Конспект урока по русскому языку "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" 2 класс

Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" 2 класс

Форма урока: традиционная

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

         в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

 

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.

Форма использования: проецирование на экран при работе с классом.

Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point».

 

Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;

  • презентация №1, №2

  • учебник русского языка для 2 класса Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.(УМК "Перспектива")

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.


Ход урока.

1.Организационный  этап. Мотивация на урок.


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

(Приветствие, ребята занимают свои места)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


2. Минутка чистописания.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу

На «отлично» напишу.


- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний. Открываем первую страницу (слайд 1).

Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно на буквы, запишите их. (слайды №1, №2, №3, №4)

- Что вы скажете о них? (Это буквы, обозначающие шипящие звуки.)

На какие группы мы можем их разбить? (1 группа - буквы звонких шипящих звуков: ж, 2 группа - буквы глухих шипящих согласных звуков: ч, щ, ш; 1 группа - буквы мягких звуков: ч, щ, 2 группа - буквы твердых звуков: ж, ш)

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.

3. Работа над новым материалом. 

- Ребята, давайте вспомним все, что вы знаете об имени существительном?

Подберите, пожалуйста, имена существительные с шипящим согласным на конце слов, а я запишу их на доске.

- Что же вы заметили?

чиж помощь

шалаш глушь

сторож рожь

мяч печь

- А сейчас я вам предложу слова, а вы соответственно запишите их в нужные столбики.

Морж, беречь, помощь, колюч.

Какой вывод сделаем? (Эта орфограмма применяется только при письме имен существительных.)

- Так, что вы должны узнать сегодня на уроке?.

(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет, только в именах существительных после шипящих на конце слов.)

- Сформулируйте тему урока.

- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце только имён существительных после шипящих.  

-Чему вы должны сегодня научиться? (Мы  должны научиться узнавать, различать  слова, в которых после шипящего пишется Ь).

Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф:

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

-Давайте составим алгоритм работы.

Каков 1 шаг? - (Определение части речи; слова, отвечающие на вопрос кто? что?)

2 шаг- ( Если это имя существительное, узнать последний звук этого слова, если это шипящий звук, определить род.)

3 шаг - (Имя существительное мужского рода ь -не пишется, женский род ь пишется.)

Работа по алгоритму. ( слайд № 6)

 -Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, подчеркните Ь. Работа по алгоритму ( слайд №6)
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (
Грач)
• Футбольное соревнование (
Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (
Печь)
• Без него не откроешь замок (
Ключ)
• Его надевают в дождь (
Плащ)
• Маленький ребёнок (
Малыш)
• Добыча охотника. (
Дичь)
• Середина ночи. (
Полночь)
• Тихая безветренная погода. (
Тишь)
• Мелкие деньги. (
Мелочь)

4. Физминутка  (звучит музыка).

Потрудились – отдохнём,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова:  ёж, дичь, печь, пень, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, сталь, багаж.

5. Самостоятельная работа по группам.(слайд №7)

- Представь себе , что ты нашел древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен.

- Попробуйте догадаться , где нужно поставить "ь". (слайд)

1. Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?).

2. Лусый морош(?) увертал чуленую велоч(?).

Полный разбор орфограмм по группам.

6. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. на выбор - разноуровневые задания. (Умение оценивать свои знания)

Вновь работа собирает,

Время даром не теряй,

Книга Знаний предлагает

Нам страницу «Закрепляй».

Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Белая карточка - образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали?  Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.

- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач) (слайд№8)

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

7.  Домашняя работа будет интересной. послушайте внимательно.

1 Можете сами составить аналогичный текст - древнюю рукопись.

2. Придумать рассказ с употреблением слов на изучаемую программу.

3. Нарисовать рисунок, где есть предметы на изучаемую программу.

На следующем уроке проведем по рисункам словарный диктант).

- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило–алгоритм работы.


7. Итог урока. Рефлексия.

 Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова;

в) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

а) между двумя согласными;

б) между согласной и гласной в корне слова;

в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

После самостоятельной работы один ученик проверяет тест у доски (слайд), а остальные проверяют друг у друга. Взаимопроверка и взаимооценивание. ( Тест- презентация №2 )

Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

Что было легко? Что было трудно?

Кого из учеников могли бы отметить за работу? Продолжите мои предложения: (слайд №10)
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…

Оценивание своих знаний по изученной орфограмме.(слайд №11)


Следующий урок мы начнем с анализа слов: плачь, плач.(слайд №12)

Литература

http://www.openclass.ru/node/327554

http://kuznetzova.siteedit.ru/page7

Алексеева Е. Г. e-mail: [email protected]

 

http://school13.ugansk.e-gloryon.com/content/files/Myagki_znak_na_konce_sushestvitelnyh_posle_shipyashih.pdf

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/myagkiy-znak-na-konce-imyon-sushchestvitelnyh-posle-shipyashchih-3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ