Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Систематизация знаний и умений по теме «Текст»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №2
г.Ртищево Саратовской области»
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Систематизация знаний и умений по теме «Текст»
подготовила
учитель начальных классов
Костомясова Ирина Викторовна
г. Ртищево
2014
Предмет : русский язык Класс : 2 класс Тема и номер урока в теме : раздел «Текст», урок №27 «Систематизация знаний и умений по теме «Текст» Базовый учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012
Цель урока:
Цель для учителя:
– развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заглавию, озаглавливание, составление текстов из частей, расположение «рассыпанных» предложений в нужном порядке и чтение полученных текстов;
– систематизация знаний о тексте, его признаках.
Цель для учащихся:
– Озаглавливать текст.
– Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
– Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных, как текст.
– Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
– Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.
– Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
Тип урока: урок построение систематизация знаний. Формы работы учащихся: работа в паре, в группе, самостоятельная работа с самооценкой.
Формирование УУД:
Личностные:
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре, группе.
Основные понятия, определения: текст, части текста, заголовок, главная мысль текста.
Оборудование: компьютер с выходом в сеть, проектор, экран, толковые словари, таблицы для работы в паре, учебник.
Ход урока:
Мотивация УД. (слайд №2)
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему …привет!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой …привет!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям…привет!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго …привет!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям …привет!
- Давайте начнем нашу работу с хорошего настроения!
Актуализация знаний. (слайд №3)
- Как вы думаете, может ли быть чудо обыкновенным? (высказывания ребят)
- Посмотрите, какое обыкновенное чудо у меня в руках! (показывает букет из осенних листьев) Почему этот букет можно назвать обыкновенным чудом? (высказывания ребят)
- Осенние листья приглашают нас в парк на прогулку. Интересно вам узнать, какие чудеса могут встретиться в обычном парке? (ответы) Тогда в путь!
1. Чистописание.
- Давайте для нашего путешествия проложим тропинку. Из каких элементов она состоит?
т
т
2.Работа с деформированным предложением.
- Какое же это чудо идти по осеннему парку и шуршать опавшими листьями! Изобразите звуками шуршание листьев (учащиеся изображают шуршание листьев)
- Я предлагаю вам собрать букеты - предложения из листьев. Следите за тем, чтобы в них были листья разных цветов. (Ресурс: Конструирование предложений (N 193584)
(Хорошо в парке осенью. Под кустом шуршит ёжик. Высоко стучат пёстрые дятлы. Ещё тепла всем хочется!)
- Прочитайте предложение про ёжика, запишите его по памяти. Подчеркните орфограммы.
(запись учащимися предложения по памяти с самопроверкой)
- А вы знаете, сколько живут ежи? ( в природе от 3-х до5-ти лет, в неволе от 8-ми до 10-ти лет) (слайд №4)
- Наш старый ёж – редактор журнала. А что означает слово «редактор»? Где мы можем найти информацию об этом слове? (ответы учащихся)
- Обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова (учащиеся зачитывают определение слова «редактор») (слайд №5)
Редактор - человек, который редактирует что-нибудь; специалист по редактированию.
- А что означает слово редактировать? (Редактировать - проверять или исправлять текст при подготовке к печати.)
- Предлагаю вам побыть в роли редакторов. Старый ёж спрашивает вас: Можно ли запись «Под кустом шуршит ёжик» считать текстом? Почему? (слайд №6) Работая в паре, отредактируйте таблицу «Признаки предложения и текста»:
(Ресурс: Сравнение текста и предложения (N 193886)
Предложение
Текст
Из чего состоит?
Из слов. Предложение может состоять из одного слова.
Из предложений.
Какова роль в языке?
Выражает законченную мысль, содержит сообщение, вопрос, побуждение.
Содержит повествование, описание, рассуждение.
Каково строение?
Имеет грамматическую основу.
Есть вступление, основная часть, концовка.
- Сравните свою работу с образцом (выполняется самооценка) (слайд №6, по щелчку) (Ресурс: Сравнение текста и предложения (N 193886)
- Сделайте вывод, ответив на вопрос: Что такое текст?
Физминутка
Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели, Потекли и полетели, Зашуршали по кустам, Поскакали по сучкам. Ветер золото кружит, Золотым дождём шумит!
Формулирование темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы завершаем работу над большим разделом «Текст» (слайд №7). Какие вопросы можно задать по этой теме? (формулирование вопросов учениками)
Вопросы предоставляются на слайде (слайд №7, по щелчку):
Что такое текст?
Чем отличается текст от предложения?
Для чего нужно заглавие?
Какие части должны быть в тексте?
Как собрать «рассыпанный» текст?
– На основе вопросов составим план урока. (Составляют план урока)
План (слайд №8)
1.Текст.
2.Конструирование текста.
3.Заглавие текста.
4. Части текста.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Систематизация и повторение.
1. Роль заголовка в тексте. (Ресурс: Роль заглавия в тексте (N 193334)
- Редактор Ёж в своем журнале нашел заголовки из текстов. Догадайтесь, из какого они журнала (слайд №9)? (предположения ребят)
Лесная газета.
Барсук в гараже.
Осторожно – косуля!
Шишка под снегом.
Кофейное дерево.
- Как вы думаете, о чём эти тексты? (высказывания ребят)
Вывод: Какую роль играет заголовок в тексте? (учащиеся делают вывод)
2.Работа со словарными словами.
- Какие словарные слова встретились в заголовках текстов? (газета, гараж)
- Что их объединяет?(Они начинаются на букву «г»).
- Запишите слова. Подберите еще несколько словарных слов на букву «г». Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую орфограмму.
3. Работа с деформированным текстом. (в соответствии с упр.3 учебника стр. 34)
(Ресурс: Составь текст из частей (N 193578)
- У старого Ежа есть друг – Паучок. Он запутался в своей паутине. (слайд №10) Поможем ему! Прочитайте части текста. Что нам нужно сделать, чтобы превратить эту запись в текст? (ответы учащихся)
- Самостоятельно прочитайте части текста. Обсудите в паре, как можно поменять части. Направьте Паучка от начала к концу текста.(в паре составляют текст из частей)
- Прочитайте текст. Из чего он состоит? (из предложений)
- Как называются части текста? (вступление, основная часть, концовка)
- Как можно озаглавить этот текст? (высказывания учащихся)
- Что содержит в себе этот текст: повествование, описание, рассуждение? (ответы учащихся)
- Спишите основную часть текста (слайд №10, по щелчку).
( Паучок мечтал увидеть весь мир. Для этого он начал плести огромную паутину. Малыш не знал, что осенью можно полетать и на маленькой паутинке.)
4.Наблюдение над словом.
- Старый Ёж предлагает рассмотреть вам слово «паучок» с разных сторон. Работаем по группам (слайд №11):
1-я группа: разделите слово на слоги и для переноса.
2 группа: запишите транскрипцию слова.
3 группа: запишите однокоренные слова, выделить корень.
(трое учащихся работают у доски, проводится алгоритм самооценки)
Итог урока (слайд №12).
– Ответьте на вопросы, заданные в начале урока (помещённые на слайде).
– Что такое текст?
– Чем отличается текст от набора предложений?
– Для чего нужно заглавие?
– Как выбрать заглавие к тексту/озаглавить текст?
– Какие части должны быть в тексте?
– Как собрать «рассыпанный» текст?
Рефлексия деятельности (слайд №13).
- Какие чудеса встретились на уроке?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чём испытали затруднения?
– Кто из ребят работал лучше всего?
Домашнее задание (слайд №14). Записать текст упр.№3 стр.34
Список использованной литературы
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
№
Название ресурса
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР
1
Конструирование предложений (N 193584)
2
Сравнение текста и предложения
(N 193886)
3
Роль заглавия в тексте (N 193334)
4
Составь текст из частей (N 193578)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ