Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс

УМК «Школа России».

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.



Тема: Обобщение знаний о глаголе.

Цель: Закрепить знания учащихся по данной теме.

Задачи: Систематизировать существенные признаки глагола как части речи; совершенствовать умение различать знакомые части речи; совершенствовать навыки грамотного письма; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память; учить обобщать, систематизировать материал, воспитывать умение работать сообща, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к ответам других детей.

Оборудование: Слайды с отрывками стихов о глаголе, таблицы, проектор, ноутбук, экран.

Таблица: Глагол (часть речи).

  1. Обозначает? (Действие предмета).

  2. Отвечает на вопросы:

  • Что делать? Что сделать?

  • Что делал? Что делали?

  • Что делает? Что делают?

  • Что будет делать? Что будут делать?

  • Что сделает? Что сделают?

  1. Изменяется:

По числам: По временам: По лицам: По родам:

Ед.ч. Н.в. 1,2,3 нет

-Что делает? -Что делает? -Что делают?

-Что делал? Б.в. 1,2,3 нет

-Что сделает? -Что будет делать? -Что будут делать?

Мн.ч. -Что сделает? -Что сделают?

-Что делают? П.в. ----- ж.р. Что делала?

-Что сделают? -Что делал? -Что делали? м.р. Что делал?

-Что делали? -Что сделал? -Что сделали? ср.р.Что делало?

  1. В предложении чаще всего является главным членом предложения (сказуемым).



Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания (у.138, с.117) «Говори правильно».

Балова'л, начала', на'чал, по'нял, при'нял, порха'л, приняла', рассерди'лся.

  • Что объединяет эти слова? (это глаголы).

Сегодня на уроке русского языка мы повторим все, что вы знаете о глаголе.

  1. Повторение, обобщение изученного.

  1. Разминка «Назови одним словом».

  • Ответь быстро, запиши правильно в столбик.

Храбрый человек.....(храбрец)

Болтливый человек.....(болтун)

Ленивый человек.....(лентяй)

Мудрый человек.....(мудрец)

Богатый человек.....(богач)

Грубый человек.....(грубиян)

Сильный человек.....(силач)

Веселый человек.....(весельчак)

  • Слова какой части речи вы записали?

  • Образуйте от полученных имен существительных глаголы неопределенной формы (храбриться, болтать, лениться, мудрить, богатеть, грубить, веселить).



  1. Физминутка.

  2. Орфографическая пятиминутка.

  1. Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно.

I в. Чудес...ный, мес...ность, гла...кий, но...ки, по...писать, об...явление, тр...пинка, к...ртофель.

II в. Прекрас...ный, трос...ник, сколь...кий, ло...ки, о...дать, под...езд, сн...жинка, м...рковь.

  • На какие группы можно разделить эти слова? (По частям речи).

  1. Дайте определение каждой части речи.

  2. Расскажите все, что вы знаете о глаголах(ответы детей).

  3. Учитель показывает слайды со стихами о глаголе.

  • Прочитайте стихотворение «Глагол». Сравните все ли вы рассказали мне о глаголе.

Глагол.

Интересная часть речи Вышивает или пашет,

В русском языке живет. Или забивает гол,

Кто что делает расскажет: Варит, жарит, моет, чистит-

Чертит, пишет иль поет. Все расскажет нам глагол!



Он лицо имеет, время,

Вид, залог и наклонение.

И не слишком он «высовывается»-

С другими частями речи согласовывается!

У существительного, числительного и местоимения

Берет взаймы род и число для лучшего общения!

Занимает второе место после существительного,

Как наиболее употребительный.

  1. Игра «Кто больше, чище и без ошибок?»

  1. Солнце-

Арбуз-

Снег-

Котенок-

Мама-

  • Кто больше, чище и без ошибок напишет к этим существительным глаголы, тот – победитель. (Например, врач- лечит, слушает, смотрит, выписывает, пишет, обследует, сообщает).

  1. Четыре глагола.

  • В данные слова впишите корень слова так, чтобы можно было прочитать все слово целиком. К какой части речи относятся все эти слова? Как вы узнали?

  • Можно ли узнать, какого спряжения эти глаголы? Что помогает определить спряжение глаголов?

  • Какие слова вы подобрали?



На... ... ...ать На... ... ...еть

На ... ... ...ить На... ... ...оть

(Возможные варианты: насыпать, нагибать, накачать, накопать, натирать; нарубить, насадить, насолить, намылить, наводить; натереть, нашуметь; наколоть, намолоть).

  1. Народные приметы.

  • Из двух частей составьте народные приметы.

Синица пищит..... к долгой весне.

Дым столбом..... зиму вещает.

Длинные сосульки..... к морозу.

Ласточка низко летает..... к грозе.

Шумит хвойный лес..... дождь предвещает.

Муравьи прячутся в гнезда..... ожидай оттепель.

(Синица пищит- зиму вещает.

Дым столбом- к морозу.

Длинные сосульки- к долгой весне.

Ласточка низко летает- дождь предвещает.

Шумит хвойный лес- ожидай оттепели.

Муравьи прячутся в гнезда- к грозе.)

  • Найдите глаголы, определите спряжение, лицо и число.

  • Определите падеж имен существительных.

  1. Логическая пятиминутка.

  • Какое из этих выражений означает не то, что остальные?

На всех парах; во весь опор; во всю прыть; во всю глотку; на всех парусах. (во всю глотку).

  • Редактор газеты почему-то не любил слово пытаться. Подскажи репортеру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.

Пробовать; изощряться; надеяться; усердствовать; надрываться. (пробовать).



  1. Подведение итогов урока.

У. Чем мы занимались на уроке?

Д. Повторили изученное о глаголе.

У. Расскажите, все что вы запомнили о глаголе.

Д. …..

У. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились на уроке. Все активно работали. Теперь мы можем обобщить и систематизировать все наши знания и выпустить газету «Глагол». Какие рубрики будут у нас в газете? (ответы детей).

У. Вы совершенно правы. Нельзя забывать про теоретический материал. Поможет нам в этом таблица, к которой мы обращались во время урока. А чтобы еще раз доказать, что глаголы делают нашу речь выразительной и точной мы поместим в газету тот материал, с которым мы работали на уроке.

V. Д\з.

Составить рассказ на тему «Весна», используя как можно больше глаголов.















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ