Конспект урока по русскому языку "Суффикс и его роль в слове" 3 класс
Тема урока: «Суффикс и его роль в слове» (3 класс программа «Школа 2100»)
Цели: Образовательные
Закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании
Углублять представления о значениях суффикса в слове
Формировать навыки грамотного письма
Обогащать словарный запас учащихся
Воспитательные
Воспитывать любовь к животным
Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся
Прививать интерес к русскому языку
Развивающие
Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память
Развивать и обогащать речь учащихся
Развивать коммуникативные умения
Задачи
Актуализировать знания о составе слова и роли морфем
Организовать деятельность по определению роли суффикса в слове
Прогнозируемые результаты:
Личностные
ценное отношение к процессу определения роли суффикса;
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
осознание важности суффикса для образования новых слов;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
Метапредметные
умение принимать и сохранять цель урока
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение провести рефлексию своих действий на уроке
Предметные
умение разбирать слово по составу;
умение видеть роль суффикса;
умение применять знания в жизненных ситуациях
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 Актуализация знаний
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь
И внимательно вникайте,
А спрошу вас, отвечайте
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно
Путешествие зовет
Третьеклашек на урок!
А куда лежит наш путь?
Да
Дети высказывают свои предположения по теме урока
2 Здоровьесберегающая
минутка
Вспомните правила посадки
Дети произносят хором
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь
3 Минутка чистописания
«Красиво писать – красоту творить» - гласит народная мудрость.
Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий звук (побелка, снеговой, написать)
Слайд
-Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строчки, затем пропишите соединение с этой буквой: н, ин, не, он, нл
-Сравните с образцами и оцените свою работу
Буква н
Самооценка
4. Словарная работа
-Отгадайте загадку, подберите однокоренное слово. Запишем в столбик.
Слайд
Вновь играя и шаля,
Перед носом корабля,
Над водой мелькают спины,
Мчатся шустрые ….
Что ни день, по одежке
Отдает нам Серёжка
А с последнею расстался –
Сам куда-то подевался.
Не дом, но и не улица
Высоко, но не страшно
На стене висит давно
На холсте всего полно
Лес и речка, и машина
Называется ….
- При помощи, какой части слова образовались однокоренные слова
Дельфин – дельфинчик
Балкон - балконная
Картина – картинка
Суффикс
5.Формулирование
проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказывает.
«С моей помощью происходят превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три»
- О какой части слова мы будем сегодня говорить?
- Какие задачи мы поставим на уроке?
Слайд
Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим роль в русском языке.
Суффикс.
Что такое суффикс?
Где находится суффикс?
Для чего служит суффикс?
Фронтальная работа с текстом.
Слайд
Соберите предложения из рассыпанных слов.
- Это текст? Как его можно озаглавить?
- Найдите однокоренные слова. Выпишите их. Выделите корень. Какое явление происходит в корне?
Воспитательный момент
- Прочитайте стихотворение о снегире
Слайд
-Какова его главная мысль?
Физминутка
Послушайте музыку П.И. Чайковского и отдохните
Вывод
Вернемся к однокоренным словам. От какого слова образовались все эти слова? С помощью чего?
- Что такое суффикс?
- Что происходит со словом, если меняется суффикс?
Работа в группах
- Что общего в образованных словах?
Слайд
Выводы выносятся на слайд
Работа в парах
Учебник с. 156 упр 196
Какой вывод можно сделать?
Соберем воедино наши выводы. Расскажите о роли суффикса.
Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам
- Каждому варианту предлагается по три слова
(«слабым учащимся» - карточки-помощники) Приложение1
Слайд
- Если все верно, оцените свою работу.
Итог по карточкам (разноуровневые карточки)
-Предлагаю два варианта карточек. Со звездочкой «4», с солнышком – посложнее. Выберите ту, что вам подходит. Приложение 2
Снежинки снежок снегири
Чередование согласных в корне.
Помощь птицам зимой.
Снег
Суффикса.
Меняется лексическое значение слов
Учащиеся работают в группах
Название профессий
Помогает назвать ласково
Меняет возраст
Меняет пол
Изменил размер
Самопроверка
7. Итог урока
- Что вы узнали о суффиксе?
Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются?
Оценки учащихся
Оценку я выставлю после проверки карточек
Это части слова. Суффикс служит для образования новых слов, а окончание -для образования форм слов и связи слов в предложении
8. Домашнее задание
На выбор
Упр 197 или
Мини-сочинение тему «Суффикс»
9. Рефлексия
Покажите свое настроение с помощью смайликов
Приложение 1
Образуй и запиши новые слова:
Гнездо + ышк = ____________________________________
Олень + ёнок = ____________________________________
Мороз + ищ = ____________________________________
Приложение 2
Замени словосочетание одним словом, однокоренным выделенному, запиши его. Выдели суффиксы.
Маленькая гора - _____________________________________________________
Житель гор – ________________________________________________________
Детеныш льва – ______________________________________________________
Самка льва - _________________________________________________________
Подбери однокоренное слово, походящее к схеме:
Море –___________________________________________________
Вьюга – ________________________________________________
Хлопок –__________________________________________________
Окно -____________________________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ