Конспект урока по русскому языку "Связь имён существительных с именами прилагательными"
Связь имён существительных с именами прилагательными.
Педагогическая цель
Развивать умение точно употреблять прилагательные в речи, совершенствовать навык правописания родовых окончаний прилагательных; развивать орфографическую зоркость и память; воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока
Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные)
Осуществляют грамотную запись словосочетаний, предложений, определяют признаки предмета; подбирают имена прилагательные в речи для характеристики предмета, определяю род имен прилагательных и существительных, склоняют существительные по падежам, разгадывают загадки.
Личностные результаты
Проявляют интерес к учебному труду.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: формируют учебную задачу и планируют её выполнение.
Познавательные: общеучебные — осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические — характеризуют предметы.
Коммуникативные: осуществляют учебное сотрудничество.
Основное содержание темы, понятия и термины
Связь имен существительных с именами прилагательными; словосочетания, предложения, загадки.
Образовательные ресурсы
Проекционный экран, компьютер, раздаточный материал, музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Вальс цветов», красные и зеленые шары, карточки с буквами и словами.
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма контроля
осуществляемые действия
формируемые умения
1
2
3
4
5
6
I. Организация начала урока.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Вступительное слово учителя
- сегодня у нас не просто урок, а урок экскурсия. Возьмём с собой улыбки и хорошее настроение. Хлопните в ладоши те, у кого грустное настроение. А у кого радостное? Надеюсь у кого грустное станет радостным, а у кого хорошее — станет ещё лучше. Улыбнемся друг другу, как солнышко (на доске) улыбается вам и в путь.
Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваюся на урок.
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного.
Минутка чистописания.
Фронтальная.
Словесный, письмо.
-На проекционном экране слова: билет, касса.
Ребята мы сможем отправиться на экскурсию, каллиграфически правильно запишем эти слова в тетради и подчеркнём орфограммы.
Слушают, показывают посадку за столом при письме.
- Письмо слов:
билет, касса.
Правильно держат осанку при письме.
Фронтальный. Чтение, письмо.
III. Постановка учебной задачи.
Фронтальная.
Словесный.
- Мы в кассе купили билеты. Догадайтесь куда мы с вами отправимся? (На доске на карточках буквы К А З О П О Р)
- Переставьте буквы.
-Ребята, а какую тему урока мы раскроем, посетив зоопарк?
(На проекционном экране: связь имен прилагательных с именами существительными)
- Читают хором ЗООПАРК.
- Связь имен прилагательных с именами существительными.
Составляют слово.
Формируют учебную задачу.
Фронтальный.
Устные ответы.
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Загадка
Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, практический.
Отгадывание загадки
- Проводником в зоопарке будет, догадайтесь кто?
«Густая длинная шерсть, широкие лапы, кормится рыбой и тюленями».
- Верно белый медведь Умка, (крепится фото на доску) который раздаст вам билеты.
- Белый медведь.
Разгадывают загадку.
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы.
2. Подбор к именам существительным подходящих по смыслу прилагательных.
Письмо словосочетаний с комментированием.
Коллективная. Парная, групповая, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа.
- Получат билеты — карточки дети первой и второй группы, которые подберут подходящие по смыслу прилагательные к слову медведь.
- В третьей и четвертой группе работаете в паре: один ученик получает карточку со словарным словом, другой карточку с прилагательными.
Выбрав подходящее прилагательное читает, а все в тетрадях пишут словосочетания. Пятая и шестая группы ребят получают билеты,
называя род имен существительных.
- Как определить род имен прилагательного?
- Все получили билеты — карточки с обратной стороны которых по 5 кружков. С первым заданием кто справился на «отлично» закрашивает красный кружок, «хорошо» - зеленым цветом, не справились — в кружок поставить Х.
- Мохнатый, толстый, жирный, неуклюжий, белый, огромный, косолапый, угрюмый и т. д.
- Шустрый заяц (м.р.)
бурый медведь,
хитрая лисица,
крикливая ворона,
злая собака.
- Заяц — он, мой, м.р.
Медведь — он, мой, м.р.
Лисица — она, моя, ж.р.
- По роду имени существительного и по вопросу.
Подбирают признаки предмета, характеризуют предмет с помощью прилагательных. Соблюдают правила работы в паре.
Составляют словосочетания и записывают их, подчеркивают орфограмму, ставят ударение, надписывают род над именами существительными
Оценивают свою работу, закрашивают кружки.
Коллективный, групповой, парный, индивидуальный Устные ответы, чтение, письмо.
Самооценка
Физкульт минутка
Коллективная.
Практический.
- Билеты в руках. Мы отправляемся в зоопарк.
Мы шагаем друг за другом.
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре -
Полетели, закружились.
Выполняют движения под музыку за ведущим учеником
Коллективный. Правильное выполнение движений.
3. Работа с текстом
Фронтальная.
Парная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа.
- Дорога следует через сказочный луг. (Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов»)
- Закройте, ребята, глаза, положив голову на парту, раскиньте руки и пусть звуки музыки и аромат цветов отнесут вас на луг.
Чтение с доски текста.
Сказочный луг.
Солнечным утром оказались мы на сказочном лугу. Чудесные весенние цв_ты раскрывали св_и прич_дливые лепестки. Мален_кие кап_льки р_осы, словно слё_ки поблёскивают на цв_тах. Дует лё_кий в_терок и д_леко разносит душ_стый аромат. Зазвенели душ_стые к_локольчики, приветливо накл_нили св_и белые г_ло_ки рома_ки.
- Какую картину вы увидели?
- А теперь по очереди подходите к доске и вставляете букву,называя орфограмму.
- Выписать из текста словосочетания : существительное с прилагательным в тетрадь и выделить окончания прилагательных.
-Что нужно помнить, чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного?
- Как вы будете рассуждать?
- Раскрасить красным кружок если нет ошибок, 1-2 — зеленым, более 2-х — Х.
Слушают музыку.
Выполняют указания учителя.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют письмо.
Солнечным утром,
на сказочном лугу,
весенние цветы и т. д.
Отвечают на вопросы учителя.
Проверяют в паре.
Внимательно слушают, выписывают слово-сочетания, выполняют задания учителя. Задают вопросы от существительного к прилагательному. Проверяют друг у друга работу.
Фронтальный, парный. Наблюдение учителя.
Устные ответы, письмо.
V. Закрепление знаний и способов деятельности.
1. Загадки. Звуко-буквенный анализ слова.
Склонение имен существительного по падежам.
Парная, групповая, индивидуальная.
Словесный, практический. Разгадывание загадок.
- Что вы видите на экране?
- Ребята, Умка приглашает вас в гости.
- Как будете вести себя в зоопарке?
Подходим к первой клетке.
- Догадайтесь, кто в ней живет.
Кто мелькнул в траве густой
С полосатой головой?
Под землей в норе живет
Роет норы, но не крот.
Не найдешь мышей вокруг
Переловит всех …...
- Подберите подходящие прилагательные к этому слову.
- Кто живет во второй клетке?
В пустыне живет,
Колючки жует,
Когда злой — всегда плюется,
Как животное зовется?
- Назовите орфограмму и проверочное слово.
- Кто в третьей клетке?
И не лось, и не олень.
Средь кустов легла как тень.
Это быстрая, как пуля,Мчится прочь от нас …......
- Произведите устный звуко-буквенный анализ этого слова.
- В четвертой клетке кто?
Уж очень вид у них чудной.
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой,
За что она обижена.
Недаром злится
На всех мамаша.......
- Определите род этого существительного.
- Назовите родственное слово м.р.
Богачей бывало, всех
Одевала в ценный мех.
Днём уснет она в дупле,
Выйдет мышь к ночной поре.
Берегитесь, белки, птицы,
Вмиг поймает вас ….....
- Просклоняйте устно это существительное.
Подходим к шестой клетке.
Этот зверь — мастеровой,
Его домик - под водой.
Строит он легко плотины.
Из ветвей и вязкой глины.
Осторожен и хитер,
Носит бурый мех..........
- Зоопарк.
Отвечают.
Слушают, отгадывают загадки.
- Барсук.
Рассматривают на экране фото барсука.
- Верблюд
- Парный согласный в корне слова. Проверяем — верблюды. Рассматривают на экране верблюда.
- Косуля.
Отвечают в паре.
- Львица.
ж.р.
Лев.
- Куница.
Отвечают дети первой группы «цепочкой»
- Бобер.
Разгадывают загадки.
Подбирают прилагательные к существительному.
Находят орфограмму в слове и подбирают проверочное слово.
Соблюдают правила работы в паре.
Работают в группах.
Парный, индивидуальный, групповой.
Устные ответы.
2. Работа в тетради
Письмо предложений с выделением главных членов предложения и определением частей речи.
Индивидуальная, групповая. Практический. Письмо. Чтение
- Напишите со словами отгадками предложения, используя прилагательные.
- Первая группа записывает предложения со словом «барсук», вторя - «верблюд» и т. д.
- Подчеркните главные члены предложения и надпишите части речи.
- Проверьте друг другу работу и закрасьте красным цветом кружок, если нет ошибок, 1-2-зеленым, более 2х-Х.
- Читают на экране слова: выносливый, злая, резвая, бурый, полосатый, хитрая. Пишут в тетради.
Подчеркивают, надписывают. С каждой группы один ученик зачитывает предложение.
Составляют предложение, записывают его.
Работают в группах. Зачитывают предложения, проверяют.
Индивидуальный, групповой. Письмо, чтение.
Физминутка.
Коллективная.
Практический
- Встаньте. Шагаем от «клетки к клетке». Если услышите прилагательное, то поднимаете руки и хлопаете.
- День, радостный, бежит, осторожно, колючий, пишет, рычит, злой, быстрый, солнце, ветер, доверчивый.
Шагают у парты. Слушают, выполняют задание.
Один ученик работает у доски и восстанавливает из карточек предложение.
Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке.
Коллективный. Правильное выполнение упражнений.
3 Письмо по памяти.
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо.
- Повторите слова, которые я вам говорила.
- Закрасьте красным кружок, если вспомнили больше 6 слов, 5-6 слов — зелёным, меньше пяти — Х.
- Прочитаем хором восстановленное предложение.
- Почему люди должны беречь природу?
- Напишите это предложение по памяти.
- Закрасьте кружками красными, если
нет ошибок, 1-2 — зеленым, больше 2х-Х.
На билетах закрашивают кружки.
- Берегите красоту планеты — животных и растения! Отвечают на вопрос учителя.
Пишут в тетради. Осуществляют самопроверку, самооценку.
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо.
VI. Рефлекторно - оценочный
Фронтальная. Словесный. Беседа.
- Чем мы занимались на уроке?
- Кто сегодня не зря был на уроке?
- Кто доволен собой? Кому нужна помощь?
- Кто может помочь?
Побудь учителем минутку,
Поставь оценку, но не в шутку!
Надуйте, ребята, красные шарики, если вы закрасили 4-5 кружков красным цветом. Если закрасили 3-4 кружка любым цветом — надуйте зеленые шарики. «Отлично» получают ребята с красным шариком. «Хорошо» с зеленым, без шариков не оцениваются.
- Что понравилось на уроке?
- Спасибо за работу на уроке.
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути их устранения.
Фронтальный. Устные ответы. Самооценка.
VII
Д.з.
Творчески поисковое.
- Зарисовать дома картину, которую представили, когда слушали текст «Сказочный луг» и написать 5 предложений на тему «В зоопарке»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ