Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»
Фатежского района Курской области
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Корень»
подготовила
учитель начальных классов
Гетман Вера Анатольевна
г.Фатеж
2014
Конспект урока по русскому языку
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема урока «Корень»
Цели урока:
расширить знания о корне слова;
научиться находить в словах корень;
уметь подбирать однокоренные слова;
научиться находить в словах корень с чередующимся согласным звуком.
Планируемые результаты:
обучающиеся научатся находить в словах корень, фонетически чередующиеся согласные звуки в корне слова;
проверять безударные гласные в корне слова;
анализировать, делать выводы;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД :
стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения
умение обучающихся сотрудничать с учителем, одноклассниками
формирование умения слушать, доказывать, обосновывать
умение ставить и задавать вопросы
Регулятивные УУД :
сохранять заданную цель
планировать свою работу по эталону
видеть и корректировать свои ошибки
адекватно воспринимать оценку своей деятельности со стороны учителя, одноклассников
Личностные УУД :
эмоционально-положительное восприятие учения
объективная оценка своей деятельности
степень организованности и заинтересованности по предмету
формирование ответственности за свою деятельность
рефлексия
Развитие познавательной сферы :
степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся
наличие и эффективность различных видов и форм деятельности обучающихся на уроке
создание комфортных условий для проявления способностей обучающихся
Оборудование: карточки с заданиями, толковый словарь, презентация мультимедийная, электронное приложение к учебнику «Русский язык 3 класс» Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивация
Актуализация знаний
1. Словарная работа
(Слайд 1)
(Слайд 2)
- Отгадайте загадку:
Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
Где пробежит-
Листик дрожит.
Где пронесётся-
Дерево гнётся. (Ветер)
-Какое значение имеет слово «ветер»? (движение потока воздуха в горизонтальном направлении)
- Подберите синонимы к слову «ветер» и запишите их.
- Подберите родственные слова, образовав словосочетания.
-А как говорят о легкомысленном, пустом человеке? (ветреный)
- Отгадывают загадку (Ветер), записывают в тетрадь.
- Объясняют лексическое значение слова «ветер».
- Подбирают синонимы к слову, записывают в тетрадь.
- Подбирают родственные слова с помощью предложенных имён существительных.(ветреный день, ветряная мельница, ветровое окно)
-Объясняют лексическое значение фразеологизма «ветреный человек»
Выявление места и причины затруднения
1. Работа по учебнику
упр.160 (с.96)
(1 ученик работает у доски)
(Слайд 3)
-Прочитайте текст в учебнике с.96 упр.160
-Найдите и выпишите из текста однокоренные слова («снег»).
-Читают текст упражнения 160, отвечают на вопросы к упражнению.
Построение проекта выхода из затруднения
-Докажите правильность выбора.
-Какие слова называются однокоренными?
-Прочтите объяснение Вани и Ани и профессора Самоварова с.96.
- Какова тема урока?
-Чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
-Почему в словах изменяются последний звук и последняя буква корня?
- Называют однокоренные слова, доказывают правильность выбора, выделяют корень.
- Выводят тему и ставят перед собой цели урок
Реализация построенного проекта
1. Устная работа
(Слайд 4)
- К однокоренным словам подберите соответствующую схему: дорога, дорожная, бездорожный.
-В каких звуках произошло чередование в корне?
- Соотносят схемы со словами, доказывают выбор.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. Работа по учебнику
упр.161 с.97
-Какую пару чередующихся согласных можно ещё дописать?
(д-ж)
- Самостоятельно выполняют упражнение
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Работа по учебнику
упр.162 с.97
(Слайд 5)
-Прочитайте лишние слова в каждой группе. Объясните выбор.
-Что важно помнить про однокоренные слова?
-О какой особенности корня в родственных словах надо помнить? (корень пишется одинаково)
-Дают объяснение выбранной группе слов и исключения лишнего слова.
(водитель, солома, сторона)
Физминутка
Включение в систему знаний и повторение
1. Работа в «Рабочей тетради»
упр.133 с.80
Упр.134 с.80
-Прочитайте однокоренные слова с корнем -ВОД-. Докажите, что эти слова имеют одно и то же значение.
-Назовите значение других слов.
-Сколько корней в словах?
Как называются слова, образованные с помощью двух корней? (сложные)
-Как между собой соединены корни в словах? (с помощью букв «О» - «Е»)
-Работают в паре и индивидуально по карточкам.
-Работают с толковым словарём.
-Определяют и выделяют корни в сложных словах, объясняют лексическое значение слов.
Рефлексия учебной деятельности
Один работает у доски
-Прослушайте стихотворение и договорите рифмовку к слову с чередующимся согласным звуком в корне.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок – бочок, друг – дружок,
Ухо – уши, пух – пушок,
Пущу – пускать, лечу – летать.
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
(М.Бетенькова, Д.Фомин)
-Подбирают рифму к словам с чередующимся согласным звуком, записывают однокоренные слова, выделяют в них корни.
Тест по теме
-Какая часть называется корнем?
-Какие согласные могут чередоваться в корне?
-Как называются слова, образованные с помощью двух корней?
-Добились вы целей урока?
-Отвечают на вопросы, проверяют ответы.
Домашнее задание
Упр.163, учебник с.97.
Список использованной литературы
1. «Русский язык 3 класс», Ч.2., Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., издательство «Просвещение», 2013
2. Рабочая тетрадь по русскому языку Ч.2., Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., издательство «Просвещение», 2013
3. Пособие для учителя «Русский язык» 3 класс, Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко, М.: Просвещение.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык 3 класс» Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.
2. Мультимедийная презентация «Корень»
3. Карточки с заданиями
4. Однотомный толковый словарь С.И. Ожегова, 19-е изд., испр.-М.: Рус. яз., 1987.-750 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ