Конспект урока по русскому языку "Ты велик, родной язык!" 4 класс


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области











Ты велик, родной язык!


(интеллектуальная игра

для знатоков

русского языка)


4 класс






подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района









Ты велик, родной язык!


(интеллектуальная игра для знатоков русского языка)


Автор:

учитель начальных классов МБОУ «Октябрьская школа» Тульченко И. А.


Цели и задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  • расширение и углубление программного материала;

  • воспитание любви к великому русскому языку;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора и словарного запаса обучающихся;

  • отработка навыков работы с деформированным текстом;  

  • развитие коммуникативных компетенций

.

Оборудование:

эмблемы, карточки с заданиями, таблички с названием команд, орфографические словари, раздаточный материал, жетоны, призы, грамоты победителям.


Ход игры:

Класс разделён на 2 команды.


Учитель: Ребята, освоить родной язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того Чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык - необыкновенный. В этом мы сегодня убедимся.

Дети обеих команд выстраиваются и хором говорят:


Мы - весёлые ребята и не любим унывать.

С удовольствием мы с вами собрались здесь поиграть.

Мы отвечаем дружно и здесь сомненья нет.

Сегодня будет дружба Владычицей побед.

1 команда:

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнованья

Успех решает не судьба,

А только наши знанья.

2 команда:

И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит острей

И наша дружба крепнет с ней.



( На мотив песни «Улыбка»)

Любит поиграть наш дружный класс,

Вот начнётся состязание сейчас,

Вот болельщик, а вот и жюри,

Путь к победе труден, что не говори.

Припев:

Нам доверено с тобой провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты могуч, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Учитель:

Прошу команды занять свои места.

И так, наш первый конкурс - разминка. Вам необходимо угадать название команды - соперницы. За правильный ответ 1 балл.

1команда:

Название нашей команды обозначает название предмета,

Отвечает на вопрос Кто? Что? В предложении бывает подлежащим или

Второстепенным членом предложения.

(Имя существительное)


2 команда:

Название нашей команды обозначает признак предмета, Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? В предложении бывает определением.

Учитель:

Разминка закончена. Наш второй конкурс оценивается в 2 балла (за каждое угаданное слово по 1 очку)

  1. команда:

Корень в слове писать, приставка в слове рассказывать, суффикс - в слове книжка, окончание в слове вода (расписка)

2 корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс - в слове сказка, окончание в слове рыба (завязка)

2 команда: корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс - в слове лесник, окончание в слове ученики (подснежники)

2 корень в слове ставить, приставка в слове приехал, суффикс - в слове дочка, окончание в слове ложка (приставка)

Учитель:

Следующее задание конкурс «Лишнее слово» (на доске)

  • водный, водник, подводный, вода, водица, водитель

  • лес, лесной, лесник, леска, перелесок

А теперь каждая команда задаст по два вопроса по теме «Состав слова»

За каждый правильный ответ -1 балл.

Учитель:

Следующий конкурс - домашнее задание.

1 команда.

Парад падежей.

  • У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких пажей.

Они приходят чередой,

За слово в бой готов любой.

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою

И про своё призвание

На ушко им поют.

  • Я - Именительный падеж

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

  • А я, падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего?- и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

  • Я называюсь Дательным

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

  • А я, Винительный падеж

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю.

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать? Во что играть?

Готов ребятам подсказать.

  • А я, Творительный падеж.

Исполнен всяческих надежд.

Творите! Чем творите? С кем?

Я подскажу вам - нет проблем.

  • А я падеж Предложный,

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я расскажу?

Учитель:

Молодцы! А может быть, вы знаете, как определить падеж существительных? Своё домашнее задание показывает 2 команда.

  • К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны.

И когда я слышу:

Извини меня,

Это значит исключи меня из вины.

  • У слова цвет своего огня
    Своё пространство, свои рубежи.
    И когда я слышу: обереги меня,
    Это значит: берегами меня окружи.

  • У слова есть корни, есть родня,
    Оно не подкидыш под сирым кустом.
    Когда я слышу: защити меня,

Это значит: Укрой меня за щитом!

  • Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов, своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть,

Слово тебе сотворит добро.

Учитель:

В какой части слова заключается основное лексическое значение?


Задание 5. Определи сколько существительных.(1 балл)

  1. команда: какао, тюль, масло, пианино, тополь,

  2. команда: кофе, кружево, рояль, сирень, трель.


6 задание: Игра « Найди своё место» .(1 балл)

  1. команда: ромашка, печь, калач, речь, лето, осень, лист, земля.

  2. команда: вещь, дождь, птица, облако, ветер, день, ночь, команда.
    Учитель:

Как определить сколько существительных?


7 задание: Следующий конкурс «Слово - змейка».

Необходимо записать цепочку слов за 30 секунд, где последняя буква первого слова, является первой буквой следующего. У чьей команды цепочка длиннее, зарабатывает 2 балла.


8 задание «Конкурс капитанов» (на доске) - раскрыть скобки. .(1 балл)

  1. команда: Язык (до) Киева (до) ведёт.

  2. команда: Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.


9 задание: Из слова МАГАЗИН за 1 минуту составить как можно больше слов. .(1 балл за каждое слово)

10 задание: Каждой команде необходимо раскрыть смысл крылатых выражений. (1 балл за каждое выражение)
1 команда:

Рукой подать (близко)

Через час по чайной ложке (медленно

)Морочит голову (обманывать)

Во весь дух (быстро)

  1. команда:

Работать, засучив рукава (усердно)

Прикусить язык (замолчать)

Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)

Сломя голову (быстро).


11 задание: Определить часть речи

  1. команда: Посадила мама в ПЕЧЬ пироги с капустой ПЕЧЬ.

  2. команда: Снежное ПОКРЫВАЛО всю землю ПОКРЫВАЛО.



12 задание:

Подобрать синонимы:
Смелый (отважный, храбрый)
Грустный (невесёлый, задумчивый)
Подобрать антонимы:

Ленивый (трудолюбивый)

Чистый (грязный)


13 задание: Образовать сложные слова:

1 команда:

Паровой, ходить - (пароход)
Звёзды, летать - (звездолёт)
Любить, радио - (радиолюбитель)
Колоть, лёд - (ледокол)

Пешком ходить - (пешеход)

  1. команда:

Сосать пыль - (пылесос)
Падать, листья - (листопад)
Рубить лес - (лесоруб)

Ловить рыба - (рыболов)

Тушить огонь - (огнетушитель)


  1. задание: Кто больше слов запишет с двойными согласными (на листочках)

  2. задание - творческое. Сочинить стихотворение, используя слова

  1. команда - солнце, оконце

  2. команда - привет, кабинет


Учитель: Наша игра подошёл к концу. Жюри подводит итог, но независимо оттого, кто победит, помните, русский язык - великий, могучий, правдивый и свободный.

Любите и берегите его!

Родители дарят детям орфографические словари.





Список литературы


  1. Богданова Л. Внеклассная работа по русскому языку.- Москва: Издательский дом Дрофа, 1996.

  2. Вакуленко Ю.А. Веселая грамматика (игры, задания),- Волгоград: Издательство Учитель, 2000.

  3. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- Москва: Издательский дом Дрофа, 1999.

  4. Остроумов А. В. Речевая культура.-Смоленск: Персей-Вече-Аст, 2009.



































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ