Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква" 2 класс


МОУ НОШ деревни Трыш Кукморского муниципального района Республики Татарстан







Урок русского языка по теме

«Заглавная буква»

2 класс







Подготовила

учитель начальных классов

Шагабиева Нурия Миннахметовна













Трыш.

2012г.



ЗАГЛАВНАЯ БУКВА.


Цели урока:

-- формировать умение различать имена собственные;

-- формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;

-- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;

-- развивать умение правильно строить предложения;

-- развивать любознательности, наблюдательности;

-- повторить и закрепить изученного материала;

-- повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку;

-- воспитать доброту у учащихся.


Оборудование: тест по изученному материалу, компьютер с мультимедийным оборудованием, рисунки, интерактивная доска, выставка книг Н.Носова .




Ход урока.


  1. . Организационный момент.


---Долгожданный дан звонок—

Начинается урок.

Прежде чем за парту сесть

Посмотрели — всё ли есть?


Учитель: Ребята, а какой настрой мы выберем сегодня для урока?

(Дети поднимают эмблему хорошего настроения.)


-- Конечно, улыбку! Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!




2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Разгадайте кроссворд и узнаете, о чём будем сегодня говорить на уроке. А поможет нам в этом всем хорошо знакомый Незнайка. Он появляется неожиданно и готов принести нам удачу. А в этот раз, чтобы облегчить задание, он приготовил нам сюрприз- тест. (Слайд 3.)


Тест


1.Что мы произносим? ( Звуки, буквы, текст.)

2.Звуки, которые при произношении встречают во рту преграду. ( Глухие, согласные, гласные.)

3. Звуки, которые при произношении не встречают во рту преграду. ( Звонкие, гласные, согласные.)

4.Слова, которые обозначают предмет. ( Существительное, название, вещь.)

5. Эти члены предложения составляют основу предложения. ( Родственные, мягкие, главные.)

6. Что содержит вопросительное предложение? ( Ударение, вопрос, мягкий знак .)

7.Оно сообщает о ком - либо или о чем- либо. ( Предложение, кино, сообщение. )

8. Оно указывает о ком или о чём говорится в предложении. ( Предмет, время, подлежащее. )

9. Последняя буква алфавита. ( Ю, я, а.)

  1. Обозначение звуков на письме. (Буквы, фигуры, слоги.)

  2. Так раньше называли алфавит. ( Документ, заголовок, азбука.)

  3. Оно сообщает, что в предложении говорится о подлежащем. ( Изложение, сказуемое, предложение.)

  4. Их можно составить из букв. ( Алфавит, слово, знание.)

  5. Первая буква алфавита. ( Я, ь, а.)

(Слайд 4.)





з

в

у

к

и



с

о

г

л

а

с

н

ы

е



г

л

а

с

н

ы

е


с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е




г

л

а

в

н

ы

е




в

о

п

р

о

е



п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е




п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е



я







б

у

к

в

ы



а

з

б

у

к

а






с

к

а

з

у

е

м

о

е


с

л

о

в

о



а





--Прочитайте слова, которые получились в выделенном столбике.(Заглавная буква..)

3. Сообщение темы и целей урока.

--Тема урока: «Заглавная буква».

На интерактивной доске записаны слова:

Серёжка, серёжка, шарик, Шарик.

(Слайд 5.)



--Прочитайте слова. Сравните. Чем похожи слова? ( Одинаковые буквы, одинаковое написание.)

--Чем они отличаются? (Одни слова написаны с заглавной буквы, другие—с строчной буквы.)

--Чем они ещё отличаются? (Значением.)


Сегодня на уроке поговорим о значении и случаях употребления заглавной буквы.


4. Чистописание.

(Слайд 6.)

--На доске записана схема:

осква

агадан

? уром

урманск

инск

-- Используя схему, изображенную на доске, определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она является первой в каждом слове. (Сегодня мы будем писать букву М. С неё начинаются все слова в схеме: Москва, Магадан, Муром, Мурманск, Минск.)

--Спишите с доски:

ММ МмМ МмМм

--Спишите с доски названий городов. Обратите внимание: все они пишутся с большой буквы.

5. Работа по теме урока.


1. Выполнение упр.239.

--Прочитайте слова. Объясните, какие имена существительные пишутся с заглавной буквы. (Роза—это имя девочки. Шарик—это кличка собаки. Земля—это название планеты.)

Учитель показывает на доску, дети делают вывод, что названия городов тоже пишутся с заглавной буквы.

2. Выполнение упр.240.

--Прочитайте. Какие слова произносятся одинаково? ( С поля - Поля, серёжка-Серёжка.)

--Почему они написаны по-разному? (Имеют разные значения.)

--Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы? ( Это имена.)



3. Физкультминутка. Ученики (хором).


Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

И за дело я возьмусь.



4. Запись слов с комментированием.

--Отгадайте загадки. Напишите слова-отгадки.


В два ряда дома стоят—

Десять, двадцать, сто подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. ( Улица.)


С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. ( Собака.)

Крупный населённый пункт, промышленный и культурный центр. (Город.)


Главный город страны. (Москва.)


Бьют меня ногами,

Режут грудь ножками.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (Земля.)


На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней. ( Человек.)


Зимой спит, а летом шумит. ( Река.)


5. Игра « Лишнее слово». ( Лишнее слово—Москва, потому что пишется с заглавной буквы.)


6.Продолжение записи:


-- Напишите название улицы, в которой находится наша школа (Набережная.)

-- Напишите имя соседа по парте.

-- Напишите кличку собаки.

-- Напишите название реки, которая течёт вблизи нашей территории (Вятка.)

-- Напишите своё имя, фамилию, отчество.



--Поставьте в словах ударение.

--Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы.

--Какие слова пишутся с заглавной буквы? (Вывод самих учащихся.)


6. Рифмованные упражнения. (Слайд 7.)





Таня, Ваня. Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей

И Серёжа, и Андрей!

Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте!




6.Словарно-орфографическая работа.



(Слайд 8.) Угадай, какое слово?




--Отгадайте слово в ребусе и узнаете с каким словом сегодня ознакомимся. ( Это корова.)

--Какое значение имеет это слово? (Домашнее животное, которое даёт молоко.)

--Вспомните выражения с этим словом.

(Чья бы корова мычала, а чья бы молчала. Пословица о том, кому следует посмотреть на себя со стороны, прежде чем осуждать других.


Как корова языком слизнула. О том, что куда-то делось.)

--Это слово из орфографического словаря. Написание этого слова вы должны запомнить.

--Поставьте ударение.

--Сделайте звуко-буквенный анализ слова корова.

--Подберите для этого животного клички. (Ночка, Рыжик, Зорька, Пеструха.)

--Составьте предложения с этим словом. Напишите эти предложения.


7.Физкультминутка.


Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнись веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули

Отдохнули?

Отдохнули!



8. Закрепление изученного материала.

(Слайд 9.)




1.--Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

--Кто придумал этот город? (Н. Носов.)

--Какие рассказы Николая Носова вы читали?

--Книги Носова – энциклопедия детской жизни. Полны юмора и увлекательны «Приключения Незнайки и его друзей», «Клякса», «Дружок», «Весёлая семейка» и др. Читая их, кто-то из вас, ребята, возможно, и задумается: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.


--Вернёмся к рисунку.

--Почему город называется Цветочным?

--Прочитайте названия улиц, аллеи, реки.

--Кто нарисован картинке? Напишите все эти слова.



(Слайд 10.)



--Прочитайте слова, которые выписали.

--С какой буквы их написали? Почему?

-- А ещё что вы знаете про жителей этого городка? Незнайка хочет проверить ваши знания о его лучших друзьях. (Слайд 11.)




--Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка.)

--Музыкант из Цветочного города? (Гусля.)

-- Узнай имена: художник (Тюбик.)

милиционер (Свистулькин.)

архитектор (Кубик.)

охотник (Пулька.)

врач (Компрессик.)

сладкоежка (Пончик.)

любит воду с сиропом (Сиропчик.)

ворчливый. (Ворчун)

молчаливый, неразговорчивый (Молчун.)

всегда торопится (Торопыжка.)

часто теряет вещи (Растеряйка.)


-- Да, Н.Носов человек очень наблюдательный и имена своим героям давал по тому, как герой себя вел, по характеру, по профессии. Эти имена тоже пишутся (Дети отвечают хором:) с заглавной буквы.


2.Работа над правилом.

--Прочитайте правило. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Приведите свои примеры.


3. Игра «Хлопки».

Учитель читает слова. При чтении имён собственных дети делают хлопки.

( Рекс, деревня, озеро, Волга, Володя, дядя, Мурка, Чуковский, художник, кот, Казань.)


9. Итог урока.


Учитель. Вот и заканчивается наш урок. Давайте подведём итог. О чём мы сегодня говорили? Чему научились? (Ответы учащихся.)


--Правильно ли это? Проверим себя.


Пишутся с заглавной буквы: Игра «Да или нет»



Имена √

Фамилии √

Отчества √

Названия животных

Названия городов √

Клички животных √

Названия птиц

Названия улиц √

Названия рек √

Названия деревьев

Названия деревень√



(Слайд 12.)



(Слайд 13.)




10. Домашнее задание:

1. Написать по 5 названий городов, рек России.

2. Учить правило.


Использованная литература.

  1. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс—Москва. ВАКО , 2006.

  2. Русский язык. Рамзаева Т.Г. – Москва. Дрофа. 2008.

  3. Приключения Незнайки и его друзей. Носов Н.





















Шагабиева Нурия Миннахметовна , учительница  МОУ НОШ деревни Трыш Кукморского района Республики Татарстан.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ