Конспект урока "Работа с текстом: подготовка к сочинению – рассуждению «Счастье – это…»" 9 Класс

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Спиридонова Светлана Павловна

МОУ «Хмелевицкая СОШ» Шахунского района

Тип урока: развитие речи

Форма проведения урока: модель

Тема урока: «Работа с текстом: подготовка к сочинению – рассуждению «Счастье – это…».

Цель урока: способствовать формированию навыка написания сочинения-рассуждения через применение технологии критического мышления.

Задачи урока:

обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;

развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков;

воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

D:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\урок1.bmp



Этапы урока.

Деятельность учителя и учащихся на уроке




I. Организационный этап:

-приветствие;

-проверка готовности материальной обеспеченности урока.

вызов

II. Мотивационно - ориентационный этап.

  1. Постановка темы и определение цели, задач урока.



Учитель. Сегодня мы проводим урок развития речи. Каким образом вы можете продемонстрировать степень овладения вами грамотной устной и письменной речью?

Ответы учеников. Правильно сформулированные ответы без речевых ошибок,

Письменные работы (изложения, сочинения).

Учитель. Предлагаю создать в ходе урока черновик вашего сочинения, а дома напишите окончательный отредактированный вариант. А материал для сочинения возьмете из содержания сегодняшнего урока.

Учитель. Что развивать будем, кроме речи, на уроке?

Ответы учеников. Будем учиться размышлять, анализировать, создавать что-то своё, развивать память…

Учитель. Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными.



  1. Регулирующий этап:

- структура урока

Учитель. Мы сегодня работаем над сочинением-рассуждением, какова структура данного типа речи? (тезис – аргументы – факты - вывод).

Структура нашего урока будет соответствовать этому же принципу.



- система оценки работы учащихся на уроке (оценочный лист):



Самооценка

Оценка группы

Оценка работы ученика на уроке учителем

Индивидуальные задания

Творческие работы






III. Операционно – регулирующий этап.

После этого этапа вам предстоит написать тезис к вашему сочинению. Группа выбирает тип тезиса (см.приложение 1)

  1. Прогнозирование идеи урока (темы сочинения)

Учитель. Какой будет тема нашего сочинения?

Представьте, что вы в пустыне. Печет солнце, песок, вы устали, жажда. Что для вас сейчас глоток воды?

Раскаты грома. Молнии. Дождь стеной. И вот луч солнца. Что он дарит?

Симпатичный Вам молодой человек ответил вам взаимностью? Какое состояние у Вас?

  1. Задание 1, 2 группам. Прием «Слово- ассоциация»

Учитель. Напишите в столбик слово счастье и придумайте ассоциации к каждой букве слова. С какими понятиями вы связываете для себя это слово?

С – самостоятельность,

Ч – честность, чувственность,

А – авантюрность,

С – смелость, сила,

Т – твердость,

Ь -

Е – естественность.

Задание 3-4 группам. Прием «Кластер»

Учитель С какими понятиями вы связываете счастье? Напишите в центре «СЧАСТЬЕ», а от него проведите стрелки к вашим ассоциациям. У вас получится созвездие.





Вывод. У каждого из вас свои представления о счастье. Тема нашего сочинения «Счастье – это…» Почему многоточие ставим? (Будем размышлять над темой).



  1. Прием «Инсерт»

Учитель. Начнем размышления с тезиса.

Видеоролик с размышлениями Скудновой Екатерины предлагаю вашему вниманию. Текст её рассуждений перед вами. Делайте пометки:



  • Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

  • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.



Счастье (вкл. видео)

Счастье - это когда ты живешь, а не проживаешь.
Счастье это тогда, когда ты любишь, это когда ты получаешь любовь и ласку, это когда ты даришь любовь и ласку.
Счастье - это когда у тебя есть не только ты, но и другие, это когда ты можешь приносить добро не только себе, но и остальным, это осознание своей причастности к чему-то большему, чем свое собственное эго.
Счастье - это когда ты знаешь, что у тебя есть только одна жизнь, и что ее можно прожить только один раз, это когда ты наслаждаешься каждым мгновением, потому что знаешь, что оно уже никогда не повторится.
Счастье - это когда ты, оглядываясь назад, понимаешь, что тебе не так уж и много бы хотелось поменять в своей жизни.

Счастье - это все, и ничего, оно вокруг нас и внутри нас. Счастье лишь метафора, определяющая лишь то, что человек знает, что впереди его ждут бесчисленное количество открытий, бесчисленное количество радостей и разочарований. Он понимает, что впереди еще столько непознанного, столько не сделанного и столько не прочувствованного, а жизнь так коротка - и счастливый человек, обернувшись назад и поглядев по сторонам, улыбнется загадочной улыбкой и пойдет дальше - к новым свершениям. Потому что счастья не существует, существует великая загадка жизни, которую нужно попытаться раскрыть. И по-настоящему счастливый человек тот, который нашел ответ - счастье - это есть миг, в котором мы живем.

Обсуждение пометок (фронтально)



Напишите тезис вашего сочинения



осмысление

После этого этапа вам предстоит написать аргументы и факты в вашем сочинении – рассуждении (черновой вариант)

Учитель. С каким настроением пришли в школу?

Сегодня вы улыбались друг другу? Шутили?

Помогали выполнять задания друг другу на других уроках?

Можно ли назвать вашу школьную пору счастливой?

(Ответы противоречивые)

Учитель. Значит, счастье не всегда безоблачно. А в чем оно состоит?



Предлагаю рассмотреть противоположные точки зрения и перейти к дебатам.

Стратегия «Дебаты»

Две команды из 3 человек – спикеров.

1 спикер выдвигает проблему,

2 спикер приводит данные опросов,

3 спикер делает вывод.

Команды выдвигают противоположные точки зрения.

Таймпикер следит за регламентом и правилами игры.

Тренер (учитель) регулирует выступления спикеров.



Во время дебатов ученики – зрители ведут «Двойной дневник».

Фразы, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие или несогласие с автором

Ваше личное отношение к этим фразам (эмоции, ассоциации, точка зрения и т.д.)



После выступления спикеров, тренер проводит раунд перекрестных вопросов. Вопросы задают зрители спикерам, опираясь на свои «Дневники».



Судьи решают, кто выиграл дебаты.

Критерии оценки:

- убедительность;

- логичность;

- аргументированность;

- эмоциональность;

- грамотность речи.

Физкультминутка



Стратегия «Зигзаг»



Каждой группе дается текст 1 притчи (всего 4 разных текста 4 группам).

Задание: прочитать текст, пересказать его членам группы по очереди по 1 микротеме всему классу; подготовить разные типы вопросов для остальных групп по «Ромашке Блума».

Каждая группа за правильные ответы набирает баллы.



рефлексия



прием «Письмо по кругу»

Выводы сочинения – рассуждения.

Каждый член группы записывает фразу или несколько предложений (дифференцированно) обобщающего характера по теме сочинения и передаёт соседу. Он, в свою очередь, продолжает размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая из них не вернётся к хозяину.



IV. Итоги урока

Учитель. Просмотрите все свои записи. Попробуйте создать вариант устного сочинения, опираясь на материалы сегодняшнего урока.

(Заслушивается 1 вариант)

Предложите свои варианты тем по данной философской проблеме.

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Счастье – это…» (или по собственному варианту темы).



Учитель. Какие ваши впечатления от урока?

С какими задачами справились?

Что особенно запомнилось?

Кто был наиболее активен?

Заполните свои оценочные листы.

Спасибо за урок.











Приложение 1. Тексты притч для работы в группах.

Мари и ангел

Жила-была Мари. Как-то к ней прилетел ангел и сказал:
— Я хочу, чтобы ты была счастливой. Что я могу для тебя сделать?
— Когда мне исполнится 20 лет, я хочу встретить Ганса. И чтобы у Ганса были длинные волосы. И чтобы он умел играть на гитаре. И чтобы у нас было четверо детей, и все — девочки.

Когда Мари исполнилось 18, она встретила Ганса. У Ганса были длинные волосы, но он не умел играть на гитаре. У них родились четыре мальчика, и все они любили футбол.
Как-то к Мари снова прилетел ангел. Она сказала:
— Зачем ты спрашивал, чего я хочу, если ты не исполнил моих желаний.
— Но ведь и ты не исполнила моё желание, — печально ответил ангел.
— Какое?
— Я ведь просил тебя быть счастливой.



Кусочек счастья

- Что это у тебя в руке?
- Счастье.
- Почему такое маленькое?
- Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое.
- Да... Восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку. Я поделюсь.
- Ой... оно такое теплое...
- Нравится?
- Очень... Спасибо!
- Близким людям никогда не говорят спасибо.
- Почему?
- Они всегда все понимают без слов. По глазам.
- А чужие?
- Чужие говорят спасибо таким же чужим. Придет время, и ты поймешь.
- Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- У тебя прибавится твоего.
- Почему?
- Сам не знаю. Только потом оно станет еще более теплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигают о зависть. О счастье их обжечь нельзя.
- Знаешь… Я знаю, с кем поделиться этим чудом.
- Я рад этому.
- Тогда...
- Именно, увидимся еще... Делись им. Ведь так многим его не хватает...
http://romanticcollection.ru/lovestory/fairy/o/115.jpg



Так говорили две свечи

"Жаль мне тебя", - сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. - "Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены".http://romanticcollection.ru/lovestory/fairy/o/90.jpg

Отвечала горящая свеча:

- Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой - душа свечи - соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, и польза от тебя?

Право, "лучше гореть, нежели почивать", потому что в горении жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдёт мимо".

Так говорили две свечи.

Счастье и Любовь

Куда уходит любовь? - спросило маленькое счастье у своего отца.
- Она умирает, - ответил отец. Люди, сынок, не берегут то, что имеют. Просто не умеют любить!
http://romanticcollection.ru/lovestory/fairy/o/49.jpg

Маленькое счастье задумалось: Вот вырасту большим и стану помогать людям! Шли годы. Счастье подросло и стало большим. Оно помнило о своём обещании и изо всех сил старалось помогать людям, но люди его не слышали. И постепенно Счастье из большого стало превращаться в маленькое и чахлое. Очень оно испугалось, как бы совсем не исчезнуть, и отправилось в дальний путь, чтобы найти лекарство от своего недуга.

Долго ли коротко ли шло Счастье, не встречая никого на своём пути, только стало ему совсем плохо. И остановилось оно отдохнуть. Выбрало раскидистое дерево и прилегло. Только задремало, как услышало приближающиеся шаги.
Открыло глаза и видит: идёт по лесу дряхлая старуха вся в лохмотьях, босая и с посохом. Кинулось счастье к ней:
- Присаживайтесь. Вы, наверное, устали. Вам нужно отдохнуть и подкрепиться.

У старухи подкосились ноги, и она буквально рухнула в траву. Немного отдохнув, странница поведала Счастью свою историю:
- Обидно, когда тебя считают такой дряхлой, а ведь я так ещё молода, и зовут меня Любовь!
- Так это вы Любовь?! поразилось Счастье. Но мне говорили, что любовь это самое прекрасное из того, что есть на свете!
Любовь внимательно взглянула на него и спросила:
- А тебя как зовут?
- Счастье.
- Вот как? Мне тоже говорили, что Счастье должно быть прекрасным. И с этими словами она достала из своих лохмотьев зеркало.
Счастье, взглянув на своё отражение, громко заплакало. Любовь подсела к нему и нежно обняла рукой.
- Что же с нами сделали эти злые люди и судьба? - всхлипывало Счастье.
- Ничего, - говорила Любовь, - Если мы будем вместе и станем заботиться друг о друге, то быстро станем молодыми и прекрасными.

И вот под тем раскидистым деревом Любовь и Счастье заключили свой союз никогда не разлучаться. С тех пор, если из чьей-то жизни уходит Любовь, вместе с ней уходит и Счастье, порознь их не бывает. А люди до сих пор понять этого не могут.



Приложение 2

Способы формулировки проблемы (тезиса).

Во вступлении необходимо назвать проблему, сформулировав ее в форме тезиса.

Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы:

Проблема может быть сформулирована:

  • в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве;

  • в форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме с использованием стилистических фигур:

  • именительного темы: Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?;

  • градации: Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?;

  • парного соединения однородных членов: Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни;

  • антитезы: Добро и зло, любовь и ненависть, альтруизм и эгоизм нравственные категории, которые характеризуют человека;

  • умолчания: Два текста... Такие разные и такие похожие... Они связаны общей мыслью: призывом уважительно относиться к людям;

  • вопроса и ответа на него: Какая из проблем социальной жизни наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, проблема человеческих взаимоотношений;

  • риторического вопроса: Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;

  • путем сообщения сведений об авторе (авторах) текста и определения места проблемы в его (их) творчестве: Академик Д.С. Лихачев крупнейший ученый-филолог и выдающийся педагог-просветитель наших дней. Огромное место в его творческом наследии занимают труды, связанные с гуманистическим воспитанием подрастающего поколения-

  • с помощью пословиц, поговорок, афоризмов: Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.

  • в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста и т. д.



Приложение 3

Типы вопросов (ромашка Блума)

  1. Простые (факт)

Вопросы задаются с целью получения фактологической информации.

Кто? Что делал? Когда? Где? В какое время? С кем?

  1. Уточняющие (понимание)

Предоставление обратной связи относительно того, что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Насколько я понял? Правильно ли я понял, что…? То есть, вы говорите, что…? Можно я скажу, как я это понял, а вы уточните? Верно, а что тебя навело на эту мысль?

  1. Объясняющие (анализ)

Интерпретация.

Зачем? Почему? Почему ты так считаешь?

  1. Оценивающие (оценка)

Задаются с целью выяснения суждений о хорошем и плохом.

Почему что-то хорошо? Почему это плохо? Чем это отличается от другого? Какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как ты относишься к этому герою? Что ты чувствуешь, выполнив это задание? Что хорошего в этом человеке?

  1. Творческие (синтез)

Предположение, прогноз.

Если бы герой поступил по-другому, как бы дальше развивались события? Как Вы считаете, что произойдет дальше?

  1. Практические (применение)

Вопрос направлен на установление соответствия между теорией и практикой.

Как я могу применить способ достижения цели, который продемонстрировал главный герой, для реализации своих замыслов? Как я могу применять на практике то, что узнал? Как бы Вы поступили на месте героя? Где обычно в жизни Вы можете наблюдать этот процесс?



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ