Конспект урока по русскому языку "Корень – главная часть слова" 4 класс

Республика Саха (Якутия), Таттинский район, МБОУ Чымнайская СОШ имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьарааhын

Антоева Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.

Урок : Русский язык.

Тема: Урок-закрепление по теме "Корень – главная часть слова".

Класс: 4

Цель:

  • обобщить знания детей о главной части слова -корне;

  • выявить уровень знаний учащихся по данной теме;

  • организовать деятельность по обогащению словарного запаса учащихся;

  • способствовать формированию навыков самостоятельной работы;

  • продолжить совершенствование у учащихся умения и навыков связного изложения мыслей в устной речи, формирование навыков выразительного чтения, повышение культуры речевого общения;

  • продолжить воспитание у учащихся интереса к русскому языку, его неограниченным возможностям.

Оборудование:

учебник русского языка Т. Рамзаева; родословное дерево; шапочки для Гуся, Гусыни, Гусеницы; ромашка для чистописания; словарные слова; деревья с корнями «вода», «водить»; корзина с овощами; текст про ежа на листах; таблица для диаграммы; выводы правил; ручки, простой карандаш, цветной карандаш; мордочки с настроениями.

Ход урока

I. Организация начала урока

У нас сегодня необычный урок. На нём присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети поворачиваются к гостям и приветствуют их.)

1. Психологическая настройка.

Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

А давайте послушаем себя, какое настроение у нас сейчас?

Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

У вас на столе лежат мордочки с разным выражением. Выберите ту, которая отражает ваше состояние. Покажите её мне. (Дети показывают.)

Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. А сейчас давайте определим, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Посмотрите, к нам пожаловали гости.

2. Сообщение цели и темы урока.

Сценка про Гуся и Гусеницу.

Гусеница.

Вы кто такие?
Гусь.
Я – гусь, а это гусыня.
Гусыня. А ты кто?
Гусеница. А я ваша тётя – гусеница.

Ребята, есть ли в этом рассказе «родственники»? Назовите эти слова.

Гусыня.

Конечно, мы не родственники. И за то, что вы ответили правильно, мы вам оставим маленький сюрприз, заглянуть в этот мешочек вы сможете только в конце урока.

Спасибо! (Герои уходят.) Итак, вы уже догадались – сегодня мы будем говорить о корне. Вспомним, всё что нам уже известно, а может, узнаем и что-то новое.

3. Проверка домашнего задания

Но для начала давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Вам надо было заполнить родословное древо. Вот что у вас получилось (на доске висят деревья). Вы все обозначили своих бабушек, дедушек, папу, маму, братьев, сестёр, т.е. родных вам людей – родственников. А слово «родственник» произошло от слова «род», т.е. имеющий общего предка или, как ещё говорят, общий корень.

Молодцы, все справились с заданием. Теперь вы убедились, что у людей, как и у деревьев, тоже есть свои корни.

II. Закрепление пройденного материала.

1. Минутка чистописания.

Мы можем начинать. Число и классная работа вы уже написали. Давайте посмотрим на минутку чистописания. <Рисунок 4>. Перед вами ромашка, на лепестках которой написано индивидуальная минутка. Вам надо выбрать лепесток и выписать задание в тетрадь.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.

Перед письмом проверка посадки:

1 – ноги в упор,
2 – спина ровная,
3 – расстояние между столом,
4 – наклон головы,
5 – ручку взяли,
6 – пишем.

2. Работа над словарём.

Посмотрите ,какие написания слов мы будем сегодня повторять в словаре.<Рисунок 5>.

3. Работа над темой. Выполнение заданий.

А) – Итак ,1 задание «С какого дерева упал листок?».

Перед вами 2 дерева. <Рисунок 6>. В 1 дереве живёт слово ВОДА, а во 2-ВОДИТЬ. Вам нужно выйти и прикрепить листок со словом к нужному дереву, определяя, какое слово является однокоренным.

ВОДА
заводить
водоросль
вводный
водоём
заводь
проводники
заводная

ВОДИТ
водитель
половодье
водокачка
наводчик
водозабор
провод
водолаз

А теперь напишите эти слова себе в тетрадь и выделите в них корень. А как обозначается корень в словах? (На доске варианты.)

Первый вариант пишет слова, родственные слову «вода», а второй вариант слову «водить».

Б) 2 задание «Определи лишнее слово в каждом ряду».

Вы видите корзину (на доске корзина с урожаем) На овощах и фруктах этой корзины ваши задания, вам надо записать в тетрадь только лишнее слово.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (Работа в парах.)

4.Физкультминутка.

Открой скорее книжку! (Движение руками)
В книжке мошка, мышка, мишка, (Показывают размер двумя пальцами)
В книжке мячик – круглый бок:
(Руками – шар)
Вверх – вниз, прыг – скок.
(Прыжки)
В книжке зонт. Открой – и пой:
(Открывают зонт)
Лупит дождь – а ты сухой! (Над головой ладонями)
Киска в книжке близко-близко.
(Показывают усы)
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
(Поглаживают свои руки)
Ведь у киски мех такой
Тёплый!
(Обнимают себя руками).

В) 3 задание «Задание в стихах».

Следующее задание подготовили нам Аня и Ангелина. При его прослушивании, вам надо запомнить, как можно больше однокоренных слов.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла, –
Зависело б от мыла,
Веснушки б я отмыла!

Г) -А теперь давайте немного поиграем. 4 задание «Солнышко».

Сейчас я засеку 1 минуту. Вам за это время надо придумать как можно больше слов с этим корнем. Приготовились, внимание, начали!

Ходить, заходить, переходить, уходить, входить, сходить, уходящий, переход, вход…

(Слова пишут в тетради.)

Д) – Следующее задание «Спешите видеть».

У вас на столах есть листочки с заданием. Посмотрите текст, в него надо вставить пропущенные слова.

Жили-были серый…
И его… .
Серый … был очень тих
И… тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий… .

Слова для справок

: ёж, ёжик, ежиха.

Е)– Ну и последнее задание «Волшебный рисунок».

Говоря о корне, нельзя не вспомнить об орфограмме «Безударная гласная в корне слова». На доске написаны слова с безударной гласной. Вам надо проверить, правильно ли написаны слова на доске. Если да, то вы закрашиваете клетку, а если нет, то оставляете пустой.

1. смотреть
2. л
ошадка
3. х
олодный
4. к
амочки
5. д
исяток
6. см
ала
7. к
асилка
8. с
адовник
9. з
имля
10. тр
ищит
11. п
ают
12. хр
обрец

13. малыши
14. ст
албы
15. д
енёк
16. св
инья
17. св
язать
18. ст
орик
19. м
едовый
20. в
ишнёвый
21. кл
евать
22. спр
асил
23. д
аска
24. д
ержал

25. званок
26.
азёра
27. см
ельчак
28. стр
ака
29. п
оясок
30. т
епло
31. ч
исло
32. дв
ары
33. гл
озной
34. л
исной
35. д
аждливый

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Если вы сделали всё правильно, то у вас должен получится вот такой рисунок.

Эта ваша оценка за работу на уроке!

III. Подведение итогов урока

Услышим мы скоро звонок,
Пора заканчивать урок.

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Какое задание больше всего вам понравилось?

Посмотрите на доску. Давайте хором продолжим предложения.

Слова, которые сходны по смыслу и имеют общую часть, называются……
Корень – это… .

А давайте проверим, с каким настроением вы уходите с урока.(Дети берут мордочки и показывают.)

Ну и подарок наших гостей. Давайте посмотрим, что они нам принесли. (Детям вручаются сувениры из мешочка.)

Урок окончен. Всем спасибо!



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ