Формирование патриотических чувств и гражданского сознания учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование патриотических чувств и гражданского
сознания учащихся на уроках русского языка и литературы
Н.В.Белова,
Тисульский район, Кемеровская обл.
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Воспитание гражданственности и патриотизма является особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». [3, С. 6-8] В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.
Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных предметов.
Большим воспитательным фактором является пример учителя, отличающегося высокоразвитым гуманитарным мышлением, патриота и гражданина России, умеющего строить деловые, педагогически целесообразные отношения со школьниками, находить с ними общий язык. При этом огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, кроме того, и воспитательную – прививает любовь к языку, а значит и к его носителю – русскому народу. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа. Поэтому каждый урок русского языка – воспитание патриотизма в учениках.
Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе. Однако объём работы различен и зависит от общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе – это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют и русские пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; Жить — родине служить; Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа; Отца с матерью почитать — горя не знать; Семьей дорожить — счастливым быть; Дружно за мир стоять — войне не бывать.
«Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; Друг - ценный клад, недругу никто не рад; Красна птица перьем, а человек ученьем; Сильный победит одного, знающий — тысячу.
«Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти; Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый; Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Любовь к родной природе – это одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы. Систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Моё село», «Улица моего детства».
Особое место в формировании патриотических чувств и гражданского сознания учащихся занимает учебный предмет «Литература», так как каждый урок этого предмета воспитывает чувство гордости за свою страну, где жили и творили такие замечательные писатели, как: Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М., Лермонтов М.Ю., Бунин И.А., Тургенев И.С. Литература воспитывает идейно, нравственно и эстетически, развивает любовь к Родине, к созидательному труду, чувство гражданского долга.
На уроках литературы знакомимся с историческими повестями, где рассказывается о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними захватчиками, воинских подвигах. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А.Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа «Дубровский» ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины.
На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (8кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в замечательном рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Много внимания уделяется этой теме и во время изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (10 кл.), одного из самых патриотичных произведений в русской литературе 19 века.
К.Симонов вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным… Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охватившей страну перед лицом вражеского нашествия». [4, С. 17]
На уроках с учениками рассуждаем о том, что значит истинный патриотизм, а что – ложный. Также пытаемся осмыслить события Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На примере художественных и музыкальных произведений пробуем понять, что помогло русскому солдату победить в этой страшной войне, и какова цена этой Победы. В этом помогают произведения А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова, В.Быкова, Б.Васильева, В.Г.Распутина, К.Симонова, Ю.Бондарева, В.Кондратьева и др. произведения, поднимающие тему войны, Отечества. Именно они придают урокам особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.
Традиционно проводятся уроки - пресс-конференции «Поэзия подвига», семинары на различные темы о войне, например: «Лицо войны», «Подвиг человека на войне», «У войны – не женское лицо», литературно-музыкальные композиции, уроки-концерты с исполнением песен и стихов В.Высоцкого, Р.Рождественского, Б.Окуджавы. Обязательным является написание сочинений на военную тему, рецензии на самостоятельно прочитанную книгу о войне.
Ведь только при условии овладения теоретическими основами учебных предметов: русского языка и литературы – можно говорить о воспитании у школьника базовых социально деятельностных позитивных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, готовности к достойному служению Отечеству.
Таким образом, проведя через цели своей образовательной деятельности воспитание патриотизма российского гражданина, именно учитель русского языка и литературы сможет оказать реальное воздействие на качественное позитивное изменение общественной ситуации России.
Литература
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внекласс-
ные мероприятия: 1-11 / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2006.
– 368 с.
2. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как
средство социализации / Н.К.Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
3. Гера, Р.В. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р.Гера // Вос-
питание школьников. – 2005. - № 10. – С. 6 – 8.
4. Ефремова, Г.И. Патриотическое воспитание школьников / Г.И.Ефремова //
Воспитание школьников. – 2005. ─ № 8. – С. 17.
5. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое по-
собие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
6. Фрумкин, Л.А. Люби Отечество! Служи Отечеству! / Л.А. Фрумкин. –
Екатеринбург: Дом Учителя, 1998. – 32 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ