Конспект урока по русскому языку "Проверка орфограмм слабых позиций по словарю" 2 класс

МКОУ « Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.С. Макаренко»

городского округа город Фролово














КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

во 2 классе

« Проверка орфограмм слабых позиций по словарю»


(система РО Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова)















подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Черячукина Елена Викторовна












г. Фролово

2012 - 2013 учебный год.



Тема урока: «Проверка орфограмм слабых позиций по словарю».


Цели урока:


1. Продолжить знакомство с различными видами словарей, учить работать с ними,

пополнять словарный запас.

2. Формировать умения писать с пропуском орфограмм слабых позиций.

3. Развивать память, умения делать самооценку, самоанализ.

4. Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.

Оборудование: таблица « Алфавит», предметные картинки, орфографические словари, С.И. Ожегов «Толковый словарь» М., 1984г., «Универсальный словарь младшего школьника» М., 2011г., презентация «Словарные слова», « Тетради открытий», УМК «Уроки Кирилла и Мефодия».


Ход урока.


1. Психологический настрой на урок.

У: Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

С вами книжки и тетрадки.

- Вы готовы?

- Все в порядке! (слайд 1)


2. Запись даты.


3. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи на следующий урок.

У: Наш урок русского языка начнем с фонетической разминки. Давайте вспомним алфавит.

Д: Читают вместе по таблице алфавит.

У: А как вы думаете, зачем мы сегодня вспоминаем алфавит?

Д: Мы учимся проверять слабые позиции в словах по словарю, а чтобы найти нужное слово быстро, необходимо знать алфавит.

У: Как вы считаете, мы уже хорошо умеем проверять слабые позиции по словарю?

Д: Мы думаем, что нет.

У: Я с вами согласна. Давайте продолжим сегодня учиться работать со словарем.


4. Парная работа. Игра « Найди место». (УМК «Уроки Кирилла и Мефодия»)

У: Я предлагаю вам расставить слова в алфавитном порядке, найти среди них слово, в котором все буквы стоят в сильных позициях и определить в нем количество букв и звуков


Д: Работают в парах, расставляют слова в алфавитном порядке, находят слово, разбирают его, одна пара работает у доски.

Весы, игла, лев, нож, оса, пень, свеча, торт, утка.

Пень – п' э н ' (4б, 3 зв.)

Дети оценивают работу у доски, проверяют себя ,задают вопросы.

-Почему в слове 4буквы, а звуков только3?

- Дайте характеристику звука н'

-Является ли в зтом слове «ь» знак разделительным?

-Почему буква п стоит в сильной позиции? и др.


5. Логическое упражнение.

У: Перед вами ряд слов. Найди лишнее.

Красная, вкусная, ягода, спелая.

Д: Лишнее слово ягода. Это предмет. Остальные слова- признаки.

У: Давайте запишем это слово с пропуском орфограмм слабых позиций, затем найдем его в словаре и запишем без пропуска букв.

Д: Ученик работает у доски, используя орфографический словарик. Он объясняет, что слово надо искать в конце словаря, так как оно начинается с буквы «Я». Появляется запись.

Яг-д- ягода (это слово дети записывают в « Тетрадь открытий»)


6. Создание проблемной ситуации.

У: Ребята, сегодня мой помощник Олег приготовил загадку и утверждает, что это тоже ягода. Я с ним не согласна, послушайте.

Д: Ученик загадывает загадку:

«Сам алый сахарный.

Кафтан зеленый, бархатный.»

Дети отгадывают (показ предметной картинки).

У: А какие слова в этой загадке вам еще непонятны?

Д: Слово кафтан (показ предметной картинки).

У: Как же узнать, что такое арбуз и что такое кафтан?

Д: Ученики рассуждают и приходят к мнению, что нужен словарь, но не орфографический, а другой.

У: Знакомит детей с «Толковым» словарем», вместе с детьми находят и зачитывают лексическое значение слов «арбуз» и «кафтан».


7. Музыкальная физминутка.


8. Работа с учебником. С 83 упр. 100

У: Давайте прочтем загадку про арбуз, спишем с пропуском орфограмм слабых позиций.

Д: Пишут с комментированием.

У: Слово «арбуз» самостоятельно найдите в словарике и запишите в «Тетрадь открытий».

Д : Работают со словарем и записывают слово в «Тетрадь открытий».


9. Самостоятельная работа. Самооценка (использование презентации «Словарные слова»).

У: Ребята, сегодня у нас в гостях Буратино. Он решил проверить, как мы учим словарные слова, приготовил нам загадки, а мы их должны отгадать и записать отгадки в тетрадь без пропусков орфограмм. (слайд 2)

Д: Учащиеся отгадывают загадки и записывают в тетрадь без пропусков орфограмм, оценивают на линеечке уровень своих знаний


Знаю хорошо

Знаю, но могу ошибиться

Не знаю


«Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди всех нет сочней…… (помидора)» (слайд 3)




«Кругла, рассыпчата бела.

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная……(картошка)» (слайд 4)



«Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен

Нужен только красный нос…..(морковь)» ( слайд5)



«Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …….(капуста)» (слайд 6)


«Летом в огороде – свежие, зеленые,

А зимою в бочке – желтые соленые

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?........ (огурцы)» (слайд 7)


10. Задание с «ловушкой».

У: Буратино тоже записал эти слова, вот что у него получилось: помидор, морковь, картофель, копуста, огурец. (слайд 8)

Ребята, оцените его работу.

Д: Дети находят ошибку в правописании слова капуста.

У: Ребята, а как можно одним словом назвать все эти слова? (слайд 9)

Д: Ответы детей (овощи). (слайд 10) Учащиеся находят, работая в паре, это слово в словаре и записывают в «Тетрадь открытий».


11. Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности.

У: Ребята, наш урок заканчивается, чему же мы сегодня учились на уроке?

Д: Ответы детей:

- Мы учились работать со словарем, узнали новые словарные слова, познакомились с толковым словарем, учились находить ошибки.

- Я понял, как работать со словарем, я научился находить новые слова в словаре.

- Мне еще трудно ориентироваться в словаре.

- Я понял, что нужно хорошо знать алфавит.

У: Как вы думаете, кто же был сегодня нашим главным помощником?

Д: Нашим помощником был словарь.

У: Давайте послушаем стихотворение, которое нам приготовил Денис.

«Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию словарь».

У: Как вы считаете, нужно ли нам еще поработать над этой темой.

Д: Ответы детей.

У: Я думаю, что на следующем уроке мы продолжим работать со словарями. Дома я предлагаю вам закончить упражнение №100 на стр. 83., а новые слова записать в «Тетрадь открытий». Не забывайте пропускать орфограммы слабых позиций.

Всем спасибо за урок!




Список использованной литературы

1.Восторгова Е.В., Некрасова Т.Н Методический комментарий к учебнику русского  языка для 2 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова) М.: Вита – Пресс, 2011.

2.Репкин В.В, Восторгова Е.В., Некрасова Т.В Русский язык: Учебник для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.

3.Журжина Ж.И  Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. – М., 1995.

4. Ожегов С.И «Толковый словарь» М., 1984г.,

5. «Универсальный словарь младшего школьника» М., 2011г

6. УМК «Уроки Кирилла и Мефодия».




























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ