Конспект урока по русскому языку "Понятие частей речи" 3 класс
Дубовкина С.А.
Урок №36
Тема урока: «Понятие частей речи»
Интегрирующая дидактическая цель: познакомить учащихся с понятием «часть речи», с особенностями частей речи.
Целевой план действий для учащихся:
способствовать ознакомлению учащихся с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное);
способствовать выработке умения задавать вопросы к словам;
развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, логическое мышление;
воспитывать интерес к изучению языка.
Банк информации:
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
- На какие части делится наша речь?
- Как отличить одну часть речи от другой?
б) объяснение нового материала
«Страна частей речи».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве далеко-далеко была страна Частей речи.
Дворец Существительного был самым главным и богатым в этой стране. У него во дворце жила большая семья с многочисленными слугами, хранилось много золота и драгоценностей в бесчисленных сундуках. Несмотря на это он был несчастен, потому что не мог даже сказать какой у него дворец, какими свойствами обладают его богатства. И король Существительное не раз думал: раз есть богатства, значит всё это можно описать, сосчитать, расставить по местам... И он вспомнил, как ему в детстве рассказали сказку о волшебниках, которые всегда всем помогают.
И вот решил он искать этих волшебников. Как и в любой сказке, ему очень повезло. Недалеко от его дворца был маленький, но очень красивый замок Прилагательного, который и рассказал Существительному, что люди бывают умные, красивые, высокие, стройные, сильные, ловкие... Показал красивые цветы, чудесные моря и океаны, восхитительную роскошь дворцов и многое другое, что связано с Прилагательным. С этого замка он ушёл радостный и весёлый, но решил не возвращаться в свой дворец, а продолжить свой путь по стране Частей речи.
Шёл он шёл и дошёл до замка Глагола. Этот замок был самым строгим и грозным в стране Частей речи. Глагол всегда узнавал от слуг, что сделали в государстве, что делают и даже, что думают сделать. Он научил Существительное читать, писать, танцевать, играть, вести хозяйство и посоветовал посетить соседний замок Числительного, где знали почти всё: сколько людей в стране Части речи, сколько земель и замков, их порядок.
Числительное с удовольствием сообщил сколько всего у Существительного комнат в замке, сколько людей в семье, сколько вещей разных у него, сколько золота в сундуках. Существительное с ужасом выбежал из этого замка и поспешил домой.
По дороге он встретил старое и бедное Наречие, который всё спрашивал: Куда? Как? Когда? Где? Откуда? Зачем?
Вскоре ему наскучило шагать с этим занудливым стариком, и он заглянул в гости к Местоимению. У них были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и Существительное: сундук – он, золото – оно, семья – она.
И вот наконец Существительное добрался до своего замка. Он был очень усталый, но довольный – теперь он знал о своём дворце ВСЁ.
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: - учить распознавать в тексте имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите имена существительные. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите имена существительные.
Труд
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба –
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
В.Лифшиц
Задание 2.
Цель: - учить подбирать к существительным имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. К выписанным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.
2. Докажи, задав вопросы. 3. Запиши имена прилагательные.
Задание3.
Цель: - учить распознавать в тексте глаголы.
Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите глаголы. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите глаголы.
Интересная часть речи
В Русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам ГЛАГОЛ!
Задание 4.
Цель: - проверить умение распознавать части речи.
Методический комментарий для учащихся: 1. Запишите предложения. 2. Подпишите над каждым словом часть речи. 3. Докажите, задав вопрос.
Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.
А.Блок
Уровень Б
Задание 1.
Цель: - учить распознавать в тексте имена существительные, определять их род.
Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите имена существительные. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите имена существительные. 4. Определите род имён существительных.
Труд
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба –
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
В.Лифшиц
Задание 2.
Цель: - учить подбирать к существительным имена прилагательные, определять их род.
Методический комментарий для учащихся: 1. К выписанным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.
2. Докажи, задав вопросы. 3. Запиши имена прилагательные. 4. Определите род имён прилагательных.
Задание3.
Цель: - учить распознавать в тексте глаголы.
Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите глаголы. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите глаголы. 4. В форме какого времени стоят эти глаголы? 5. Поставьте выписанные глаголы в начальную форму.
Интересная часть речи
В Русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам ГЛАГОЛ!
Задание 4.
Цель: - проверить умение распознавать части речи.
Методический комментарий для учащихся: 1. Запишите предложения. 2. Подпишите над каждым словом часть речи. 3. Докажите, задав вопрос.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
С. Есенин
Уровень С
Задание 1.
Цель: - учить распознавать в тексте имена существительные, определять их род.
Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите имена существительные. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите имена существительные. 4. Определите род имён существительных. 5. Придумайте свои существительные каждого рода.
Труд
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба –
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
В.Лифшиц
Задание 2.
Цель: - учить подбирать к существительным имена прилагательные, определять их род.
Методический комментарий для учащихся: 1. К выписанным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.
2. Докажи, задав вопросы. 3. Запиши имена прилагательные. 4. Определите род имён прилагательных. 5. Придумайте свои прилагательные каждого рода.
Задание3.
Цель: - учить распознавать в тексте глаголы, их форму.
Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите глаголы. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите глаголы. 4. В форме какого времени стоят эти глаголы? 5. Поставьте выписанные глаголы в начальную форму и форму будущего времени.
Интересная часть речи
В Русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам ГЛАГОЛ!
Задание 4.
Цель: - проверить умение распознавать части речи.
Методический комментарий для учащихся: 1. Запишите предложения. 2. Подпишите над каждым словом часть речи. 3. Докажите, задав вопрос.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
С. Есенин
г) выходной контроль
Уровень А
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Отгадайте, о чём говорится в стихотворении. Какой части речи этот предмет? Какие части речи помогли догадаться?
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он – не из ваты,
Он – ноздреватый.
Он уж не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый…
Э.Мошковская.
Какое слово имя существительное?
бежать;
солнце;
синий;
завтра.
Уровень Б
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
1. Отгадайте загадку. 2. К какой части речи относится отгадка? 3. Определите часть речи у подчёркнутых слов.
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
Какое слово имя прилагательное?
свет;
светить;
светлый;
светло.
Уровень С
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Вопрос-шутка
В каком глаголе отрицание нет слышится 100 раз?
Определи часть речи у подчёркнутых слов.
Снежное покрывало покрывало всё поле.
Иди домой, но сначала коридор домой.
Какое слово глагол?
весело;
веселье;
веселить;
весёлый.
Использованные ресурсы:
Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. М., «Омега», 1995.
http://shukowwt.ucoz.ru/load/raboty_uchashhikhsja/skazki_o_chastjakh_rechi/2-1-0-81. Дата посещения: 11.02.2012г. 17.10.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ