Конспект урока "Различение на письме и в устной речи слов с твёрдыми и мягкими согласными" 3 Класс
План – конспект урока русского языка
(класс для учащихся, обучающихся по программе С(к)ОУ VIII вида, 3 класс)
Педагог
Учитель начальных классов – Катаева Елена Викторовна
Краткая характеристика класса
В классе обучаются дети по программе 3 класса для СКОУ VIII вида. Наполняемость класса – 8 человек
Тема
Различение на письме и в устной речи слов с твёрдыми и мягкими согласными
Цель
Совершенствовать знания учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках, продолжать формировать умение различать их в устной и письменной речи
Задачи
учить детей различать в устной речи слова с твёрдыми и мягкими согласными и обозначать мягкость согласного на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и
корригировать и развивать мыслительные операции детей через анализ, синтез, классификацию звуков русского языка (гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные);
воспитывать познавательный интерес учащихся через решение грамматических задач на уроке
Тип урока
Урок систематизации и совершенствования имеющихся знаний и умений
Оборудование
Средства наглядности:
напечатанные буквы «а», «я», «о», «ё», «ы», «и», «у», «ю», «э», «е», «л»
изображения двух замков, девочки и мальчика;
синий и зелёный кружочки
Источники информации:
схема «мягкий согласный + гласные»
схема «твёрдый согласный + гласные»
Методы
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные, практические;
По степени самостоятельности мышления: репродуктивные;
По степени управления учебной работой: под руководством учителя;
По логике передачи и восприятия информации: индуктивный
Учебник: А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (стр. 76 – 78).
Ход урока:
Деятельность участников образовательного процесса
Организационный момент. (5 мин)
Приветствие гостей.
Проверка школьных принадлежностей:
учебник
рабочая тетрадь
ручка, карандаши, ластик
дневник
Число, классная работа:
- Какое сегодня число? День недели? Кто дежурный?
Число, классная работа записываются в тетрадь
Актуализация знаний. Повторение изученного ранее материала. (10 мин)
На доске изображения двух замков (красный и сине – зелёный),
в центре вразброс буквы (а, я, о, ё, ы, и, у, ю, э, е, л)
- Что вы видите на доске? (замки, буквы, …)
- Найдите здесь лишнюю букву (буква л)
- Чем она отличается от других букв? (она согласная, а остальные гласные)
- Эти и другие буквы живут в двух замках. Как вы думаете, ребята, в каком замке будет жить буква «л»? (в сине – зелёном, потому что она согласная, а согласные буквы мы обозначаем синим или зелёным цветом)
-Какие вы помните ещё буквы, которые могли бы жить в этом замке? (…)
- А где будут жить оставшиеся – гласные буквы? (в красном замке, потому что они гласные, а гласные буквы мы обозначаем красным цветом)
Чистописание
- Сейчас мы аккуратно и правильно пропишем эти буквы в тетради, для того чтобы ещё раз их запомнить. Но перед этим, давайте, ещё раз убедимся в том, что все они гласные – пропоём их
Учитель указывает на букву, дети поют её,
На доске под красным замком в строке в это время учителем прописываются буквы а, о, у, ы, э
Звуки произносятся хором вместе с учителем
- Пропишите буквы в тетради
Дети прописывают буквы в тетради
Учитель переносит буквы из центра к замку (столбиком)
На доске изображение девочки
- Посмотрите, это девочка Маша. Она хочет, чтобы жители сине – зелёного замка и красного подружились и, поэтому, соединяет их – поёт песенку. Давайте, и мы ей поможем.
Учитель составляет и произносит первый слог
- Ла-ла-ла
Слог записывается в строку для чистописания
- Попробуйте составить и другие слоги – песенки
Дети по указанию учителя составляют и произносят слоги
Учитель составленные слоги записывает на доску в строку для чистописания
- Пропишите эти слоги в тетради
Дети прописывают слоги в тетради
- Прочитай, …, какие слоги ты записал(а)
Спрашивается у 2 – 3 человек
- Как вы думаете, ребята, в песенке Маши звук [л] звучит твёрдо или мягко? (твёрдо)
- Каким цветом мы можем обозначить букву «л», зелёным или синим? (синим)
На доске перед столбиком букв а, о, у, ы, э выносится синий кружок
- Обозначьте в тетради буквы в записанных слогах синим и красным цветами. На доске обозначит ...
Дети выделяют буквы цветом в тетради
Один ученик работает на доске
- Какие буквы у нас остались? Докажите мне, что они гласные.
Дети называют нараспев оставшиеся буквы
Учитель записывает в это время их во вторую строку для чистописания
- Пропишите аккуратно и правильно и эти буквы в тетради
Дети прописывают буквы в тетради
Оставшиеся гласные буквы переносятся к замку во второй столбик
На доске изображение мальчика
- Это мальчик Миша. Он тоже поёт песенку, соединяя согласные и гласные звуки. Попробуйте помочь ему составить слоги – песенки
Дети называют нараспев слоги
Учитель записывает их во вторую строку для чистописания
- Пропишите эти слоги в тетради
Дети прописывают слоги в тетради
- Прочитай, …, какие слоги ты записал(а)
Спрашивается у 2 – 3 человек
- Как вы думаете, ребята, в песенке Миши звук [л] звучит твёрдо или мягко? (мягко)
- Каким цветом мы можем обозначить букву «л», зелёным или синим? (зелёным)
На доске перед столбиком букв я, ё, ю, и, е выносится зелёный кружок
- Обозначьте в тетради буквы в записанных слогах зелёным и красным цветами. На доске обозначит ...
Дети выделяют буквы цветом в тетради
Один ученик работает на доске
- Молодцы. Отложите ручки. Посмотрите на меня.
Сообщение темы урока. Постановка учебно – познавательной задачи. (1 мин)
- Оказывается, ребята, одна и та же согласная буква может жить и в синей половине замка и в зелёной – быть мягкой или твёрдой. Наша задача на сегодня, научиться слушать и слышать согласный звук, научиться различать твёрдый и мягкий согласный для того, чтобы потом определить, а какую же гласную написать после него.
Изучение нового материала. Систематизация имеющихся знаний. (10 мин)
Звуко – буквенный анализ слов
- Откройте учебник на стр. 76.
Страница выносится на доску
- В тетради запишите упражнение 18.
Дети записывают в тетрадь, учитель на доске.
- Послушайте задание …
Учитель читает задание, дети следят по учебнику.
- Прочитай предложение, с которым мы будем работать
2 – 3 человека читают предложение
- Какое задание даёт нам учебник? Что мы будем делать? (списать предложение, правильно выбрать букву)
- Послушайте первое слово. Обратите внимание на то, как я произнесу первый звук: твёрдо или мягко? Л’ЮЮДА? (первый звук [л’] произносится мягко).
- Обратите внимание на наши схемы на доске. Если звук произносится мягко (мы его обозначаем зелёным цветом), то какую букву мы напишем после него У или Ю? (мы напишем букву Ю)
- Запишем первое слово из этого предложения в тетради.
- Как мы пишем начало предложения? (с большой буквы)
Дети записывают в тетрадь, учитель на доске
- Обозначьте буквы в этом слове красным, синем и зелёным цветами. На доске работает ….
Дети отмечают буквы в тетради,
один ученик на доске
- Прочитай, …, второе слово этого предложения
Ученик по указанию учителя читает второе слово
- Обратите внимание, в слове КУКЛУУ звук [л] мы произносим твёрдо или мягко? (твёрдо)
Учитель вновь обращается к схемам на доске
- Если звук произносится твёрдо (мы его обозначаем синим цветом), то какую букву мы напишем после него У или Ю? (мы напишем букву У)
- Запишем второе слово из этого предложения в тетради.
Дети записывают в тетрадь, учитель на доске
- Обозначьте буквы в этом слове красным, синем и зелёным цветами. На доске работает ….
Дети отмечают буквы в тетради,
один ученик на доске
- Прочитай, …, третье слово этого предложения
Ученик по указанию учителя читает третье слово
- В слове ЛЮЮБИТ звук [л’] мы произносим твёрдо или мягко? (мягко)
Обращение к схемам на доске
- Если звук произносится мягко (мы его обозначаем зелёным цветом), то какую букву мы напишем после него У или Ю? (мы напишем букву Ю)
- Запишем третье слово из этого предложения в тетради.
Дети записывают в тетрадь, учитель на доске
- Обозначьте буквы в этом слове цветами. На доске работает ….
Дети отмечают буквы в тетради,
один ученик на доске
- Почему нам сейчас не понадобился синий карандаш? (здесь нет твёрдых согласных)
- Какое четвёртое слово в этом предложении?
Один ученик отвечает по желанию.
- Какую букву в слове «любит» мы напишем после буквы «л»? (букву «ю»)
- Почему? (потому что звук [л’] – мягкий)
- Записывайте слово в тетради.
Дети записывают в тетрадь, учитель на доске
- Обозначьте буквы в этом слове цветами. На доске работает ….
Дети отмечают буквы в тетради,
один ученик на доске
- Последнее слово ПРИГОЛУУБИТ. Произнесём его хором
Слово несколько раз произносится хором
- Приголубить – значит, приласкать.
- Какую букву в слове ПРИГОЛУУБИТ мы напишем после согласной «л»? Почему? (…)
- Записывайте слово в тетради.
Дети записывают в тетрадь, учитель на доске
- Обозначьте буквы в этом слове цветами. На доске работает ….
Дети отмечают буквы в тетради,
один ученик на доске
Первичное закрепление. Формулирование правила. (4 мин)
- Отложите ручки. Посмотрите на доску. Попробуем сформулировать правило.
Работа с опорой на схемы
- Если мы произносим согласный звук мягко, то после него пишем гласные… ? (е, ё, ю, я, и)
Повторение правила хором,
затем 2 – 3 человека индивидуально
- Если мы произносим согласный звук твёрдо, то после него пишем гласные… ? (а, о, у, ы, э)
Повторение правила хором,
затем 2 – 3 человека индивидуально
Физкультминутка. (1 мин)
Гимнастика
Обобщение материала. (5 мин)
Работа с предложением.
- Молодцы. Поднимите глазки на доску. Сколько слов в этом предложении? (5 слов)
- Составим схему предложения
Дети составляют схему в тетради, один ученик на доске
Работа с чистоговоркой.
- Прочитай, …, какое предложение ты записал(а) в тетради.
2 – 3 человека читают предложение
- Прочитаем хором это предложение
Чистоговорка прочитывается 2 – 3 раза хором
- Ребята, это не просто предложение – это чистоговорка. Чистоговорки нам нужно разучивать для того, чтобы чисто говорить, то есть правильно, красиво, не смешивая звуки. Кто попробует произнести эту чистоговорку быстро и без запинки?
Чтение чистоговорки
Подведение итогов урока. (5 мин)
- Итак, подведём итоги. Закрыли тетради, отложили в сторону ручки. Посмотрели на меня, на доску.
Дети организуют порядок на рабочем месте
- На какие две большие группы мы можем разделить все звуки? В каких они замках живут? (…)
- На какие две группы делятся гласные звуки? Назовите звуки относящиеся к первой, второй группе? (…)
- Какие звуки живут в сине – зелёном замке? (…)
- Какие гласные мы будем писать после мягких, твёрдых согласных? (…)
- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Особенно мне понравилась работа….
Информация о домашнем задании. (5 мин)
- Дома необходимо выполнить следующее задание на стр. 76, упр. 19. Найдите его в учебнике.
Дети обращают внимание на задание в учебнике.
Учитель читает задание, даёт необходимые разъяснения
План – конспект урока русского языка на тему «Различение на письме и в устной речи слов с твёрдыми и мягкими согласными» Страница
Катаева Е. В.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ