Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Глагол. Его роль в предложении»
МБОУ «Шегарская СОШ «№2»
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Глагол. Его роль в предложении.»
Разработала:
Чекинева Мария
Александровна,
учитель начальных классов
Цель урока:
Формировать стойкое понятие о глаголе, учить выделять слова, являющиеся глаголами, среди других слов.
Задачи:
Образоват. – закрепить правописание словарных слов и умение
определять в предложении главные члены, дать по
нятие о глаголе, дать понятие о роли слов, обозна
чающих действие в русской речи.
Развивающ. – развивать мышление, внимание, наблюдатель
ность, расширять словарный запас учащихся.
Воспитат. - воспитывать самостоятельность, ответственность;
любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, карточки со словарными словами, изображения лошади, собаки, парусника, вертолета, сюжетная картинка.
Этап урока
Ход урока
Примечание
Орг. момент
- Здравствуйте! Меня зовут Мария Александровна, и урок русского языка у вас сегодня проведу я. Надеюсь, что вы мне поможете и будете активно со мной работать.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “пять”.
Минутка красивого письма
-А теперь давайте приступим к работе. Откройте свои тетради и запишите число. А начнем мы наш урок с минутки красивого письма.
Ребята, посмотрите, на доске написаны сочетания оро и оло. Их мы сегодня и будем прописывать. Ну сначала обратите внимание на эти сочетания.
Словарная работа
-Ребята, помогите мне пожалуйста. Печатая к уроку словарные слова, я отвлеклась, и у меня получилась какая-то непонятная абракадабра. Может быть, вы сможете прочитать эти слова?
-Тот, кто первый отгадает слово, пойдет к доске и запишет это слово. Ставим ударение, подчеркиваем безударную гласную.(магазин, вокруг, спасибо, яблоко)
-Кто готов руку на локоть, чтобы я видела, что вы готовы работать дальше. Составьте предложение, используя одно из этих слов. Запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.
Показываю карточки со словарными словами
Изучение нового материала
- Что изображено на этих рисунках? (лошадь, собака, парусник, вертолет)
-Что делает лошадь? (скачет)
-Правильно! Молодцы! А что делает собака? (бежит)
-Правильно! Что делает парусник? (плывет)
-Молодцы! А что делает вертолет? (летит)
- Правильно! На какой вопрос отвечают слова в левом столбике? (кто?что?)
- Что называют эти слова? (животных, предметы)
- Как называются слова, которые обозначают предметы, животных, людей и отвечают на вопросы кто?что? (имена существительные)
- Кто был внимательным? На какой вопрос отвечают слова в правом столбике? (что делает?)
-Молодцы! Что называют эти слова? (действия)
- Правильно! Слова, которые обозначают действия, называют глаголами. Глагол – это тема нашего сегодняшнего урока.
Показываю рисунки
Записываю ответы на доске в два столбика
Записываю на доске вопрос «что делает?»
Работа по учебнику
- Откройте учебник на странице 69. Прочитайте правило. На какие еще вопросы отвечает глагол? Что он обозначает?
-Молодцы! А сейчас послушайте сказку о глаголе.
Жил-был глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит имя Существительное на камушке сидит и плачет.
-Что ты так пригорюнилось? – спрашивает глагол.
- Да вот живу-живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.
-Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
-Что ты кручинишься, Прилагательное?
-Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где. – отвечает Прилагательное.
-Пойдем с нами счастье искать!
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложение. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают?
Существительное служит подлежащим, а прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.
с тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Наблюдение над ролью глаголов в речи
- Ребята, а зачем нам нужны в нашем языке глаголы? Может быть, можно обойтись без них? Проведем эксперимент. Посмотрите на картинки, лежащие на ваших партах. Попробуйте рассказать, что изображено на рисунке, не используя глаголов. Что у вас получилось? (получились мало понятные наборы слов, без глаголов не удалось составить связный рассказ)
-А сейчас составьте по два предложения к рисунку, используя глаголы. Что у вас получилось?
- Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.
- Запишите предложения в тетради.
Закрепление изученного
- Теперь давайте с вами выполним упражнение 521 на станице 68. Прочитайте задание. Приступайте выполнять задание. Если у кого – то возникли вопросы, задавайте.
Домашнее задание
-Выучить правило на странице 69. Упражнение 523. Прочитайте задание. Всем ли все понятно?
Подведение итогов
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет.
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам …(глагол).
-Ребята, а какие слова называются глаголами?
- Как вы узнаете, является ли слово глаголом или нет?
-Молодцы! Все спасибо за работу. Все свободны!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ