Конспект урока "Различение на письме и в устной речи слов с твёрдыми и мягкими согласными" 3 Класс

План – конспект урока русского языка

(класс для учащихся, обучающихся по программе С(к)ОУ VIII вида, 3 класс)

Педагог

Учитель начальных классов – Катаева Елена Викторовна

Краткая характеристика класса

В классе обучаются дети по программе 3 класса для СКОУ VIII вида. Наполняемость класса – 8 человек

Тема

Различение на письме и в устной речи слов с твёрдыми и мягкими согласными

Цель

Совершенствовать знания учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках, продолжать формировать умение различать их в устной и письменной речи

Задачи

  1. учить детей различать в устной речи слова с твёрдыми и мягкими согласными и обозначать мягкость согласного на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и

  2. корригировать и развивать мыслительные операции детей через анализ, синтез, классификацию звуков русского языка (гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные);

  3. воспитывать познавательный интерес учащихся через решение грамматических задач на уроке

Тип урока

Урок систематизации и совершенствования имеющихся знаний и умений

Оборудование

  1. Средства наглядности:

  • напечатанные буквы «а», «я», «о», «ё», «ы», «и», «у», «ю», «э», «е», «л»

  • изображения двух замков, девочки и мальчика;

  • синий и зелёный кружочки

  1. Источники информации:

  • схема «мягкий согласный + гласные»

  • схема «твёрдый согласный + гласные»

Методы

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные, практические;

По степени самостоятельности мышления: репродуктивные;

По степени управления учебной работой: под руководством учителя;

По логике передачи и восприятия информации: индуктивный



Учебник: А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (стр. 76 – 78).

Ход урока:

Деятельность участников образовательного процесса

  1. Организационный момент. (5 мин)

  1. Приветствие гостей.

  2. Проверка школьных принадлежностей:

  • учебник

  • рабочая тетрадь

  • ручка, карандаши, ластик

  • дневник

  1. Число, классная работа:

- Какое сегодня число? День недели? Кто дежурный?



Число, классная работа записываются в тетрадь



  1. Актуализация знаний. Повторение изученного ранее материала. (10 мин)



На доске изображения двух замков (красный и сине – зелёный),

в центре вразброс буквы (а, я, о, ё, ы, и, у, ю, э, е, л)

- Что вы видите на доске? (замки, буквы, …)

- Найдите здесь лишнюю букву (буква л)

- Чем она отличается от других букв? (она согласная, а остальные гласные)

- Эти и другие буквы живут в двух замках. Как вы думаете, ребята, в каком замке будет жить буква «л»? (в сине – зелёном, потому что она согласная, а согласные буквы мы обозначаем синим или зелёным цветом)

-Какие вы помните ещё буквы, которые могли бы жить в этом замке? (…)

- А где будут жить оставшиеся – гласные буквы? (в красном замке, потому что они гласные, а гласные буквы мы обозначаем красным цветом)



  1. Чистописание



- Сейчас мы аккуратно и правильно пропишем эти буквы в тетради, для того чтобы ещё раз их запомнить. Но перед этим, давайте, ещё раз убедимся в том, что все они гласные – пропоём их



Учитель указывает на букву, дети поют её,



На доске под красным замком в строке в это время учителем прописываются буквы а, о, у, ы, э



Звуки произносятся хором вместе с учителем

- Пропишите буквы в тетради



Дети прописывают буквы в тетради

Учитель переносит буквы из центра к замку (столбиком)



На доске изображение девочки

- Посмотрите, это девочка Маша. Она хочет, чтобы жители сине – зелёного замка и красного подружились и, поэтому, соединяет их – поёт песенку. Давайте, и мы ей поможем.



Учитель составляет и произносит первый слог

- Ла-ла-ла



Слог записывается в строку для чистописания

- Попробуйте составить и другие слоги – песенки



Дети по указанию учителя составляют и произносят слоги



Учитель составленные слоги записывает на доску в строку для чистописания

- Пропишите эти слоги в тетради



Дети прописывают слоги в тетради

- Прочитай, …, какие слоги ты записал(а)



Спрашивается у 2 – 3 человек

- Как вы думаете, ребята, в песенке Маши звук [л] звучит твёрдо или мягко? (твёрдо)

- Каким цветом мы можем обозначить букву «л», зелёным или синим? (синим)



На доске перед столбиком букв а, о, у, ы, э выносится синий кружок

- Обозначьте в тетради буквы в записанных слогах синим и красным цветами. На доске обозначит ...



Дети выделяют буквы цветом в тетради

Один ученик работает на доске

- Какие буквы у нас остались? Докажите мне, что они гласные.



Дети называют нараспев оставшиеся буквы



Учитель записывает в это время их во вторую строку для чистописания

- Пропишите аккуратно и правильно и эти буквы в тетради



Дети прописывают буквы в тетради



Оставшиеся гласные буквы переносятся к замку во второй столбик



На доске изображение мальчика

- Это мальчик Миша. Он тоже поёт песенку, соединяя согласные и гласные звуки. Попробуйте помочь ему составить слоги – песенки



Дети называют нараспев слоги



Учитель записывает их во вторую строку для чистописания

- Пропишите эти слоги в тетради



Дети прописывают слоги в тетради

- Прочитай, …, какие слоги ты записал(а)



Спрашивается у 2 – 3 человек

- Как вы думаете, ребята, в песенке Миши звук [л] звучит твёрдо или мягко? (мягко)

- Каким цветом мы можем обозначить букву «л», зелёным или синим? (зелёным)



На доске перед столбиком букв я, ё, ю, и, е выносится зелёный кружок

- Обозначьте в тетради буквы в записанных слогах зелёным и красным цветами. На доске обозначит ...



Дети выделяют буквы цветом в тетради

Один ученик работает на доске

- Молодцы. Отложите ручки. Посмотрите на меня.





  1. Сообщение темы урока. Постановка учебно – познавательной задачи. (1 мин)


- Оказывается, ребята, одна и та же согласная буква может жить и в синей половине замка и в зелёной – быть мягкой или твёрдой. Наша задача на сегодня, научиться слушать и слышать согласный звук, научиться различать твёрдый и мягкий согласный для того, чтобы потом определить, а какую же гласную написать после него.




  1. Изучение нового материала. Систематизация имеющихся знаний. (10 мин)


  1. Звуко – буквенный анализ слов



- Откройте учебник на стр. 76.



Страница выносится на доску

- В тетради запишите упражнение 18.



Дети записывают в тетрадь, учитель на доске.

- Послушайте задание …



Учитель читает задание, дети следят по учебнику.

- Прочитай предложение, с которым мы будем работать



2 – 3 человека читают предложение

- Какое задание даёт нам учебник? Что мы будем делать? (списать предложение, правильно выбрать букву)

- Послушайте первое слово. Обратите внимание на то, как я произнесу первый звук: твёрдо или мягко? Л’ЮЮДА? (первый звук [л’] произносится мягко).

- Обратите внимание на наши схемы на доске. Если звук произносится мягко (мы его обозначаем зелёным цветом), то какую букву мы напишем после него У или Ю? (мы напишем букву Ю)

- Запишем первое слово из этого предложения в тетради.

- Как мы пишем начало предложения? (с большой буквы)



Дети записывают в тетрадь, учитель на доске

- Обозначьте буквы в этом слове красным, синем и зелёным цветами. На доске работает ….




Дети отмечают буквы в тетради,

один ученик на доске

- Прочитай, …, второе слово этого предложения



Ученик по указанию учителя читает второе слово

- Обратите внимание, в слове КУКЛУУ звук [л] мы произносим твёрдо или мягко? (твёрдо)



Учитель вновь обращается к схемам на доске

- Если звук произносится твёрдо (мы его обозначаем синим цветом), то какую букву мы напишем после него У или Ю? (мы напишем букву У)

- Запишем второе слово из этого предложения в тетради.



Дети записывают в тетрадь, учитель на доске

- Обозначьте буквы в этом слове красным, синем и зелёным цветами. На доске работает ….



Дети отмечают буквы в тетради,

один ученик на доске

- Прочитай, …, третье слово этого предложения



Ученик по указанию учителя читает третье слово

- В слове ЛЮЮБИТ звук [л’] мы произносим твёрдо или мягко? (мягко)



Обращение к схемам на доске

- Если звук произносится мягко (мы его обозначаем зелёным цветом), то какую букву мы напишем после него У или Ю? (мы напишем букву Ю)

- Запишем третье слово из этого предложения в тетради.



Дети записывают в тетрадь, учитель на доске

- Обозначьте буквы в этом слове цветами. На доске работает ….



Дети отмечают буквы в тетради,

один ученик на доске

- Почему нам сейчас не понадобился синий карандаш? (здесь нет твёрдых согласных)

- Какое четвёртое слово в этом предложении?



Один ученик отвечает по желанию.

- Какую букву в слове «любит» мы напишем после буквы «л»? (букву «ю»)

- Почему? (потому что звук [л’] – мягкий)

- Записывайте слово в тетради.



Дети записывают в тетрадь, учитель на доске

- Обозначьте буквы в этом слове цветами. На доске работает ….



Дети отмечают буквы в тетради,

один ученик на доске

- Последнее слово ПРИГОЛУУБИТ. Произнесём его хором



Слово несколько раз произносится хором

- Приголубить – значит, приласкать.

- Какую букву в слове ПРИГОЛУУБИТ мы напишем после согласной «л»? Почему? (…)

- Записывайте слово в тетради.



Дети записывают в тетрадь, учитель на доске

- Обозначьте буквы в этом слове цветами. На доске работает ….



Дети отмечают буквы в тетради,

один ученик на доске



  1. Первичное закрепление. Формулирование правила. (4 мин)


- Отложите ручки. Посмотрите на доску. Попробуем сформулировать правило.



Работа с опорой на схемы

- Если мы произносим согласный звук мягко, то после него пишем гласные… ? (е, ё, ю, я, и)



Повторение правила хором,

затем 2 – 3 человека индивидуально

- Если мы произносим согласный звук твёрдо, то после него пишем гласные… ? (а, о, у, ы, э)



Повторение правила хором,

затем 2 – 3 человека индивидуально



  1. Физкультминутка. (1 мин)


Гимнастика



  1. Обобщение материала. (5 мин)


  1. Работа с предложением.



- Молодцы. Поднимите глазки на доску. Сколько слов в этом предложении? (5 слов)

- Составим схему предложения



Дети составляют схему в тетради, один ученик на доске



  1. Работа с чистоговоркой.



- Прочитай, …, какое предложение ты записал(а) в тетради.



2 – 3 человека читают предложение

- Прочитаем хором это предложение



Чистоговорка прочитывается 2 – 3 раза хором

- Ребята, это не просто предложение – это чистоговорка. Чистоговорки нам нужно разучивать для того, чтобы чисто говорить, то есть правильно, красиво, не смешивая звуки. Кто попробует произнести эту чистоговорку быстро и без запинки?



Чтение чистоговорки



  1. Подведение итогов урока. (5 мин)


- Итак, подведём итоги. Закрыли тетради, отложили в сторону ручки. Посмотрели на меня, на доску.



Дети организуют порядок на рабочем месте

- На какие две большие группы мы можем разделить все звуки? В каких они замках живут? (…)

- На какие две группы делятся гласные звуки? Назовите звуки относящиеся к первой, второй группе? (…)

- Какие звуки живут в сине – зелёном замке? (…)

- Какие гласные мы будем писать после мягких, твёрдых согласных? (…)

- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Особенно мне понравилась работа….




  1. Информация о домашнем задании. (5 мин)


- Дома необходимо выполнить следующее задание на стр. 76, упр. 19. Найдите его в учебнике.



Дети обращают внимание на задание в учебнике.


Учитель читает задание, даёт необходимые разъяснения





План – конспект урока русского языка на тему «Различение на письме и в устной речи слов с твёрдыми и мягкими согласными» Страница 10

Катаева Е. В.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ