Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Козловская средняя общеобразовательная школа №3»
г. Козловка Чувашской Республики
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Роль имён существительных в предложении и в речи.
Многозначные слова, синонимы, антонимы»
Подготовила: Краснова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
г. Козловка 2014г.
Русский язык.
Образовательная система «Школа 2100»
4 класс
Тип урока: закрепление
Тема: Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Цель: Выяснить, какую роль в речи играют существительные-синонимы, антонимы и многозначные слова.
Задачи:
1. Расширить представление учащихся о значении слова, формировать навыки работы со словарной статьёй.
2. Развивать умение точно и образно выражать свои мысли, обогащать словарный запас учащихся, использовать в своей речи слова синонимы, антонимы, многозначные слова.
3. Воспитывать уважение и чувство коллективизма.
Формирование УУД
Личностные результаты:
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- развивать интерес и потребность в чтении словарей;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах ;
-устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- Воспитывать уважение и чувство коллективизма.
№
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1
Организационный момент
Учитель: Поговорим?
Дети: Поговорим.
Учитель: О разном и о прочем.
Дети: О том, что в жизни хорошо:
Учитель: и хорошо не очень.
Дети: Ведь что-то знаем мы:
Учитель: а что-то мне известно.
Дети: Поговорим?
Учитель: Поговорим.
Вместе: Нам будет интересно!
Дети проговаривают свои слова
2
Словарная работа.
Ответьте на вопросы и запишите только ответы, укажите орфограммы. (Ученик у доски)
А) (слайд2)
Есть в саду фруктовом чудо:
Листья ярче изумруда,
Серебристые цветы,
золотистые плоды
Б) (слайд 3)
Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что проглотил,
Потемнело все вокруг
Ой, какой везде испуг.
В) (слайд4)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
не сторож, а всех будит.
Дети записывают
(АПЕЛЬСИН, КРОКОДИЛ, ПЕТУХ)
Подчеркивают орфограммы, ученик у доски выполняет работу с комментированием
Орфографическая пятиминутка.
(слайд5)
Точ *ка, боч* ка, ш.*шка, дру*.,
Пёсик Бул.*ка и утю*.,
Кла.*, а.*ея, телегра*.а
-Кто нашёл все орфогра*.ы?
-Сколько орфограмм нашли в тексте?
(6 орфограмм в тексте)
Дети проговаривают все орфограммы
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Какие части речи преобладают в этом тексте?
-Выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные, укажите постоянные признаки существительных
Итак, мы можем сделать вывод, что знаем об имени существительном.
А поможет нам технология "Алфавит". Пожалуйста, говорите все, что относится к теме, начиная фразу словами: "Я знаю, что…"
В тексте преобладают существительные.
Два ученика выписывают, указывают род и число существительных
3.Постановка учебной проблемы
(слайд 6)
Игра « Четыре слова»
-Сегодня мы с вами будем шифровальщиками, кодировщиками. Перед вами две таблицы. Найдите КЛЮЧ для расшифровки слов, которые там спрятаны.
У вас должно получиться четыре слова. Подберите к ним сначала противоположные по значению слова, а затем сходные.
1
19
7
12
4
11
5
23
2
20
16
3
13
17
22
18
8
24
10
9
15
14
21
6
X
У
П
3
О
О
Ш
Н
О
Ж
О
Р
Д
В
С
О
Л
О
X
о
Р
О
А
О
До выполнения задания вы подбирали ключ, а какое еще значение есть у этого слова?
Слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными.
Приведите примеры многозначных слов.
Например: ключ, коса, лук.
- Какую цель поставим перед собой на урок?
Ключ: нужно поставить буквы из правой таблицы в те места, на которые указывают цифры левой таблицы Слова:
Хорошо-плохо,
здорово-ужасно;
хорошо-здорово,
плохо - ужасно.
Мы должны выяснить, какую роль в речи играют существительные - синонимы, антонимы и многозначные слова
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
-Какие виды письменной работы с текстом приходится вам выполнять?
С каким видом работы бывают проблемы? Почему? С чем именно бывают проблемы?. Каковы пути решения этой проблемы? Какие слова могут помочь?
Узнаем мнение французских поэтов Шарль Бодлер и Теофила Готье (слайд7).
Упр.109., стр. 90.
Чтение задания текста.
-Какова главная мысль текста?
-Какие пословицы о чтении вы знаете?
-Письмо диктантов, списывание, изложение, сочинение. -Сочинение, изложение.
-Повторы, неверное употребление слов, неумение точно сформулировать свою мысль
-Расширять словарный запас, больше читать. -Синонимы, антонимы, многозначные слова.
Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю
-Кто много читает - тот много знает.
Физкультминутка
Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Попишите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите,
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
5
Обобщение и закрепление знаний, и формирование новых
Игра «Наоборот»
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО
А ты ответишь НИЗКО,
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь....близко
Скажу я слово ПОТОЛОК
А ты ответишь.... пол
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ....нашёл
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты.... смельчак
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну, отвечай ...конец!
(слайд 8,9,10,11)
Подберите слова к картинкам на слайде и составьте слова - антонимы
Вывод:
-Какие слова называются антонимами?.
Б) Нужно найти в двух колонках слова - синонимы и соединить их линией, а на местах записать пары слов. Например: работа - занятие
На доске
БЫСТРО РАДОСТНО
ВЕСЕЛО МОРОЗ
СОБАКА СКОРО
ХОЛОД ПЕС
-Какие синонимы вы подобрали?
(слайд 12,13)
Подберите слова к картинкам на слайде и составьте слова -
Вывод:
-Какие слова называются синонимами?.
Пары слов записывают в тетрадь.
Медленно - быстро
Тонкий - толстый
Узкий - широкий
Большой - маленький
Антонимы - это слова, противоположные по смыслу
Быстро-скоро
Весело-радостно
Собака-пес
Холод-мороз
Вывод: Синонимы - это слова, сходные по смыслу, но различные по написанию.
6
Работа с учебником и со словарем
Упражнение 111.
-Найдите в толковом словаре слова, которые имеют несколько значений.
Как называются слова, которые пишутся одинаково и имеют несколько значений?
(слайд,14,15)
Вывод. Слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными.
Жилище, компания, капитан и т. д.
Многозначные слова.
7
Рефлексия
(слайд16)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Список использованных источников:
1.Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева Методические рекомендации для учителя «Русский язык 4класс». Изд. «Баласс», 2007г.
2.Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина ; под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012
3.Образовательный комплекс «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск, штрих-код 4601546063779
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ