Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имен существительных первого склонения" 3 класс
Конспект урока по русскому языку для 3 класса
(обучение по системе Л. В. Занкова)
Соболевская Татьяна Семеновна,
учитель начальных классов
ЛГ МБОУ «СОШ №1»
город Лангепас, ХМАО-Югра
Тема «Родительный падеж имен существительных первого склонения»
Цель: познакомить с предлогами, которые употребляются с существительными в родительном падеже, с правописанием ударных и безударных окончаний существительными в родительном падеже;
учить распознавать имена существительные в родительном падеже;
развивать такой общедеятельностный прием, как умение быть внимательным; развивать логические приемы мышления - выделение признаков;
работать над формированием понятий, подведением под понятие, классификацией, аналитико-синтетической деятельностью;
развивать фонематический слух; формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Ребята, я предлагаю вам поздороваться с нашими гостями, улыбнуться им и друг другу.
- Это замечательно, что у вас прекрасное настроение. Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше сотрудничество на уроке было приятным и привело нас к новым знаниям и умениям.
- Вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?
- А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже узнали.
Индивидуальная работа.
- С какой частью речи мы подружились? (С именем существительным.)
А сейчас я предлагаю вам составить грамматический рассказ об этой части речи и рассказать его соседу.
- Кому сложно это задание – можете воспользоваться карточкой - помощником.
Карточка-помощник
Составление грамматического рассказа об имени существительном
Часть речи …
Обозначает …
Отвечает на вопросы …
Изменяется по …
Бывает …
По окончаниям существительные делятся на …
Чтобы определить склонение имени существительного надо …
1 склонение - … рода с окончаниями …, … в … падеже.
2 склонение - … рода с окончаниями …, … в … падеже.
3 склонение - … рода с окончаниями …, … в … падеже.
(Карточки лежат на партах у детей.)
Работа в парах.
- Кто желает рассказать свой рассказ всему классу?
Рассказ одного ребенка.
- Как вы думаете, имя существительное не обиделось на вас?
- А вы довольны своими знаниями?
- И я довольна вами.
- Ребята, что новое мы с вами узнали на прошлом уроке?
(Узнали несколько отличий И. и В. падежей имени существительного 1 склонения.)
- Как вы думаете, для чего нам это нужно?
(Это нужно для того, чтобы не допускать ошибки в устной и письменной речи.)
III. Актуализация знаний.
- Итак, мы уже многое знаем об имени существительном. Но это не все его секреты. Сегодня мы попытаемся узнать что-то новое, пока нам неизвестное. Но для этого нам нужно будет выполнить несколько интересных заданий. Вы готовы? Тогда приступаем.
IV. Орфографическая работа.
- Начинаем работу с игры «Четвертый лишний».
Расшифруйте слова.
ПРЗДНК, ЗВТРК, ББЛТК, СЛНЦ (Праздник, завтрак, библиотека, солнце.)
Запишите их.
Что общего в этих словах? (сущ. в ед. ч.)
Какое слово, на ваш взгляд, лишнее? Обоснуйте свой ответ.
(Ответы обучающихся.)
Библиотека – сущ. 1 скл.
- Что такое библиотека?
- Какое место в вашей жизни занимают книги? (Ответы обучающихся.)
- Вспомните пословицы, связанные с книгами, науками …
- Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.
Постановка темы и целей урока. Создание проблемной ситуации.
- Наши учебники также наполнены интересной информацией, приводящей нас к новым знаниям и умениям.
- А мы продолжаем работу.
- Прочитайте четверостишие.
(Запись на доске.)
У калины и рябины
вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины
красотой своей горды.
- Назовите имена существительные 1 склонения единственного числа.
У калины и рябины.
- Если вы правильно определите еще и падеж этих существительных, то сможете назвать тему сегодняшнего урока.
(Эти существительные употреблены в Р. п.)
- Докажите, что падеж родительный.
(Вопрос – у чего? Предлог –у.)
- Так кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?
Тема урока – родительный падеж имен существительных 1 склонения.
- Правильно. Вы смогли обозначить главное в нашем уроке.
- А сейчас мы попытаемся раскрыть еще один секрет имени существительного.
- Найдите упр. 316 на с. 28. и прочитайте задание.
- Спишите первые два предложения. Выделите окончания существительных 1 скл. в Р. п. (Проверка)
- Что общего у существительных в Р. п.? ( -и)
- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно продолжить заполнение таблицы согласно данным Р. падежа.
Падеж
Всп. слово
Вопросы
Окончания
Предлоги
Р. п.
нет
кого? чего?
-и, -ы
(Заполнение таблицы на доске и в тетради.)
Самопроверка.
- Продолжаем работу и выполняем упр. 317 на с. 28.
- Отгадайте загадки. (Коллективная работа.)
-Выпишите существительные 1 склонения в Р. п. Выделите окончания.
(Самостоятельная работа по вариантам.)
I в. – 1 и 2 загадки.
II в. – 3 и 4 загадки.
(Проверка)
У дорожки, из лужи, от воды, с крыши.
- Продолжите заполнение таблицы. (-ы)
- Сделайте вывод.
Имена существительные 1 склонения в Р. падеже имеют окончания –ы, -и.
Физкультминутка.
- Важную роль в жизни играют мимика лица и жесты рук. С их помощью попробуйте изобразить следующие задания:
Радость при встрече
Улыбки
Рукопожатия
Игру в мяч
Плавание в голубых волнах океана
Рассмотрите мелких букашек на земле
Попытайтесь допрыгнуть до кокосового ореха, висящего на пальме
Перепрыгни ловушку
СПАСИБО!
- А сейчас я предлагаю вам выполнить упр. 318 на с. 28.
- Спишите. Поставьте ударение.
(Самостоятельная работа.)
- Сравните ударные и безударные окончания. Есть ли между ними разница на слух? А при письме?
- Сделайте вывод.
(Чтение правила на с. 29, 30.)
VI. Наблюдение над употреблением предлогов с существительными в Р. падеже.
- Прочитайте правило на с. 30 и самостоятельно закончите заполнение таблицы, вписывая предлоги.
Падеж
Всп. слово
Вопросы
Окончания
Предлоги
Р. п.
нет
кого? чего?
-и, -ы
у, до, от, из, без, около, для
(Заполнение таблицы на доске и в тетради.)
Самопроверка.
- Кто сможет сделать общий вывод по данной теме?
- Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и смогли раскрыть очередной секрет имени существительного.
Закрепление материала.
- Сейчас будем тренироваться в написании словосочетаний с подходящими по смыслу предлогами. У существительных выделять окончания.
Выполнение упр. 321 на с. 30.
Начало работы - «цепочкой».
Продолжение – самостоятельно.
Домашнее задание.
Упр. 319 или упр. 320 на с. 30 (по выбору).
Повторение изученного материала.
Самостоятельная работа по индивидуальным разноуровневым карточкам.
Итог урока.
- Ребята, так о каком секрете имени существительного вы расскажите дома своим родителям? (Ответы обучающихся.)
Оценка учителем работы на уроке класса в общем.
Мне очень понравилась ваша работа на уроке.
Я благодарю вас за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ