Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные" 3 класс
Тема урока: «Непроизносимые согласные»
Цели урока:
Создать условия для знакомства учащихся с новыми понятиями: непроизносимый согласный, сигналы ловушек.
Расширить словарный запас учащихся, развитие умения приводить объяснения и доказательства в монологической речи.
Способствовать воспитанию доброты, чувства товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование: плакат «Шапка-неслышимка», кораблик из газеты, рисунки Глазастика, индивидуальные карточки для детей, аудиозапись, сигнальные карточки, Толковый словарь Ожёгова, «Волшебные черновички».
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Психологический настрой (под музыку «Шум моря»)
Я – маленькая частичка этого мира.
Внутри меня покой и согласие,
покой и тепло. Своим теплом
я хочу поделиться с друзьями
Наш лучший друг – Глазастик.
Где же он? (дети открывают глаза)
III. Постановка цели и темы урока.
Бумажная лодочка снова заскользила по волнам в океане Знаний. В ней и плывёт наш Глазастик. (Слайд № 1)
– Почему он грустный?–К нам поступило тревожное сообщение от Мудрейкина (Ученик читает сообщение стр. 160 № 139)
– Ребята, хотите ли вы помочь Глазастику?
– Кого бы вы назвали настоящим другом?
– Друг в беде не бросит
Лишнего не спросит
Вот что значит
Настоящий верный друг.
– Если так, тогда за работу, засучим рукава. (Запись в тетради № 139. Пояснение и доказательство каждого слова с «ловушкой».)
– Что значит накренилась?
– Посмотрим значение слова в словаре Ожёгова.– Что за спасательный круг у Глазастика?
– Объясните, что значит непроизносимые?
–Значит их не слышно.
IV. Работа над новым материалом.
Над какой темой мы будем работать?
Открытие с. 160
Поиграйте с рисунком. Отыщите в нём забавные подробности.
Какие из этих деталей намекают на то, что это непроизносимые согласные?
Причём тут валенки на ножках?
В валенках ступают неслышно.
А почему ротики завязаны?
Звуки не произносят, они непроизносимые.
Но у нас-то ротики не завязаны и ушки слышат. Назовите звуки [т], [у], [л], [в].
V. Физминутка.
Играли звуки в домике
Как маленькие гномики
Меж собой они дружили
Ничего не говорили
Любили в прятки поиграть
Шапку-неслышимку одевать.
VI. Овладение орфографией.
№ 140, стр. 161
радостный, грустный, поздний, звёздный
[радосный], [грусный], [позн’ий], [зв’озный]
сердце, солнце, праздник, здравствуй
[с’эрцэ], [сонцэ], [празн’ик], [здраствуй]
– Сколько в каждом слове букв? Сколько звуков? Чего больше? Почему? Отыщите в каждом слове непроизносимые согласные звуки, где они находятся в слове?(Открытие.) Проблема.
– Как проверить есть или нет непроизносимый звук в слове?
– Если наши непроизносимые согласные живут в корнях слов, как снять шапку неслышимку, как проверить есть он в слове или нет?
– Поскольку непроизносимый согласный звук живёт именно в корне, всё совсем просто. Нужно попробовать, а не зазвучить----- ли согласный в одном из родственных слов?
– Значит, всё правило сводится к подбору родственных слов с целью услышать или не услышать непроизносимый согласный звук, в существовании которого мы сомневаемся.
– Я догадался! Знаю! Ах!
Поищем в родственных словах!
VII. Первичное закрепление знание.
– Где здесь примеры к новому правилу? № 141
местный – место
известно – весть
– Какие слова здесь проверочные? № 142
солнце – солнечные, сердце – сердечко, звёздной – до звезды, радостно – радость.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Кому было трудно?
– Кому было легко? А как легко?
Глазастик очень радостный! Мы помогли ему избежать беду в океане Знаний. Он благодарит всех за помощь.
IX. Домашнее задание.
Стр. 36 «Волшебный черновичок» (по выбору)
Творческая работа «Шапка-неслышимка»
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ