Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями жи - ши" 2 класс



Урок русского языка во 2 классе.


Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи - ши».

Цели:

  1. Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями жи - ши.

  2. Закрепление знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.

  3. Знакомство с новым словарным словом, его лексическим значением и правописанием.

  4. Развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, мышления, речи учащихся.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

2. Опорная схема «жи - ши».

3. Карточки для игры «Путаница».

4. Карточки с деформированным текстом.

  1. Схема предложения.


Ход урока:

  1. Организационный момент.Слайд 1.

II. Мобилизующий этап.

- Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. Слай2.


- Сколько предложений в девизе? Докажите.

- Как в устной речи мы обозначаем границы предложения?

- А в письменной речи?

- Чтобы правильно поставить знаки препинания в конце предложений, необходимо охарактеризовать их по цели высказывания и по интонации.

(1-ое предложение побудительное, невосклицательное; 2-ое предложение побудительное, восклицательное).

- Какие знаки препинания необходимо поставить в конце предложений?

- Прочитаем предложения согласно расставленным знакам препинания.

Слайд 3


III. Каллиграфическая минутка. Орфографическая минутка. -

- Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж)

- Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (С [ш] – по звонкости - глухости)

- Что ещё объединяет эти звуки? (Орфограмма жи - ши).

- Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш] в словах?

- Запишем эти сочетания, дополнив их росчерком.Слайд 5


- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи - ши).Слайд 6


- Вспомните и назовите слова с этой орфограммой в девизе нашего урока (Вложи, дорожи).Слайд 7


- Что обозначают эти слова? (Действия предметов).

- Подберите подходящие по смыслу слова – действия с сочетаниями жи- ши.

/Ученики записывают слова на доске и в тетради с комментированием/

Змея (что делает?)…

Лиса в норе (что делает?)…

Осиновый лист на ветру (что делает?)…

Клоун в цирке (что делает?)…

Пуговицу мама (что делает?)…

Шипит, живёт, дрожит, смешит, пришивает.Слайд 8


- Какая ещё орфограмма объединяет записанные слова?

- Как проверить безударный гласный звук в корне слова?


IV. Словарная работа.

- В нашем языке много слов, которые содержат непроверяемые безударные гласные. Как мы называем такие слова? (Словарные).

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте ребус.

Berries1 Л

Ш






Слайд 9.

  • Какое слово здесь зашифровано? Машина.


  • Объясните значение этого слова. Переведите на родной язык.

  • Произнесите слово. Сколько в нём слогов?

  • Какой слог ударный?

  • Какие ещё орфограммы есть в этом слове?

  • Проговорите это слово орфографически. Запишите это слово, выделите орфограммы и запомните его правописание.

  • Прочитайте предложение, дополнив его словом, подходящим по смыслу. Как называется такое предложение? (скороговорка)

Слайд 10


  • Прочитайте скороговорку в медленном темпе; в среднем темпе; в быстром темпе.

  • Запишите скороговорку по памяти.

V. Работа над темой урока.

1.Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши (игра «Путаница»).

- Отгадайте загадку:

На прогулке бегуны –

Одинаковой длины.

Через луг бегут к берёзке,

Тянут ровные полоски. (Лыжи)


Слайд 11.


Работа учащихся по карточкам.

- Какие слова у вас получились?

Слайд 12.


- На какие две группы их можно разделить? (Животные и растения)Слайд 13


- Какая орфограмма есть в слове «животные»?

- Запишите на первой строке слова – названия животных, на 2-ой строке слова – названия растений. Дополните своими словами с сочетаниями жи-ши. Выделите эти сочетания.

Моржи, жирафы, мыши, … (ужи, ежи, стрижи)

Ландыши, камыши, шиповник, … (крушина)

- Продолжите шуточное стихотворение:

К нам приехали моржи,

Мыши, ежики, чижи.

Жи и ши, жи и ши

2. Работа с учебником.

О животных написано много стихов, загадок. Прочитаем о них в учебнике на с. 89 в упражнении № 147.

- Прочитайте и отгадайте загадки.

- О чём говорится в загадке? (О щётке)

- А при чём здесь ёжик? (Щетина щётки похожа на иголки ежа)

- О каком звере говорится во 2-ой загадке? (Игрушечный медведь или мишка)

- Найдите слова с сочетаниями жи-ши.

- Спишите одну из загадок, выделите сочетания жи-ши.

- Найдите слово с сочетанием жи-ши, в котором звуков больше, чем букв. Объясните, почему?

Ёжик – 2 слога.

[йожик]

4б., 5 зв.

2 гл., 3 согл.


  1. Работа с деформированным текстом.

- Прочитайте группы слов на карточках. Можно ли эти группы назвать предложениями? Почему?

- Составьте из слов предложения. Озаглавьте получившийся текст.

в, тиш…на, л…су

ск…льзят, легко, лыж…

сн…ж…нки, в, воздухе, пуш…стые, кружат

шапки, мохнатые, сосен, на, в…рш…нах

- Запишите самостоятельно текст. Вставьте пропущенные буквы. Придумайте своё предложение, подходящее по смыслу.

- Проверяем. Прочитайте предложения, которые у вас получились, прокомментируйте все орфограммы.

- Найдите в тексте предложение по схеме. Подчеркните в нём подлежащее и сказуемое.

Легко скользят лыжи.


Итог урока.

Слайд 14


- Скажите, чему мы научились сегодня на уроке?

- Какие гласные пишутся после шипящих [ж] и [ш]?

- Попробуйте оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что усвоили тему на «хорошо» и «отлично», покажите улыбающегося человечка. Если вы в чем-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

- Спасибо за работу. Урок окончен.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ