Конспект урока по русскому языку "Особенности проверяемых и проверочных слов" 2 класс
Тема: Особенности проверяемых и проверочных слов.
Цель: Создать условия для ознакомления с понятиями проверяемое слово и проверочное слово; способствовать формированию умения подбирать проверочное слово для обозначения буквой безударного звука в корне.
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые предметные результаты: овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умениями использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты: Проявляют познавательный интерес и ученые мотивы.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, анализ.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы
Ход урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Приёмы контроля
Осуществляемые действия
Формируемые умения
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальная, словесный, слово учителя
Однажды произошла такая история.
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
Почему так получилось?
Правильно пишется «с мячом». В этом слове есть опасное место. Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук, надо подобрать проверочное слово.
Для этого поставим этот гласный под ударение. Поверочное слово - мяч.
Давайте поможем Диме и Коле разобраться в этом правиле. Пускай они будут нашими гостями.
Слушают учителя
Проявляют эмоциональную отзывчивость
Постановка темы и цели урока
Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока «Проверяемые и проверочные слова».)
- Какие цели поставите перед собой? (Научиться различать проверочные и проверяемые слова, подбирать проверочные слова .)
В течение урока будем отвечать на вопросы:
Что
Где
Как надо проверять?
Чем
Определяют тему и цели урока
Актуализация знаний
Вспомните! Гласный звук в ударном слоге слышится ясно и чётко и называется ~ ударным. Например, горы, стены.
Гласный звук без ударения в безударном слоге называется безударным. Он слышится не так чётко и ясно, поэтому его надо проверять. Например, моря – море, врачи – врач.
Мы под ударением пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья –
Вызывает он сомненье.
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте!
Например,
На берегу растёт сосна,
А рядом с нею сосны, ~
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звёзды.
Слова сосна и звезда являются проверяемыми словами. В них нам надо проверить написание букв о и е, обозначающих безударные гласные звуки.
Например, в слове сосна без ударения мы слышим звук [а].
Чтобы узнать, какую букву писать: а или о, мы подбираем слово для проверки.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква о обозначает ударный гласный звук: ~сосны.
Для слова звезда проверочным является слово звёзды.
Обратите внимание, в некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой е, проверяется словом с буквой ё.
В проверочном и проверяемых словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.
Запишите пары этих слов. Поставьте ударение и подчеркните буквы безударных гласных.
Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я).
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
- Для того, чтобы ответить на вопрос, как надо проверять, давайте выполним следующие задания.
Вместе с Димой и Колей подберите проверочные слова.
Запишите слова в два столбика. Поставьте ударение
Сделайте вывод, как подобрать проверочное слово? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы безударный гласный звук стал ударным). Выделите корень в однокоренных словах.
Помогите Диме и Коле среди однокоренных слов найти проверочное.
Бежать – бег, бегать.
Плясать – пляска, пляшет, пляшущий.
Запишите цепочки слов. Выделите безударные гласные и корень слова.
Объясните свой выбор. (Надо изменить слово, чтобы гласный стал ударным). Это и есть ответ на последний наш вопрос.
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Вернёмся к нашим вопросам.
Теперь мы можем ответить на вопросы, поставленные вначале урока.
Что надо проверять? - Гласные а, о, и, е, я
Где надо проверять? – В корне слова.
Как проверять? - Подбирать однокоренные слова или изменять форму слова
Чем надо проверять? - Ударением .
Укажите пары слов, в которых на первом месте стоит проверочное слово:
Свист – свистеть
вес – весы
бинт – бинты
Помогите Коле надо найти пары слов, в которых на втором месте стоит проверочное слово:
грибной – гриб
тяжёлый – тяжесть
речной - речка
физминутка
Коллективная, практическая
Голова устала все же.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегла
Выполняют движения по тексту
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни
Закрепление знаний и способов действий
Диме надо записать слова с проверяемой гласной – проверяемой орфограммой.
А Коле надо подобрать проверочное слово.
Помогите ребятам.
Р_бята, б_льница, п_суда, зв_зда, пл_ток, зап_сали, л_ства, _дежда, л_нивый, м_л_ток., сн_говик, к_пуста.
Игра «Найди ошибки». ~
Котёнок – буква о, проверочное слово – кот
малыш – буква а, проверочное слово маленький,
чистюля – буква и, проверим: чистый
клевать – буква е, проверим: клёв, но не клюв.
рядовой – буква я, проверочное слово ряд
Рефлексия учебной деятельности
Фронтальная, словесная, беседа
Что нового узнали на уроке?
Какой вид работы понравился больше?
Что получилось?
Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность
Домашнее задание
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ