.р., ед.ч., И.п.

у листа (какого?) зеленого – м.р., ед.ч., Р.п.

к листу (какому?) зеленому – м.р., ед.ч., Д.п.

лист (какой?) зеленый – м.р., ед.ч., В.п.

с листом (каким?) зеленым – м.р., ед.ч., Т.п.

о листе (каком?) зеленом – м.р., ед.ч., П.п.


-На листе самооценки п.3 – поставьте (+) или (?)


- Ответим на вопрос учебника (п.4 плана). Почему изменяются окончания прилагательных в словосочетаниях?

(т.к. изменяется падеж и вопрос от существительного)


- Сделаем вывод:

Прилагательные изменяются по вопросам, т.е. склоняются.


- Сравним наш вывод с выводом в учебнике с 123.

(читаем)


- От чего же зависит род, число и падеж прилагательного в словосочетании?

(от рода, числа и падежа существительного, к которому оно относится)


Плакат. Прилагательное подчиняется существительному.


- Попробуем сами склонять прилагательные мужского рода. Работать будем на рабочих листах.


Слайд №6. Подснежники (перелески) фото.




- Рассмотрим 1 задание. Оно состоит из 3этапов.


- Чтобы лучше с ним справиться, двигайтесь последовательно. Если затрудняетесь, поднимите руку – я помогу.



Рабочий лист.

Задание №1.

а). Просклоняйте словосочетание и понаблюдай за окончаниями. Устно изменяй по падежам существительное, вопросы и имена прилагательные.


подснежник

И.п. (какой?) голубой, нежный, ранний

Р.п. (какого?) голубого, нежного, раннего

Д.п. (какому?) ______ому, _____ому, _____ему

В.п. (какой?) _______ой, ______ый, ______ий

Т.п. (______) _______ым, ______ым, ______им

П.п. (______) _______ом, ______ом, ______ем


б). Выдели все окончания вопросов и имен прилагательных. Сравни их. Что замечаешь?

в). Какие несовпадения есть в окончаниях вопросов и слов?



- Давайте сравним окончания вопросов и прилагательных. Что замечаете?

(есть несовпадения)


- Рассмотрим окончания в Им. п. -

(в И.п. – разные окончания)


- Поставим ударение. Что видим? (ударение - на доске)

(под ударением – ой, без ударения – ый, - ий.)


- Есть ли еще в каком-то падеже такие же окончания? (в В.п.)


- Отметим эти падежи зеленым кружком. Обратим внимание на эти падежи прилагательных мужского рода.


- Что видим в Р.п.?

(в вопросе окончание –ого, в прилагательных –ого, -его)

- В Д.п.?

(в вопросе – ому, в прилагательных –ому, -ему)

- В Т.п.?

(в вопросе – им, в прилагательных –ым, -им)

- В П.п.?

(в вопросе – ом, в прилагательных – ом, -ем)

- Подытожим наши наблюдения. Такие окончания бывают у прилагательных мужского рода в разных падежах.


Слайд №7.


И.п. и В.п. -ой, - ый, -ий

Р.п. -ого, -его

Д.п. -ому, -ему

Т.п. -ым, -им

П.п. -ом, -ем


  1. Физминутка. Пришло время отдохнуть. Музыкальная пауза.


Слайд №8.

Звучит запись весенней песенки, которую дети поют сами. Дежурный показывает движения, остальные повторяют.


  1. Закрепление и включение в систему знаний.


- Давайте наше открытие применим на практике. Продолжаем работу на листках.

- Прочитаем текст задания №2.


Апрель. С земли сошел последний снег. Наступило радостное время года. Синеет высокое небо. Журчит звонкий ручей. Всё кругом оживает. Скоро прилетят скворцы.


1.Найдите в этом тексте словосочетания существительного с прилагательным, подчеркните одной чертой.


- Назовите словосочетания.


- Определите род и число прилагательных. (укажите на листах)


- С чего начнем определение числа и рода прилагательных?

(с числа и рода существительных, с которыми они связаны)

Работают.


- Назовите словосочетания с прилагательными мужского рода.

(последний снег, звонкий ручей)


- Вам надо будет просклонять 1 из них. Для этого в паре предварительно договоритесь, кто какое словосочетание возьмет. Пользуйтесь подсказками окончаний на экране.


Образец на доске: И.п. снег (какой?) последний …

И.п. ручей (какой?) звонкий …


Слайд №9 (повтор слайда №7)

Работаем.



- Выполним самопроверку по образцу на доске.


Слайд №10.


- У кого все правильно, ставит (+). Если есть ошибки – исправьте их. Это значит, что надо разобраться и потренироваться.


- Встаньте те, кто получил зеленый (+). Значит, вы сумели воспользоваться новыми знаниями. Скажите себе: - Я, молодец! На полях поставьте (М).

- У кого пока не получилось, будем отрабатывать на других уроках.


Будем помнить: Не стыдно ошибиться,

Стыдно не исправиться!


  1. Рефлексия учебной деятельности.


- Вспомним цель нашего урока?


Слайд №11.


- Удалось ли нам ее достичь?


- Чтобы ответить на этот вопрос попробуем обобщить то, что открыли сегодня на уроке.


(1. Прилагательные изменяются по падежам, т.е. склоняются.

2. Окончание прилагательного зависит от падежа и окончания вопроса от существительного, к которому оно относится).


- Кому было интересно сегодня на уроке, поднимите руку.


Слайд №12.

Щелчок.


- Кому было трудно? Что вызывало трудности?

Щелчок.


- Над чем нам надо еще поработать? Посмотрите в свой листок самооценки.

Щелчок.


- Предлагаю оценить свою работу на уроке.


- Если у вас все (+), нарисуйте улыбку на своей «веснушке».


- Если у вас 1-2 знака вопроса, нарисуйте «веснушку» без улыбки.


- Если – больше 2-х знаков вопроса, то «веснушка» будет грустная.


- Что же у нас получилось?


На доске: желтый круг – солнце.


- Выйдите, у кого «веснушка» веселая. Мы их прикрепим ближе к весеннему солнышку. Они самые теплые.


- Чуть дальше расположим «веснушки», которые пока не улыбаются.


- А третьим рядом окажутся грустные «веснушки».


- Посмотрим на эту картинку. Не будем огорчаться те, у кого что-то не получилось. Тема только началась. Будем работать дальше. Я учту ваши трудности.


Щелчок.


- Работы проверю по вашим рабочим тетрадям. Поставлю в журнал только хорошие отметки. Листки самооценки сдать вместе с тетрадью.


Слайд №13.


- Рабочие листы помогут вам при выполнении домашнего задания.

Чьи веснушки оказались ближе к солнышку, предлагаю выполнить задание №47 на с.124.


- Тем, чьи веснушки пока не улыбаются, советую упр. №46 на с.123.


Всем спасибо за активную работу.






Листок самооценки.


Знания и умения.

+ ?

1.Умею образовывать имена прилагательные и разбирать их по составу.


2.Знаю вопросы падежей.


3.Умею находить словосочетания существительного с

прилагательными.


4.Умею определять род и число прилагательных.


5.Умею склонять прилагательные мужского рода.






Рабочий лист.

Задание №1.

а).Просклоняй словосочетание и понаблюдай за окончаниями. Устно изменяй по падежам существительное, вопросы и имена прилагательные.


подснежник


И.п. (какой?) голуб ой, нежн ый, ранн ий

Р.п. (какого?) голуб ого, нежн ого, ранн его

Д.п. (какому?) ______ому, _____ому, _____ему

В.п. (какой?) _______ой, ______ый, ______ий

Т.п. (______ ) _______ым, ______ым, ______им

П.п. (______ ) _______ом, ______ом, ______ем


б). Выдели все окончания вопросов и имен прилагательных. Сравни их. Что замечаешь?


в). Какие несовпадения есть в окончаниях вопросов и слов?




Задание №2.

Прочитай текст.


Апрель. С земли сошел последний снег. Наступило радостное время года. Синеет высокое небо. Журчит звонкий ручей. Скоро прилетят скворцы.


Отыщи в этом тексте словосочетания существительного с прилагательным, подчеркни их одной чертой.



Склонение прилагательных ед. ч. м.р.

И.п. -ой, - ый, -ий

Р.п. -ого, -его

Д.п. -ому, -ему

В.п. -ой, - ый, -ий

Т.п. -ым, -им

П.п. -ом, -ем




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ