Тема: Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Методическая разработка урока контроля знаний по русскому языку
©учителя Булатовой Татьяны Викторовны.
Тема: Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Пояснительная записка.
Методическая разработка основана на программных требованиях к освоению предмета «Русский язык 8 класс»: Русский язык. 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Москва «Просвещение» 2006.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник: Русский язык 8 класс. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Москва. «Просвещение», 2010. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
3 часа в неделю, всего 102 часа.
Цели.
Провести мониторинг качества усвоения учебного материала по изученной теме: Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Выявить проблемы с усвоением материала на базовом уровне.
Смоделировать прогноз ожидаемых результатов на ГИА по русскому языку в 9 классе по изучаемому учебному материалу.
Задачи.
Провести анализ результатов усвоения следующих учебных действий:
Базовый уровень: формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций.
Проводить речеведческий анализ текста: определять стиль, тип речи, художественные средства.
Опознавать предложения осложнённой структуры.
Осознавать условия однородности членов предложения.
Умения определять обособленные и необособленные члены предложения.
Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее.
Различать в предложении вводные слова и члены предложения.
Опознавать сложные предложения в тексте.
Проводить пунктуационный и синтаксический разбор предложений.
Определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова и виды подчинительной связи в словосочетании.
Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания.
Осуществлять выбор падежной формы управляемого существительного.
Осознавать морфему как значимую единицу языка.
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа.
Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью.
Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил.
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила.
Метапредметный уровень: на материале письменного развёрнутого ответа на вопрос.
Анализ результатов уровня усвоения следующих учебных действий:
Овладеть видами речевой деятельности и основами культуры письменной речи:
уметь определять цели коммуникации
оценивать речевую ситуацию
учитывать намерения и способы невербальной коммуникации
выбирать адекватные стратегии коммуникации
быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого высказывания.
Иметь представление об орфографии как о системе правил:
осваивать основные нормы русского литературного языка на соответствующей ступени обучения
обогащать собственный словарный запас
обладать способностью анализа и оценки языковых явлений и фактов.
осознавать родной язык как форму выражения национальной культуры.
Осваивать нормы речевого этикета
Овладевать способностью объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Контрольная работа на основе комплексного анализа текста.
– Прочтите текст.
1)Тысячи лет тому назад людям нравилось селиться по берегам рек и озер. 2)Они ловили рыбу, ели ракушки, о чистоте и порядке вокруг своих жилищ, конечно, не заботились. 3)Отбросы еды – раковины, кости рыб – накапливались на их стоянках целыми огромными кучами и сохранились до наших дней.
4)Ученые осторожно раскапывают эти кучи и читают, точно листы драгоценной книги, и узнают по ним, как жили и охотились наши предки. 5)Сомы в то время (судя по костям) часто вырастали в огромных, опасных для человека чудовищ. 6)Древний человек выходил на охоту за ними в жалком челноке-долбленке, вооруженный копьем с каменным или костяным наконечником. 7) Он был очень храбрым человеком. 8) И теперешний не такой крупный сом, попав на крючок (а крючок должен быть очень крепкий), отчаянно борется за жизнь, даже бросается на лодку, и если это долбленка, то может ее и перевернуть. 9) А он – малыш по сравнению с теми, чьи кости сохранились.
10) Спасибо, древние неряшливые хозяйки! (С.Радзиевская)
http://www.profistart.ru/ps/blog/14546.html
Грамматическое задание
Определите стиль и тип текста.
Объясните графически постановку знаков в предложениях с вставными конструкциями.
Сформулируйте основную мысль текста.
Разберите по составу слова:
бросается, сохранились, неряшливым; ловили, заботились, каменным.
Каким способом образовано слово отбросы?
Среди предложений 5 – 7 найдите слово (а), образованное (ые) суффиксальным способом.
Чем осложнено предложение № 6?
Выпишите и выполните синтаксический разбор предложения № 8.
Выпишите из предложений 1 – 6 эпитеты.
Укажите номер(а) предложения (ий) с ОЧП.
Выпишите слово (а), правописание, которого (ых) объясняется правилом: «Прилагательные пишутся слитно, если не употребляются без НЕ».
Из предложений 1 – 3 выпишите слов(а,о) с непроверяемой гласной в корне слова.
Выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне слова.
Из предложения № 1 выпишите грамматическую основу.
Определите тип связи в словосочетании древний человек (предложение № 6). Замените его синонимичным со связью управление.
Укажи номер предложения с распространённым обращением.
Выпишите из предложения № 2 слово (а), в котором (ых) звуков больше, чем букв.
Напишите аргументированный развёрнутый ответ на вопрос: Зачем нужные слова, грамматически не связанные с членами предложения?
Ответы на к.р. на основе комплексного анализа текста.
№
Ответ
2)Они ловили рыбу, ели ракушки, о чистоте и порядке вокруг своих жилищ, конечно, не заботились.
5) Сомы в то время (судя по костям) часто вырастали в огромных, опасных для человека чудовищ.
8) И теперешний не такой крупный сом, попав на крючок (а крючок должен быть очень крепкий), отчаянно борется за жизнь, даже бросается на лодку, и если это долбленка, то может ее и перевернуть.
Неряшливые хозяйки древности помогают учёным-историкам.
Брос-а-ет-ся, со-хран-и-л-и-сь, неряш-лив-ым; лов-и-л-и, забот-и-л-и-сь, камен-н-ым
вооруженный копьем с каменным или костяным наконечником – причастный оборот
[И теперешний не такой крупный сом, попав на крючок (а крючок должен быть очень крепкий), отчаянно борется за жизнь, даже бросается на лодку], и, (если это долбленка), [то может ее и перевернуть].
1 ч – двусост. ослож. обособ. обст. (прич.об), ввод.предл., ОЧП (сказ), распр.; 2 ч – придат. (услов.) односост. (назыв.), 3 ч – глав.ко 2ч односост. (опред-лич), распр.)
огромными кучами, драгоценной книги, в огромных, опасных чудовищ, в жалком челноке-долбленке
7.
1, 2,3,4,5,8.
8.
неряшливые
9.
Тысячи, берегам, ракушки, жилищ, заботились, раковины, огромными
10.
накапливались, раскапывают, вырастают, сравнению
11.
нравилось селиться
12.
древний человек – согласование, человек древности - управление
13.
10
14.
ели (4 звука – 3 буквы)
15.
К словам, грамматически не связанные с членами предложения, относятся вводные конструкции, обращения и междометия. Они служат ….
Попробуем доказать, что слова, грамматически не связанные с членами предложения, играют важную роль в нашей речи.
В тексте С.Радзиевской такие слова использованы в предложениях № 2,5,8. Например: в предложении № 2использовано вводное слово «конечно» (запись предложения из текста).Автор использует его для выражения чувства уверенности.
В предложении № 5….
В предложении № 8 ….
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что слова, грамматически не связанные с членами предложения важны в речи, так как они ….
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ