Конспект урока по русскому языку "Текст. Признаки текста" 4 класс

Карпухина Наталья Игоревна

учитель начальных классов

ГУ «Аманкарагайская средняя школа им. Н. Островского

отдела образования акимата Аулиекольского района»

Республика Казахстан


Тема: « Текст. Признаки текста».

Класс: 4

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: Систематизировать у детей понятия о тексте как тематическом единстве предложений.

Задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

  • Создать условия для систематизации знаний об отличительных особенностях текста. Совершенствовать умение определять тип текста; отрабатывать навык озаглавливать текст, составлять текст, исходя из заданной темы;

- метапредметных результатов:

  • Формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

  • Развивать умение работать с информацией

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- личностных результатов:

  • Создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний.

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе.

Основные методы и приёмы:

  • Проблемное изложение

  • Частично-поисковый

  • Диалогический

  • Приёмы РКМ

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки с заданиями, листы и маркеры для выполнения групповых проектов.





Ход урока

1. Организационный момент. Мотивационное начало.

-Ребята, на доске вы видите пословицу: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». Как вы понимаете ее смысл?

- Какое значение имеет в обретении мудрости школа?

- Помогают ли становиться мудрее уроки русского языка?

- Назовите 3 причины необходимости изучения русского языка лично для вас.

- Тогда не будем терять времени и приступим к выполнению первого задания.


2. Определение темы и целей урока.

- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов: предложение, звук, слово, слог.

(звук →слог→слово→предложение)

- В этой цепочке не хватает одного слова. Это слово написано цифрами 20, 6, 12,19,20.

(Текст.)

- Как определили слово? (Цифры - это место букв в алфавите.)

- Кто догадался, какова будет тема нашего урока? (Текст)

- Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (дети определяют цели урока) (глубже познакомиться с понятием «Текст» и определить, каковы его отличительные особенности)


- Работать будем в группах. (деление на группы проведено заблаговременно при помощи цветных карточек)

- Вспомните правила работы в группах. (есть текст на доске)


3. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о тексте? (приём «Корзина идей»)

(Учащимся предлагается в группах вспомнить имеющиеся у них знания о тексте. Все высказывания учащихся фиксируются на листах. Далее группы обмениваются листами для доработки проектов)

В конце проводиться презентация работ.

Текст состоит из нескольких предложений.

В тексте предложения связаны по смыслу.

У текста есть название, или можно дать название.

Все предложения в тексте объединены одной темой.

Текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка.

- Молодцы! Данные положения помогут нам в работе, мы сможем при необходимости опираться на них. Но это ещё не всё, что нам необходимо знать о тексте, мы обязательно расширим свои познания, узнаем что-нибудь новое.


III. Работа по теме урока.

- Продолжаем нашу работу.

Задание 1. Работа в группах.

Ученикам каждой группы предложены карточки с заданиями:


1 группа. Задание: Подготовьте ответ, какой из данных отрывков является текстом? Обоснуйте свой ответ.

Прошла весенняя гроза. Красив и печален лес в осенние дни. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Цветут поздние осенние цветы.


Прошла первая весенняя гроза. Я вошёл в лес. Стою и глаз не могу оторвать. Стволы берёзок тонкие, белые, в ветви лиловые. На концах ветвей серёжки висят, на серёжках – капли дождя.


- Докажите, что это текст, опираясь на ваш проект.


2 группа. Задание: Работа с деформированным текстом.

- Это текст?

- Можно ли создать из этих предложений текст?

- Восстановите текст.

- Что вы сделали для этого?(расставили предложения по порядку)

А потом тучи разошлись. Вот и зиме пришёл конец. Показалось солнце и пригрело землю. Ветер пригнал тучи. На землю полился первый дождь. Укрыли они всё небо. А потом тучи разошлись.

- Озаглавьте получившийся текст.

- Докажите, что это текст, опираясь на вашу таблицу.


3 группа. Задание: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Поставьте знаки препинания, определяя границы предложений; напишите заглавные буквы, где это нужно.


Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх оголилась пашня в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень чудесен шум ночного дождя он звонко барабанит по стёклам.


- Докажите, что это текст, опираясь на вашу таблицу.


4 группа. Задание: Прочитайте. Определите тему текстов.


Текст № 1.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе


Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

(Фёдор Тютчев).


Текст № 2

2. Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

(Алексей Плещеев).

- Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу.


5 группа. Задание: Прочитайте. Определите тип текстов. Докажите своё мнение.

Текст №1.

На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Текст № 2.

Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным. Возьмем хотя бы раннюю весну. У этой девочки-весны, есть в запасе много хороших слов. Начинаются оттепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх — проталины и проплешины. Потом на реках происходит первая подвижка из лунок из прорубей выступает вода.

Текст № 3.

В воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка:

Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку, ку-ку...

Весь мир слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, — все загадали судьбу. Кукушка куковала, и ещё веселее зашумел молодыми листьями весенний лес...


Общее задание для всех пяти групп:

Озаглавить и записать тексты. (Четвёртая и пятая группы записывают тексты под № 1 из предложенных). Сделать синтаксический разбор любого одного предложения.


IV. Задания на отработку ключевых понятий.

А) Знакомство со статьёй «Текст, его признаки».

Приём «Чтение с пометами»

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка.

Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.

Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации и т.д.

Каждый текст имеет своё строение – части, которые следуют друг за другом в определённом порядке: начало (вводная часть), основная часть, концовка. При письме каждая часть текста обозначается красной строкой.

Различают три типа текстов. Текс-рассуждение – это текст, в котором объясняется и доказывается что-либо. Он состоит из трёх частей: 1) то, что доказывается (тезис); 2) доказательство; 3) вывод.

В тексте-повествовании говорится о каких-то событиях, из которых можно узнать, что было сначала , что потом и чем закончилась история. В таком тексте содержится ответ на вопросы: что случилось? что произошло? Текст-описание указывает на признаки описываемого предмета, лица, места. В нём содержится ответ на вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? Какие признаки для него характерны?

Задание: дополните свои проекты недостающими фактами.


Б) Диалог на углубление и проверку знаний о новых понятиях. «Ромашка Блума».

- Назовите типы текста.

- Поясните, пожалуйста, своими словами: что подразумевается под этими названиями?

- Составьте текст из 3-4 предложений определённого типа.

- А может ли быть такое, чтобы один текст имел признаки разных типов? Как это отразиться на тексте?

- Как вы считаете, есть ли необходимость изучения данной темы в школе? Поясните ответ.


V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

А) Работа в парах.

- Перед вами на карточках предложения. Отметьте галочкой те, из которых можно составить текст. Запишите предложения так, чтобы получился связанный текст.

Солнечные лучи весело играли с листвой.

На столе стоит бокал с соком.

Из-за леса вылетели грач и ласточка.

Их тени отражались в талой воде.

Вот старый дуб, остановилась белочка.

Какое-то мгновение неуклюжий грач и красивая изящная ласточка летели рядом.

Скоро наступит зима, выпадет снег.

Скоро стремительная ласточка скрылась с глаз.

Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев.

А грач всё махал и махал крыльями.

Кто лучше из птиц? Природе обе птицы нужны!


- К какому типу относится этот текст?

- Каких признаков нет в этом тексте? (Заголовка)

- Дайте название тексту.


VI. Этап усвоения и закрепления темы урока. (2 варианта – на выбор)

А) Работа в группах. Приём «Письмо по кругу»

Учащиеся пишут текст на заданную тему «Весна», стараясь соблюдать все критерии присущие тексту.

По окончании работы тексты зачитываются и анализируются. (соотносятся с заданными критериями)

или

Б) Упражнение «Пятиминутка».

За ограниченное время – 5 минут, учащимся необходимо написать все, что они знают по изучаемой на уроке теме.

(Одаренные дети успевают за короткий промежуток времени не только полностью дать ответ, но и сделать вывод, дать собственную оценку явлению, событию или факту)


VII. Этап подведения итогов урока.

А) Тест « Верные и неверные высказывания» (Отметить неверные высказывания)

Текст состоит из предложений.

К тексту нельзя придумать заглавие. ×

Все предложения в тексте имеют границы.

Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. ×

В тексте всегда о чем- то или о ком- то говорится.

Текст можно разделить на части.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Существует 2 типа текстов. *

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

- Кто сможет ответить на главный вопрос урока: Что такое текст?

(Текст – это группа предложений, связанных по смыслу)


VIII. Домашнее задание

- Составьте текст – рассуждение по теме приближающегося праздника «9 мая»


Рефлексия: У вас на столах лежат цветные листочки. Если вам урок понравился, вам было интересно и всё понятно нарисуйте смеющийся смайлик, если вам было скучно – с ровным ротиком, а если урок совсем не понравился, и вы плохо поняли тему урока, нарисуйте с грустной улыбкой.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ