Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?"
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Тема:
Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
Цели:
Образовательные: учить умению отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?; расширять знания учащихся о словах – предметах; формировать умение находить слова-предметы в предложениях, ставить к ним вопросы.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления, творческие и познавательные способности, умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах, делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры речи, коммуникативных навыков, укреплению и сохранению здоровья учащихся через физминутки, бережного отношения к природе.
Планируемый результат:
Личностные: уметь выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, делать выводы.
Коммуникативные: уметь работать в паре, группе; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения.
Предметные: знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? – неодушевленные ( не используя термины «одушевленные» и «неодушевленные»); уметь ставить вопросы к словам-предметам.
Основные понятия:
Понятия: имя существительное.
Межпредметные связи:
Окружающий мир, литературное чтение.
Организация пространства:
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Этапы урока
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель: активизация учащихся.
Читают пожелание на урок, формулируют девиз урока, правила поведения на уроке и аргументируют их.
Проводит инструктаж, настраивает детей на работу, фиксирует на доске демонстрационно-наглядные средства обучения.
На перемене звучит песня Буратино (за1 минуту до урока).
- Начинаем урок русского языка. А на уроке с нами будет учиться… Ну, конечно, друг всех мальчишек и девчонок – Буратино. Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
Чтоб не было скуки, бери дело в руки!
- Как вы это понимаете? (Нужно заняться полезным делом, тогда не будет скучно).
- Какое у вас, ребята, настроение? (хорошее)
- Значит, у нас всё получится! Девиз нашего урока:
Всё получится!
- Расскажите правила поведения на уроке.
-У вас будет возможность узнать что-то новое и научить Буратино.
- Что для этого вы должны будете сделать? (Сначала сами понять, что мы не знаем, а затем сами открыть что-то новое.)
2.Актуализация знаний, постановка учебной задачи
Цель – показать многообразие слов-предметов; – уточнить и согласовать тему урока;
определить способ выхода из затруднения; сформулировать шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели урока.
3. Открытие нового знания
Цель: уточнить общий характер нового знания.
4. Закрепление нового
Цель: зафиксировать алгоритм рассуждения
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Работают с информацией, представленной на слайдах презентации, толковом словаре,
участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Ставят цель:
уточнение и согласование темы урока;
определение способа выхода из затруднения;
Формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Осуществляют взаимный контроль и оказываютв сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе).
Организовывает фронтальную работу по учебнику, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организует словарную работу.
Организовывает фронтальную работу по слайдам,
включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Организует работу в парах, используя материал интерактивного задания.
Организует творческую работу в группах, используя раздаточный материал: карточки, обеспечивает
контроль
за выполнением
задания
Словарная работа.
- Ребята, запишите число, классная работа. Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут словарные слова, которые вы записываете.
Маленький мальчишка в серомармячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)
- Проверим, как записали.
На странице букваря 33 богатыря.
Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей. (алфавит)
- Проверьте правильность написания слова.
Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает.
Споткнется у порога. Что это? (дорога)
- Проверяйте.
Ребёнок женского пола. (девочка)
- Проверьте написание.
- Поставьте во всех словах ударение и подчеркните опасные места.
- Ребята, кто написал слова без ошибок? Поднимите руку. Молодцы!
2. Введение в новый раздел.
-Откройте учебник на странице 42. Рассмотрите новый кадр диафильма. Прочитайте название раздела (Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?).
-Чему, ребята, так удивился Петя Зайцев? Что же могло произойти, раз табуреточка ожила? (Задали вопрос кто?) А в жизни так происходит?
Прочитайте предложение, записанное на доске. Запишите его.
Рыжик лежит в лукошке.
-Что такое лукошко? (Лукошко - небольшая корзинка)
Работа с толковым словарём С.И. Ожегова. (Объясняется значение слова, изображение лукошка)
-Какие орфограммы встретились в записи предложения?
-Поставьте вопрос к слову рыжик.
-Почему у некоторых из вас слово рыжик отвечает на вопрос кто?, а у других на вопрос что?
- Что означает слово рыжик? (гриб, кличка кота)
- Кто из вас собирал в лесу гриб рыжики? (Изображение гриба)
-Ребята, в наших лесах растут рыжики? Существуют правила сбора грибов? (Да) Какие? (Срезаем грибы, чтобы не повредить корневую систему). Все ли грибы можно собирать? (Нет) Почему? Какие можно?
-О котёнке или о грибе говорится в предложении?
- С чем встретились? (С затруднением.)(Изображение кота и гриба в лукошке).
- Какое задание выполняли?(Выясняли, о чём или о ком говорится в предложении)
-Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котёнке идёт речь?
- Мы должны ответить на вопрос: «Как узнать, какой вопрос задать к слову - кто? или что?»
- Какую цель мы ставим перед собой на урок? (Выяснить, какие слова отвечают на вопрос кто, а какие на вопрос – что?, научиться задавать вопрос кто? или что? к словам-предметам)
- Значит, какая тема нашего урока? (Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос - что?)
- Каким способом вы предлагаете выйти из затруднения? (Наблюдением, сравнением, рассуждением.)
- Итак, будем использовать наблюдение и сравнение по плану.
Определите его.
1. Понаблюдаем.
2. Сравним.
3. Сделаем вывод.
1. Задание «Определи, на какие вопросы отвечают предметы на картинке». Запишите в тетрадь.
Запись в тетради:
Кто? ___, ___, ___ …
Что? ___, ___, ___ …
2. Откройте с.43. Найдите упражнение 48.
-Какие слова вы бы ещё дописали?
- Какие слова отвечают на вопрос кто?
- Какие – на вопрос что? Как ты определил?
Учащиеся формулируют вывод.
Вывод: О людях и животных спрашивают кто?, а о других предметах – что?
-Прочитаем на с. 45 вывод авторов учебника.
-Ребята, слова, которые отвечают на вопросы кто? что? в русском языке называют именами существительными.
- Сумели вы справиться с затруднением? (Да.)
Физкультминутка.
- Давайте вместе отдохнём, поиграем?
-Я буду называть слова. Если слово отвечает на вопрос кто? - потянитесь к солнышку, если на вопрос что? - присядьте. Будьте внимательны. (Лист, сорока, дерево, дождь, ветер, собака и т.д.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания).
-Выполним задание вместе с Буратино «Представь себя фотографом»
- Работая в парах, назовите друг другу те слова, которые отвечают на вопрос «кто?»
- Запишите их в тетрадь, проверьте работу соседа.
Работа по дифференцированным карточкам (2 варианта)
- Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
Образец: (кто?) Айгуль, (что?) игрушка…
Учащиеся работают самостоятельно, после чего осуществляют самоконтроль по готовому образцу.
-Ребята, какие слова вам показались интересными? Может очень знакомыми, близкими для нас? (Красноусольский, Стерлитамак, Уфа) (Их изображение).
-Что они обозначают? (Наше село Красноусольский, Стерлитамак -город в нашей республике, Уфа - столица нашей республики) (Карта Башкортостана).
- А что означает слово Башкортостан? (Название республики, в которой мы живём)
-Какие народы проживают в нашей республике?
-На каких языках они говорят? Какие языки считаются государственными?
-Как вы думаете, как нужно относятся друг к другу, разным культурам, традициям? (Уважать язык, традиции разных народов, жить в мире и согласии)
-На какой вопрос отвечают эти слова? Как они пишутся? Почему?
- Какие трудности возникли? Какие ошибки? Исправьте их.
-У кого всё получилось. Поставьте «+» у кого нет ошибок. Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили материал)
Игра на развитие творческого воображения (в группе)
«На что похожи эти изображения?»
-Запишите эти слова с вопросами.
Предоставим слово группам. Защита своих работ.
5. Итог урока
Цель: оценить результаты деятельности учащихся; подвести их к самостоятельному оцениванию собственной деятельности.
Фиксируют по индивидуальной карте - схеме изученное новое знание.
Оценивают собственную учебную деятельность на уроке с помощью индивидуальных карточек - лестницы успеха.
Осуществляет рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся с помощью карточки – схемы для этапа рефлексии.
Предлагает учащимся вариативное домашнее задание.
- Какую цель вы ставили на уроке? ( Выяснить, какие слова отвечают на вопрос кто, а какие - на вопрос что?Научиться задавать вопросы кто? или что? к словам-предметам.)
- Вам удалось достичь поставленной цели?
- Каким способом вам удалось достичь цели? (Наблюдением, рассуждением.)
- Назовите, какие слова отвечают на вопрос кто? А какие - на вопрос что?
- Мы начали сегодняшний урок с разговора о настроении. Какое у вас сейчас настроение? Учащиеся дорисовывают ротик Буратино (индивидуально каждый).
Вы довольны своей работой?
- Оцените свою работу на уроке.
- Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, поставьте Буратино на лесенку успеха.
- Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит?
-Все вы на уроке очень хорошо потрудились. Нам было скучно? (Нет) Кто, на ваш взгляд, работал « отлично»? «Хорошо»? Я с вами согласна, ребята. Вы объективно оцениваете свою работу и работу друг друга.
Задание на дом
-Ребята, Буратино предлагает вам разные задания на дом, выберите:
1 карточка. Упражнение 34 (Дидактический материал)
2 карточка. Подбери слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
Кто? ____, ____, ____,____,____,____,____,____.
Что? ____, ____, ____,____,____,____,____,____.
3 карточка. Определи, какое слово «лишнее». Почему? Составьте и запишите предложения с оставшимися словами.
Лук, репа, огурец, Пушкин, лимон, помидор.
Медведь, мама, мальчик, сказка, Марина, птица.
-Спасибо за хорошую работу на уроке!
Звучит песня «Буратино» (на перемене).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ