Конспект урока по русскому языку "СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [с], [с’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ С, с"


СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ
[с], [с’],
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ
МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ
С, с

Цель: учить читать слоги, слова с изученными буквами «С,с».

Задачи:

  • познакомить учащихся с условными обозначениями глухого твердого и мягкого звуков [с], [с,] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;

  • учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

  • раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

  • учить читать слова по слогам и орфоэпически;

  • формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;

  • закреплять прием воспроизведения слов вслух на основе его звуковой модели;

  • развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

  • формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание;

  • развивать интерес к чтению;воспитывать культуру учебного труда


Оборудование: загадки; фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

Формирование УУД

Регулятивные: учебные действия в устной речи и в уме, оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные: использовать на доступном уровне логические приемы мышления, выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков.

Коммуникативные: способны вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы), договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем что побуждает к деятельности ради чего она осуществляется.



Ход урока

Слайд2

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.


- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сейчас у нас урок обучения грамоте. К нам на урок пришли гости: воспитатели вашего детского сада и учителя начальных классов. Вы их знаете. Они захотели узнать, чему вы научились за такой короткий промежуток времени, как вы повзрослели. А ещё у нас в гостях солнышко (на доске рисунок большого улыбающегося солнышка).

Слайд 3

- Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу и произнесём нашу волшебную фразу:



« Я хочу много знать!».


  1. Актуализация знаний.

Учитель. Начнем урок с повторения. Игра « Найди свой домик».

6 учеников получают карточки с буквами АОИДТН и два ученика берут фишки: один – квадрат, другой – круг. По моей команде буквы должны занять своё место в домике.

-Почему……. ты сюда встал? (Буква «эН» согласная)


-Почему она так называется? (Она обозначает согласные звуки)

- А какие звуки называются согласными? (Когда мы их произносим, у нас во рту встречаются препятствия).

Почему ….. ты сюда встала? ( Буква А гласная)

Почему она так называется?( Она обозначает гласный звук )

- А какие звуки называются гласными? (Когда мы их произносим, у нас во рту не встречается препятствий, выдыхаемый воздух проходит свободно).

III. Определение целей урока.

У. Откройте учебник по закладке, переверните страницу на следующую.

- Скажите, что мы сегодня будем изучать и делать на уроке.

Ответы детей:

- Мы познакомимся с новой буквой.

- Мы узнаем, какую работу выполняет буква в слове.

- Мы будем составлять модели слов.

- Мы будем читать столбики слов.

- Мы будем читать скороговорку.

-Чему бы вы хотели научиться на этом уроке. ( Я хочу научиться читать слова и слоги с новой буквой)

-Посмотрите на звуковые значки и подумайте, что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?(Первый значок обозначает согласный глухой твердый звук, второй- согласный глухой мягкий)

- Вам наверно интересно узнать, какие звуки скрываются за этими значками?

-Для того, чтобы продолжить работу надо быть внимательным, наблюдательным и мы сейчас сделаем зарядку для глаз.

Слайд 4

Зарядка для глаз

Слайд 5

-Помочь раскрыть секрет этих знаков, вам помогут Маша и Миша, которые приготовили для вас загадки.

Загадка Маши.

Вот гора, а у горы –

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

(Нос)

- Составьте схему слова нос. Один человек у доски.

- Произнесите последний звук. (хором)

Дайте характеристику этому звуку. ( согласный глухой твердый)

Значит, Маша принесла нам загадку, в отгадке которой слышится звук [c] ?

А сейчас послушайте загадку Миши.

Не голос – громкая труба,

Большая верхняя губа,

На нем - громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось

Раз он – сохатый, значит – (ЛОСЬ

- Составьте звуковую схему слова лось. (Один ученик у доски).

- Произнесите последний звук. (хором)

Дайте характеристику последнему звуку. ( согласный глухой мягкий)

Значит, Миши принес загадку, в отгадке которой какой слышится звук [c,].

-Какие два новых звука вы услышали ? [c], [c,]

Слайд 6

IV. Знакомство с большой и малой букв С, с.

- Два звука обозначаются одной буквой «эС». Маша и Миша пригласили ее в гости к нам.

Что за буква светится,

Старым ясным месяцем?

В. Степанов

- Почему две буквы «эС»? (Одна заглавная, другая строчная)

- Где используется заглавная буква «эС».

-Найдите место буквы в алфавите. Возьмите красную фишку и поставьте на предыдущую букву, синею фишку поставьте на следующую букву.

- Назовите соседей буквы.

Слайд 7

Физкультминутка

Маша и Миша предлагают нам сыграть в игру, которая называется «Узнай звук»

Если услышите звук [с] – встанут девочки.

Если услышите звук [ с, ] – встанут мальчики.

(сито, соты, сосна, сыр, соль, село, сыро, селение, сад, салют, сон, лисята)

V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Сито, соты, рысь.)

Объясните значение данных слов.

Соты – ячейки из воска, которые делают пчелы для меда и кладки яиц.

Сито – приспособление для просеивания или процеживания чего-нибудь в виде мелкой сетки, натянутой на обруч.

Рысь – хищное животное семейства кошачьих.

Прочитайте слово «соты» по слогам и орфоэпически.

Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

На каком месте в слове «соты» стоит буква «эс»?

Какой звук обозначает буква «эс» в слове «соты»?

Дайте характеристику звуку [с]. (Звук согласный глухой твердый.)

Объясните, почему звук [с] произносится твердо? (За буквой «эс» в слове стоит гласная буква «о», она показывает твердость согласного звука.)

Прочитайте слово «сито» по слогам и орфоэпически.

Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

Произнесите первый звук в слове «сито».

Дайте характеристику звуку [с’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

Объясните, почему звук [с’] произносится мягко? (За буквой «эс» в слове стоит гласная буква «и», она показывает мягкость согласного звука.)

Прочитайте слово «рысь» по слогам и орфоэпически.

Сколько в слове слогов?

На каком месте в слове «рысь» стоит буква «эс»?

Какой звук обозначает буква «эс» в слове «рысь»?

Дайте характеристику звуку [с’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

Объясните, почему звук [с’] произносится мягко? (За буквой «эс» в слове стоит буква «ь».)

Назовите буквы, которые показывают мягкость предыдущего согласного звука. (Гласные буквы «е», «ё», «и», «я», «ю» и буква «ь».)

Работа в парах.

- Составьте предложение с этими словами и выложите схему предложений с помощью моделей слов.

Две пары выкладывают схему предложений на магнитной доске.

- Какие предложения получились.

VI. Чтение слогов по заданным схемам.

- Посмотрите на слоги. Чем похожи эти слоги? ( В каждом слоге есть буква «эс», есть гласные буквы.)

В помощь чтения слогов есть схемы. Найдите схему с мягким согласным звуком. Поставьте синею фишку. Как будем читать букву «эс»? (мягко).

-Прочитайте.

-Посмотрите на две оставшиеся схемы. Чем они похожи? (Оба звука твердые).

-Чем отличаются? (Один слог открытый, другой закрытый)

-Прочитайте.

Слайд 8

Физкультминутка

VII. Чтение слогов и слов (с. 57).

Хоровое чтение слогов и слов по строчкам

С объяснением значение слов «население», «отсырел», «засолили».

Население – жители страны, города.

Отсырел – намок от воды.

Засолили – законсервировали в соленом растворе

После чтения учитель предлагает выполнить следующее задание:

- Прочитайте слова, в которых буква “эс” обозначает только мягкий согласный звук.

(«Село» т. К. после буквы “с” стоит буква “е”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного звука. ) селение население

-Прочитайте слова, в которых буква «эс» обозначает твердость согласного звука. ( соль, сам, сами, самый, сыро сырой, сырость, отсырел)

Резерв чтение скороговорки

- Прочитайте чистоговорку.

-Какие звуки чаще всего повторяются в этой чистоговорке?

-Какое настроение вызвали у вас строчки данной чистоговорки?

Что перепутал автор чистоговорки?


VIII. Итог урока.

-Скажите, какие цели были поставлены в начале урока?

- Кто достиг этих целей

- Какие два звука обозначает согласная буква «эС»

Слайд 9

Рефлексия

У вас на партах есть солнышки, с помощью которых вы можете оценить свою работу и настроение на уроке.

- Оцените свою работу.

Если вам на уроке было все понятно, и урок понравился, то поднимите улыбающиеся солнышко, а если вы остались не довольны уроком и собой , то поднимите грустное солнышко-.

Вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали и меня и гостей. У меня тоже Солнышко улыбается-

Спасибо вам»! Урок закончен!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ