Конспект урока по русскому языку "Твердые согласные «ж» и «ш». Сочетания «жи», «ши»"


Растова Любовь Сергеевна

МКОУ «ЛСОШ№1»

Учитель начальных классов

Урок обучения грамоте.

Тема: Твердые согласные «ж» и «ш».

Сочетания «жи», «ши».

Методика сенсорно – координаторных

тренажей.

Система Л. В. Занкова.

Цели:

учить сравнивать звуки, давать им характеристику, различать буквы; сформулировать правило написания сочетаний «жи» и «ши», учить читать текст по ролям, находить главную мысль текста; развивать память, внимание, сообразительность; формировать положительную мотивацию учения; воспитывать чувство дружбы и товарищества, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.


Оборудование: пластмассовые буквы; магнитные буквы; таблички с парными согласными буквами прикреплены на занавески в классе; таблички:

ПОД – ШИ - ВКА

НА – ШИ - ВКА





прикреплены на шкафы в кабинете, схема предложения прикреплена на заднюю стену кабинета.

Перед каждым учеником на столе лежат картинки – солнышко и тучка.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Ребята, давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас. Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

- У вас на столе лежит изображение солнышка и тучки. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.

-Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

- Для создания рабочей обстановки дайте выполним упражнение для восстановления дыхания: задуть одну свечу, пять свечей.

-Создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи.


II. Повторение пройденного.

-Ребята, вы любите играть?

-Мы сегодня весь урок будем играть.


1) Игра: «Угадай букву».

Узнать на ощупь букву и дать характеристику звукам. (4 ученика вызываю к доске. У них руки за спиной. Получают пластмассовые буквы – И Л Ы Ж)

И – это буква «и», ею обозначается гласный звук «и», он обозначает мягкость согласных звуков.

Л – это буква «эль», ею обозначается звонкий твердый согласный звук «л» и звонкий мягкий согласный звук «л`»

Ы – это буква «ы», ею обозначается гласный звук «ы», он обозначает твердость согласных звуков.

Ж – это буква «же», ею обозначается шипящий твердый согласный

звук «ж».

- Все ребята молодцы, правильно угадали букву и дали точную характеристику звукам.


2) Продолжаем играть с буквами.

- Посмотрите на доску.


БП ВФ ГК ДТ ЖШ ЗС Й Н Р Л М (магнитные буквы)

- На какие 2 группы можно разделить изученные согласные буквы?

(парные и непарные согласные).

- Соедините между собой дугой парные согласные.

- Какая пара согласных отличается от других пар? Чем? ((ЖШ)

(буквы «же» и «ша» обозначают только твердые согласные звуки. Они шипящие.)


III. Постановка цели урока.

- Итак, ребята, кто из вас догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(О твердых согласных звуках «ж» и «ш»)

- А сейчас поверните голову налево. Повторим еще раз парные согласные звуки, чтобы лучше их запомнить.

(На занавеске прикреплены иголочками таблички с парными согласными буквами).

- Итак, нас сегодня интересует пара ЖШ.

- А с какой гласной буквой никогда рядом не стоят согласные «же» и «ша»?

- А почему?

IV. Открытие новых знаний.

- Сейчас я вам расскажу грамматическую сказку.


«Как поссорились Ж и Ш с Ы»

Жили – были на свете шипящие буквы «же» и «ша», а неподалеку жили гласные буквы а, и, у, ы.

Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти гласную Ы. Искали, искали, с ног сбились – до вечера проискали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые и голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, как Ы как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьет с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят вместе.


- Правильно ли поступили шипящие «же» и «ша», что не стали дружить с буквой Ы?

(Дружить надо со всеми, и букву Ы надо было простить)

- Какой вывод можно сделать из этой сказки?

- Ну а теперь давайте попробуем сформулировать правило о сочетаниях «жи» и «ши».


Запомните!

В сочетаниях «ЖИ – ШИ»

Только «И» всегда пиши.

Физкультминутка Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля.

Мы устали не на шутку,

Начинаем физминутку.

Руки вверх, потом вперед,

А потом наоборот.

А потом мы наклонились,

Потянулись, распрямились,

Как солдаты мы шагаем

1, 2, 3, 4, 5.

Сели тихо, ноги вместе,

Руки полочкой на стол –

Продолжаем разговор.


V. Закрепление изученного.

- Продолжаем играть.

1) Составление слогов с буквой «и».

На доске:


Ж Ш


С В


Р И Б


- Составьте и прочитайте слоги.

-Почему в слогах «жи» и «ши» согласные «ж» и «ш» обозначены синим цветом, ведь звук «и» обозначает мягкость согласных звуков.

(«ж» и «ш» всегда твердые и когда мы произносим слоги «жи» и «ши», то слышится «ы».)

- А как будем писать слоги «жи» и «ши»?

Молодцы, ребята, прекрасно справились с этим заданием.


2) Работа с учебником (стр. 72 «Азбука» Нечаевой).

а) Игра «Разгадай ребус».

Работа в парах. Напечатать слова – отгадки. Объяснить их написание.

- Кто не может разгадать 2-ой и 3-ий ребусы, поверните голову направо.

На шкафах висят таблички – подсказки:

ПОД – ШИ -ВКА ВВКА

НА – ШИ - ВКА





Проверка:

- Какие слова напечатали?

- Какие сочетания есть в словах?

- Как вы их напечатали?

- Какое правило надо помнить всегда?

Физкультминутка

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.


- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вздохните и выдохните. Я приглашаю вас попутешествовать на ковре – самолете. Мы садимся на волшебный ковер – самолет, ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая, ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер – самолет начинает снижение и приземляется в нашем классе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.


б) Работа с текстом.

Текст читает учитель.

- Почему Максимка так спросил?

- Какие слова в тексте похожи?

- Чем они похожи?

- Как называется эта часть слова?

- А значение у этих слов одинаковое? Какое?

- Как называются такие слова?

- Прочитаем эти слова все вместе хором.

- Какое правило надо помнить при написании этих слов?


в) Прочитаем пословицы, которые напечатаны после текста.

(Каждую пословицу читает один ученик)

- Как ты ее понимаешь? Объясни. Какая пословица подходит к тексту? Почему?

- А сейчас повернулись все назад.

- Что вы видите на задней стене?

- Какая пословица подходит к этой схеме?

- Почему?

- Какое правило надо помнить, записывая эту пословицу?


г) Чтение текста по ролям.

-Повернулись все лицом к доске. Вернемся к нашему тексту. Попробуем прочитать его по ролям.

- Сколько человек нужно для чтения текста по ролям? (3)

3 человека выходят к доске.

- Кто из ребят лучше всех исполнил свою роль?


VI.Рефлексия.

- Как вам работалось сегодня на уроке?

- Что понравилось?

- Какое правило мы сформулировали на уроке?

- Что вы сегодня расскажите маме о нашем уроке?










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ