Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»
Урок русского языка в 8 классе
Учитель русского языка и литературы Троценко Е. Е.
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»
Тема урока «Синтаксические связи слов в словосочетании»
Цель:
дать понятие подчинительной связи, виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Задачи:
проверить умение анализировать словосочетание;
формировать умение различать виды подчинительной связи в словосочетании, определять строение словосочетаний, перестраивать глагольные словосочетания в именные, отличать словосочетание от грамматической основы;
развитие навыков аналитической деятельности и познавательной активности.
Ход урока
Оргмомент:
сообщение цели, задач урока.
Проверка домашнего задания:
параграф 10, упр. 63
- Что такое словосочетание?
- Назовите виды словосочетаний (глагольные, именные, наречные). Приведите примеры.
- Проверка домашнего упражнения.
Словарный диктант
Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.
Задание: составьте с данными словами 3 глагольных словосочетания.
IV. Объяснение нового материала
Запишите словосочетания и составьте схемы
x x
По пыльной дороге (прил. + сущ.)
x x
Проходил борки (глаг. + сущ.)
x x
Суетливо вившуюся (нар.+ прич.)
Составим схему «Виды связи в словосочетании»
Словосочетание
подчинительная связь
согласование управление примыкание
Зависимое слово присоединяется к главному по смыслу Главное слово требует определенный падеж от зависимого Зависимое и главное слово имеют одну формы числа и падежа (в ед.ч. – рода)
Бежать быстро, очень быстро Писать письмо, думать о письме, зайти за письмом На белой скатерти, белую скатерть Смешного мальчик, смешному мальчику
Закрепление материала
1. Упражнение 64 (письменно).
Спишите и укажите вид подчинительной связи слов в словосочетании. Укажите формы зависимого слова, по которым вы узнали вид связи.
(Ученики по очереди работают у доски)
Упражнение 65 (письменно).
Составить словосочетания со словами обсудить, подчеркнуть, объяснить, определить, продумать, рекламировать, изложить, чтобы в них была подчинительная связь – управление. Зависимое слово необходимо употребить в винительном падеже.
Образец: Обсудить (что?) книгу (в.п.)
Определить вид подчинительной связи.
Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.
Синтаксический разбор предложения
Гл. прил. сущ. с. гл. пр. сущ. прил. сущ.
Налетает сильный ветер и гонит по дороге желтые листья.
(Это предложение простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное)
Лингвистическая задача.
Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).
А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.
Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.
Самостоятельная работа.
Упражнение 68. Составить словосочетания, записывая их в два столбика.
VI. Домашнее задание: параграф 11, упр. 69, 70 (инструктаж).
VII. Подведение итогов
Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)
Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)
Что не является словосочетанием? (Грамматическая основа предложения)
Расскажите алгоритм определения способов связи слов в словосочетании.
Используемые источники:
Русский язык: учеб.для 8 кл.общеобразоват.учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2009.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ