Конспект урока по русскому языку "Понятие частей речи" 3 класс


Дубовкина С.А.

Урок №36


  1. Тема урока: «Понятие частей речи»


  1. Интегрирующая дидактическая цель: познакомить учащихся с понятием «часть речи», с особенностями частей речи.



  1. Целевой план действий для учащихся:

  • способствовать ознакомлению учащихся с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное);

  • способствовать выработке умения задавать вопросы к словам;

  • развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, логическое мышление;

  • воспитывать интерес к изучению языка.


  1. Банк информации:


а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

- На какие части делится наша речь?

- Как отличить одну часть речи от другой?


б) объяснение нового материала


«Страна частей речи».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве далеко-далеко была страна Частей речи.

Дворец Существительного был самым главным и богатым в этой стране. У него во дворце жила большая семья с многочисленными слугами, хранилось много золота и драгоценностей в бесчисленных сундуках. Несмотря на это он был несчастен, потому что не мог даже сказать какой у него дворец, какими свойствами обладают его богатства. И король Существительное не раз думал: раз есть богатства, значит всё это можно описать, сосчитать, расставить по местам... И он вспомнил, как ему в детстве рассказали сказку о волшебниках, которые всегда всем помогают.

И вот решил он искать этих волшебников. Как и в любой сказке, ему очень повезло. Недалеко от его дворца был маленький, но очень красивый замок Прилагательного, который и рассказал Существительному, что люди бывают умные, красивые, высокие, стройные, сильные, ловкие... Показал красивые цветы, чудесные моря и океаны, восхитительную роскошь дворцов и многое другое, что связано с Прилагательным. С этого замка он ушёл радостный и весёлый, но решил не возвращаться в свой дворец, а продолжить свой путь по стране Частей речи.

Шёл он шёл и дошёл до замка Глагола. Этот замок был самым строгим и грозным в стране Частей речи. Глагол всегда узнавал от слуг, что сделали в государстве, что делают и даже, что думают сделать. Он научил Существительное читать, писать, танцевать, играть, вести хозяйство и посоветовал посетить соседний замок Числительного, где знали почти всё: сколько людей в стране Части речи, сколько земель и замков, их порядок.

Числительное с удовольствием сообщил сколько всего у Существительного комнат в замке, сколько людей в семье, сколько вещей разных у него, сколько золота в сундуках. Существительное с ужасом выбежал из этого замка и поспешил домой.

По дороге он встретил старое и бедное Наречие, который всё спрашивал: Куда? Как? Когда? Где? Откуда? Зачем?

Вскоре ему наскучило шагать с этим занудливым стариком, и он заглянул в гости к Местоимению. У них были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и Существительное: сундук – он, золото – оно, семья – она.

И вот наконец Существительное добрался до своего замка. Он был очень усталый, но довольный – теперь он знал о своём дворце ВСЁ.


http://school9sever.edusite.ru/images/806.jpg


в) закрепление нового материала


Уровень А

Задание 1.

Цель: - учить распознавать в тексте имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите имена существительные. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите имена существительные.


Труд

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

В.Лифшиц


Задание 2.

Цель: - учить подбирать к существительным имена прилагательные.

Методический комментарий для учащихся: 1. К выписанным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.

2. Докажи, задав вопросы. 3. Запиши имена прилагательные.



Задание3.

Цель: - учить распознавать в тексте глаголы.

Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите глаголы. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите глаголы.


Интересная часть речи

В Русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам ГЛАГОЛ!


Задание 4.

Цель: - проверить умение распознавать части речи.

Методический комментарий для учащихся: 1. Запишите предложения. 2. Подпишите над каждым словом часть речи. 3. Докажите, задав вопрос.


Ночью вьюга снежная

Заметала след.

Розовое, нежное

Утро будит свет.

А.Блок


Уровень Б

Задание 1.

Цель: - учить распознавать в тексте имена существительные, определять их род.

Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите имена существительные. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите имена существительные. 4. Определите род имён существительных.


Труд

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

В.Лифшиц


Задание 2.

Цель: - учить подбирать к существительным имена прилагательные, определять их род.

Методический комментарий для учащихся: 1. К выписанным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.

2. Докажи, задав вопросы. 3. Запиши имена прилагательные. 4. Определите род имён прилагательных.


Задание3.

Цель: - учить распознавать в тексте глаголы.

Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите глаголы. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите глаголы. 4. В форме какого времени стоят эти глаголы? 5. Поставьте выписанные глаголы в начальную форму.


Интересная часть речи

В Русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам ГЛАГОЛ!


Задание 4.

Цель: - проверить умение распознавать части речи.

Методический комментарий для учащихся: 1. Запишите предложения. 2. Подпишите над каждым словом часть речи. 3. Докажите, задав вопрос.


Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С. Есенин


Уровень С

Задание 1.

Цель: - учить распознавать в тексте имена существительные, определять их род.

Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите имена существительные. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите имена существительные. 4. Определите род имён существительных. 5. Придумайте свои существительные каждого рода.

Труд

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

В.Лифшиц


Задание 2.

Цель: - учить подбирать к существительным имена прилагательные, определять их род.

Методический комментарий для учащихся: 1. К выписанным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.

2. Докажи, задав вопросы. 3. Запиши имена прилагательные. 4. Определите род имён прилагательных. 5. Придумайте свои прилагательные каждого рода.


Задание3.

Цель: - учить распознавать в тексте глаголы, их форму.

Методический комментарий для учащихся: 1. В стихотворении найдите глаголы. 2. Докажите, задав вопрос. 3. Запишите глаголы. 4. В форме какого времени стоят эти глаголы? 5. Поставьте выписанные глаголы в начальную форму и форму будущего времени.


Интересная часть речи

В Русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам ГЛАГОЛ!


Задание 4.

Цель: - проверить умение распознавать части речи.

Методический комментарий для учащихся: 1. Запишите предложения. 2. Подпишите над каждым словом часть речи. 3. Докажите, задав вопрос.


Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.


Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

С. Есенин


г) выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Отгадайте, о чём говорится в стихотворении. Какой части речи этот предмет? Какие части речи помогли догадаться?


Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он – не из ваты,

Он – ноздреватый.

Он уж не белый,

Он потемнелый,

Серый и мокрый,

Старый и добрый…

Э.Мошковская.


Какое слово имя существительное?

  1. бежать;

  2. солнце;

  3. синий;

  4. завтра.


Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


1. Отгадайте загадку. 2. К какой части речи относится отгадка? 3. Определите часть речи у подчёркнутых слов.


Кто без кисти и белил

Крыши города белил?


Какое слово имя прилагательное?

  1. свет;

  2. светить;

  3. светлый;

  4. светло.


Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Вопрос-шутка

В каком глаголе отрицание нет слышится 100 раз?


Определи часть речи у подчёркнутых слов.

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.


Какое слово глагол?

  1. весело;

  2. веселье;

  3. веселить;

  4. весёлый.

Использованные ресурсы:

  1. Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. М., «Омега», 1995.

  2. http://shukowwt.ucoz.ru/load/raboty_uchashhikhsja/skazki_o_chastjakh_rechi/2-1-0-81. Дата посещения: 11.02.2012г. 17.10.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ