Конспект урока по русскому языку "Упражнения в разборе слов по составу. Контрольный словарный диктант" 3 класс

Дорошенко Ольга Ивановна,

учитель начальных классов МБУ школы № 90 г. Тольятти

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ.

В процессе учебной деятельности учащимся младших классов на протяжении одного и нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов.

Медики утверждают, что здоровых детей сейчас практически нет. Даже если редкий ребенок таковым рождается.

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, учитель ставит следующие задачи:

- обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- укрепить здоровье детей во время учебного процесса.

Чтобы решить поставленные задачи, используются элементы здоровьесберегающих технологий:

- комплекс утренней гимнастики;

- подвижные физкультминутки;

- гимнастика для глаз по схеме зрительных траекторий;

- массаж стоп на ковриках с пуговицами;

- упражнения для позвоночника на перекладине;

- снятие зрительного напряжения с помощью разноцветных маячков;

- упражнения для исправления осанки;

- пальчиковая гимнастика;

- танцевально-ритмические физкультминутки;

- обеспечение класса питьевой йодированной водой;

- график проветривания кабинета;

- уроки здоровья;

- посещение бассейна и спортивных секций.


Урок по русскому языку в 3 классе

(Использование здоровьесберегающих технологий на уроке).

Тема: Упражнения в разборе слов по составу. Контрольный словарный диктант.

Цель: 1) Закрепить умения разбирать слова по составу, проверить знания словарных слов;

2) Развивать словарный запас, умения анализировать, сравнивать, обобщать;

3) Воспитывать культуру родного языка, чувство товарищества.

Средства обучения: учебник «Русский язык» в 2-х частях, 3 класс, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина; «Тетрадь по чистописанию», 3 класс, М.А.Яковлева; алгоритм разбора слова по составу; карточки с шарадами; кроссворд; карточки для теста; музыкальное сопровождение; задание для команд.

Ход урока.

Организационный момент.

Чистописание.

- Урок начнем с работы в тетради по чистописанию: с.23 урок 62.

- Посмотрите на многобукву. Какие заглавные буквы вы увидели? (Л, И, Я).

- Пропишите каждую букву на своей строке.

- Прочитайте предложение. Я сено разворошил

И встретился с мотыльком (И. Бродский)

- Записываем предложение с комментированием.

- Разберите по составу слова: сено, с мотыльком.

- Встаньте, пожалуйста, читаем тему нашего урока: «Упражнения в разборе слов по составу. Контрольный словарный диктант».


Контрольный словарный диктант.

- Записываем на листочках словарные слова:

Троллейбус, профессия, шоссе, календарь, абзац, грамматика, жужжит, лестница, орфограмма, наоборот, вокзал, сосед.

- Записали слова и встали. Выполним упражнения по тренажеру для глаз, руки за спиной – держим осанку.

Сообщение цели урока по теме.

- Какие же цели на урок мы поставим?

Упражняться в умении разбирать слова по составу, чтобы хорошо написать проверочную работу.

Упражнения в разборе слов по составу.

1. На доске:   

- Для каждого ряда на доске записана схема. Вы выходите по одному 1 раз, передавая мел тому, кто поднял руку на вашем ряду.

- Подведем итоги: (Дети проверяют слова других рядов).

Победил: ­­__ ряд.

- Открываем тетрадь, записываем число.

- Похлопали чемпионам! (Чемпионы это те, кто за домашнюю и классную работы получил «5», и их тетради были на выставке).

- Откройте учебник на с. 137, упр.203.

- Прочитайте текст. Определите его тему.

- Про что читали? (Беспарусные лодки).

- Что нового вы узнали?

- Прочитайте названия беспарусных лодок.

-Выпишите и разберите по составу выделенные слова. Первое слово пишем с большой буквы.

- Помните о порядке разбора. (Самостоятельная работа).

- Проверяем.

Физкультминутка на ковриках:

а) руки за спиной, перекатывание с пятки на носок;

б) стоя на одной ноге под счет, на другой ноге;

в) повороты за разноцветными маячками на стенах кабинета.

2. Работа с шарадами.

- Что такое шарада?

- На с. 136 вы видите новое словарное слово. Записываем его.

Шарада, ша-рада, шара-да.

- Составьте предложение с этим словом.

- Какие еще загадки со словами вы знаете? (Ребусы, кроссворды, сканворды…)

Разгадывание шарады. (Упр.204)

- Какое слово загадал автор шарады?

- Записываем в тетрадь слово: оценка и разбираем его по составу.

- А сейчас будем разгадывать шарады в четверках. (Каждая четверка разгадывает полученные две шарады и поднимает сцепленные вместе руки после выполнения работы).

Корень извлечь из «НАЧИНКИ» несложно,

Приставка в «СОСУДЕ» хранится надежно,

Суффикс в «ГУДЕНИИ» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

Один корень из слова ВСЕМИРНЫЙ,

другой корень из слова ЛЮБИТЬ,

суффикс и окончание из слова КРАСИВЫЙ.

Физкультминутка с мешочками соли на голове: выполнение упражнений в сопровождении слов. “У реки росла рябина”.

У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).

3. Выборочный диктант.

-Запишите слова, состоящие только из корня, суффикса и окончания. Разберите эти слова по составу.

Лесники, лист, рассказ, хлебный, поворот, звездочка, вред, вредный, погрузка.

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь с соседом тетрадями. На полях поставьте оценку.

- Встаньте, кто получил «5»? Кто получил «4»? Кто получил «3»?

4. Разгадывание кроссворда «Грибы».

- Узнайте названия грибов:

Первый гриб – бывает и белым, и черным;

Второй гриб – рыжий;

Третьи грибы – желтенькие;

Четвертый гриб – с бледно-коричневой шляпкой.




г

р

у

з

д

ь






р

ы

ж

и

к







л

и

с

и

ч

к

и




п

о

д

б

е

р

е

з

о

в

и

к

( Кто отгадал, тот идет к доске и вставляет пропущенные буквы в клеточки).

- Запишите слова в строчку, подчеркните орфограммы.

1 вариант: подберите однокоренные слова ко второму слову, выделите корень;

2 вариант: подберите однокоренные слова к четвертому слову, выделите корень.

Проверка однокоренных слов.

5. Тест по теме «Состав слова».

(У каждого на парте лежат карточки для теста).

1. а) Корень- это главная значимая часть слова;

б) Корень- это главная, но не значимая часть слова.

2. а) Приставка служит для связи слов в предложении;

б) Приставка служит для образования новых слов.

3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении;

б) Суффикс служит для образования новых слов.

4. а) Окончание служит для связи слов в предложении;

б) Окончание служит для образования новых слов.

5. а) В сложных словах соединительные гласные а или и;

б) В сложных словах соединительные гласные о или е.

6. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

а) книжка;

б) повар.

7.Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

а) крылышко;

б) нагрузка.

Взаимопроверка.

6. Работа в группах.

Класс делится на четыре группы. Под музыкальное сопровождение каждой группе дается задание:

Прочитайте. Напишите каждую группу однокоренных слов с новой строчки.

Вода, водица, водитель, водник, наводнение, проводы, проводница, водянистый, выпроводить, водяной.

Лепет, лепить, лепной, липучка, лепетун, лепщик, пролепетать, прилипнуть, вылепить, липкий.

- Все выполнили задание? Выберите, кто от вашей группы будет отвечать. Воспользуйтесь опорными словами: Мы считаем, что…, Мы рассуждали так…, Мы думаем, что…

Проверка. Выставление баллов за ответы, определение победителей.

Домашнее задание.

- Составьте и запишите текст о частях слова (рассказ, сказка, стихотворение).

Темы: «Почему приставка стоит перед корнем?», «Приставка и суффикс – друзья или враги?», «Тайны корня».

Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие трудности у вас возникли на уроке?

- Как вы их преодолевали?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Спасибо за работу на уроке.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ