Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Правописание отрицательных местоимений (Раздельное написание Не и Ни в отрицательных местоимениях)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36»
г. Ангарска Иркутской области
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
«Правописание отрицательных местоимений
(Раздельное написание Не и Ни в отрицательных местоимениях)»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Трофимова Марина Сергеевна
г. Ангарск
2013
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Трофимова Марина Сергеевна ,
учитель русского языка и литературы
второй категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»
г. Ангарска Иркутской области.
Тема урока: «Правописание отрицательных местоимений
(Раздельное написание Не и Ни в отрицательных местоимениях)»
Тип урока: урок изучения нового
Цели урока:
- обучающие: - познакомить с правилом написания отрицательных местоимений с предлогом и без предлога.
- научить находить орфограмму по опознавательным признакам, правильно писать слова с этой орфограммой, графически объяснять выбор написания;
- развивающие: формировать умения сравнивать, сопоставлять факты языка;
- стимулировать познавательную активность; создание условий для свободного высказывания детьми своих версий; способствовать развитию мыслительных способностей, внимания учащихся; обучение построению модели на основе анализа, принципов, способов ее создания.
- Развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; показать роль отрицательных местоимений как одного из средств связи слов в предложении; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи отрицательных местоимений.
- воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи.
Принципы обучения:
-научности,
- активности и сознательности,
-наглядности
- доступности;
- последовательности.
Структурно-семантического подхода
Методы преподнесения знаний:
- анализ языкового материала, эвристическая беседа
Методы формирования умений: орфографический анализ слова, нахождение примеров в тексте
Методы контроля: кроссворд, опрос «Светофор»
Технология проблемно-диалогического обучения.
Формы работы: коллективная эвристическая беседа
Средства обучения:
Оборудование урока: Русский язык 5 класс Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучева., проектор, слайдовая презентация., раздаточный материал, листы цветные для рефлексии, разноцветные стикеры
Ход урока:
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся (примерные ответы)
Примечания
1. Оргмомент
- Приветствие учителя.
Я рада видеть каждого из Вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит , чувствует и слышит.
Здравствуйте, ребята!. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня, ведь только в сотрудничестве и понимании можно творить.
Запись в тетрадь:
Шестое марта.
Классная работа.
Тема Правописание отрицательных местоимений
А какую цель мы сегодня поставим перед собой? «Что нам необходимо знать об отрицательных местоимениях-существительных и чему мы хотим научиться».
Приветствуют учителя стоя.
Опрос ранее изученного
Актуализация опорных знаний
Кроссворд
Самое одинокое местоимение. (Возвратное местоимение)
Вопросительное местоимение, заменяющее собой неодушевленные сущ., в род. Падеже.
Личное местоимение 3 лица ед. ч в дат п.
Один из суффиксов неопределенных местоимений, стоящий после дефиса.
Личное местоимение 2л.ед. ч. В род. П.
- Местоимений какого разряда вы не встретили в кроссворде?
- Какое слово ключевое у вас получилось?
Ключевое слово – семья. Важное слово в жизни каждого человека. Именно в семье каждый из нас находит поддержку, обретатет уверенность, Семья – опора.
- Местоимения в русском языке тоже живут одной большой дружной Семьей.
Открывается слово
СЕМЬЯ
Себе
чЕго
еМу
нибудЬ
тебЯ
Опрос ранее изученного
Актуализация опорных знаний
«Светофор»
Что я знаю об отрицательных местоимениях:
Да-нет
Оцените каждое высказывание. Если оно правильное, поставьте знак "+", если неправильно - "-".
1. Отрицательные местоимения-существительные указывают на неопределенное лицо или предмет.
2. Отрицательные местоимения-существительные образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни-.
3. Отрицательные местоимения-существительные выражают отрицание или отсутствие предмета или лица.
4. Отрицательные местоимения-существительные изменяются по родам и числам.
5. Отрицательные местоимения-существительные некого и нечего не имеют формы именительного падежа.
НЕТ
ДА
ДА
НЕТ
ДА
Переход к новой теме
Проектирование. Работа в группах
Изготовление карточки-форточки.
.
Сказка:
Однажды в стране местоимений произошло одно событие: личные местоимения объявили всем, что они здесь самые главные и захватили власть в свои руки. Это не понравилось отрицательным местоимениям, и они возмутились: «Ничего подобного! Нечего из себя строить, никто не может быть самым главным.» Но никто их не стал слушать. И решили отрицательные местоимения покинуть свою некогда дружную семью, никому ничего не сказав.
А в самом деле, возможно ли обойтись без отрицательных местоимений:
Перед вами стих, из которого сбежали все отрицательные местоимения:
Жил на свете Джонни.
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно ______________!
________________подкрепиться,
______________ надеть,
_________________ стремиться,
________________ жалеть.
__________________бояться
__________________ терять...
Весело живётся,
_________________ сказать!
- Какое настроение у этой английской народной песни? Можно ли обойтись без отрицательных местоимений?
- какие из местоимений отличаются по написанию от остальных? Почему?
- Предположите, от чего может зависеть столь разное написание местоимений одного разряда:
НЕЧЕМУ НЕ К ЧЕМУ?
- Почему в этих примерах пишется НЕ?
- А возможно ли в данных местоимениях написание НИ?
Ни к чему не стремиться
Ни о чём не жалеть
-Как сделать, чтобы это местоимение написать в одно слово? Проведем эксперимент: уберем предлог. Нечему, нечем.
- Какое правило напоминают данные примеры? А с подобной орфограммой мы встречались, как вы думаете? (Да, неопределенные местоимения тоже пишутся в три слова, если они разделены предлогом)
Какой же вывод мы сделаем? (Отрицательные и неопределенные)
Вот это выучи старательно:
В местоимениях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.
Ничто - ни за что
Хорошо работаете сегодня, молодцы. Но у нас в русском языке много правил. Давайте как-нибудь кратко, схематично это правило представим. У вас на партах бумага и маркеры, смоделируйте орфограмму в группе и представьте её классу (Работа в группах)
Что у вас получилось? Размещайте ваши модели на доске и объясните, почему вы изобразили правило именно так.
Вы со мной поделились своим секретом, и теперь я поделюсь
Жил-был предлог,
Он как-то смог
Залезть в другое слово!
Как и когда попал туда?
Запрыгнул и готово!
Вот это приключение!
Предлог – в местоимении!
Наше правило готово:
Мы напишем все в три слова.
Сидим под школьной крышей,
Слова раздельно пишем:
НИ О КОМ и НИ О ЧЁМ,
НЕ С КЕМ или НЕ С ЧЕМ.
В чём тут дело? Да НИ В ЧЁМ –
Тут с предлогом встреча!
Предлог ушёл – и снова
В одно мы пишем слово
Одно местоимение –
Всё слитно, без сомнения.
Тут больше НЕЧЕГО сказать
И НИКОГО не наказать
За то, что эта строчка
Последняя – и точка!
Я сделала для вас такую подсказку. Посмотрите: отрицательные и неопределенные местоимения пишутся слитно, а если появляется предлог, то местоимение пишется в три слова. Может сделать такую подсказку для себя каждый.
Ничего
Нечем
Нечего
Не к чему
Не о чём Нечего
Нечего
Нечего
(ответ детей) - у отрицательных и неопределенных местоимений под ударением пишется НЕ, а без ударения – НИ (некого, ничего);
Не к чему, не о чем - От предлога.
Кое-кем кое с кем
Физкультминутка.
На уроках не скучаем-
Правила мы изучаем.
Вот немного отдохнём
И опять учить начнём.
Головой мы покачаем,
И плечами повращаем,
Глаза на миг закроем
И широко их вновь раскроем.
Пальцами пошевелим
Спинки наши распрямим.
По плечам себя погладим
И на место тихо сядем.
Работа с учебником.
Читаем правило, стр. 93 в рамочке.
Сравним наш вывод о раздельном написании не и ни отрицательных местоимений-существительных с формулировкой правила в рамке. (Чтение правила)
Закрепление
Задание №1. : поместите предлог внутрь местоимения и составьет словосочетания:
Некем (с), ничто (во), ничего (для),
ничем (перед)
по модели:
x
глагол + местоимение
Задание№2. :
Общаться … (не с кем, ни с кем)
Не общаться …… (не с кем, ни с кем)
Сомневаться… (не в чем, ни в чём)
Не сомневаться…….. (не в чем, ни в чём)
Сердиться……… (не на кого, ни на кого)
Не сержусь ……… (не на кого, ни на кого)
В каких словосочетаниях отрицание чувствуется сильнее:
там, где при глаголе уже есть отрицание или, где его нет? Какие местоимения используются с НЕ или с НИ?
Оцените себя на полях тетради.
- - - справился.
- - - сомневался
- - - не справился
Работа с пословицами.
У доски.
1.Родную маму (ни/не) кем не заменишь.
2. Ничего не боюсь и ни с кем не бранюсь.
2. Плохо тому, кому пойти не к кому.
3. Худо тому, кто не делает добра (ни)кому.
4 Родился — рядился, а (ни/не) (к) чему не пригодился.
5. Глуп совсем, кто не знается (ни/не) (с) кем.
Д\з упр. 505.
Пословицы объяснить.
Подведение итогов урока
Рефлексия.
Обобщение.
Какие местоимения называются отрицательными?
От каких местоимений они образуются?
Когда в них пишется НИ , когда НЕ?
Когда отрицательные местоимения пишутся раздельно?
Ребята. Благодарю за урок!
VI. Рефлексия.
Пожалуйста, наклейте стикеры:
на оранжевый лист (« урок очень понравился»)
на синий (« узнал много нового»),
На фиолетовый («было скучно»).
Список использованной литературы
Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева; под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс , 2010.
Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю. Русский язык. 5-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ