Конспект урока русского языка "Что такое обращение"
ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Цель: изучить понятие и отработка навыков применения обращения.
Задачи:
- познакомить с понятием «обращение», научить правильно интонировать и оформлять предложения с обращениями;
- развивать речь и орфографическую зоркость;
- воспитывать культуру общения и вежливое обращение.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, ноутбуки для детей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Добрый день вам, господа!
- Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Давайте же откроем двери в наш урок «ключиком» (улыбка), чтобы доброе настроение не покидало вас.
II. Актуализация знаний.
- Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте и в других местах. На уроках вы часто наблюдаете за общением и обучением Маши и Миши, Анишит Йокоповны. Обратимся к ним ещё раз: прочитайте вполголоса два предложения на слайде:
СЛАЙД 1
1.Миша, подойди к Маше.
2. Миша подошёл к Маше.
- С разной или одинаковой интонацией вы их читаете? Прочитайте ещё раз и понаблюдайте за собой. (Читают ещё раз, отвечают: интонация разная - в 1 предл. выделяется слово Миша)
(если нужна будет детям помощь, чтобы разобраться, если будет сомнение, задать наводящий вопрос: Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете?)
- В каком предложении о Мише что-то сообщается, а в каком предложении к Мише обращаются? (ответы детей)
- Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока русского языка?
(ответы детей, приводящих к теме «обращение»)
- Прочитайте тему урока.
СЛАЙД 2
(Что такое обращение)
- Тип урока? (открытие новых знаний)
- Цель урока? (узнать, что такое обращение, научиться его применять на письме)
Поправляю, уточняю: научиться правильно оформлять его на письме.
- Нужно ли вам это и для чего?
(для правильного общения друг с другом, для грамотности)
-Люди часто обращаются друг к другу. И поэтому сегодня на уроке мы поговорим об обращении, вы узнаете, что такое обращение, будете учиться выделять обращение в письменной речи, мы с вами поработаем над развитием орфографической зоркости и речи, чтобы наша речь была грамотной, правильной.
- Запишите тему урока в тетрадь (записывают).
III. Минутка чистописания.
СЛАЙД 3
Пьеро, Умка, Шапокляк, Кащей, Иа, Незнайка
- Посмотрите на слайд, прочитайте слова. Что в них общего?
(Это всё имена сказочных героев)
-Что вы знаете о том, как пишутся имена?
(С большой буквы)
-Запишите имена через запятую в тетрадь. (записывают)
Подчеркните первые буквы в словах, посмотрите, что получилось.
(Пушкин) СЛАЙД 4
- Какое из недавних событий связано с А.С.Пушкиным? (Совсем недавно мы посетили мероприятие в сельской библиотеке, потому что в нашей стране недавно прошёл день памяти Пушкина)
IV. Открытие новых знаний.
СЛАЙД 5
Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Такие строчки посвятил Пушкин своим друзьям.
- Прочтите запись на доске. Видите ли вы в какой-либо записи обращение?
1. Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
2. Чем вы, гости, торг ведете?
3. Не губи меня, девица!
4. Смилуйся, государыня рыбка!
(Я вижу обращение в записи№2,№3, №4)
- Как ты узнал (узнала) обращение?
(Оно выделяется интонацией и паузой.)
-Совершенно верно, обращению присуща особая звательная интонация – произнесение слова с более высоким тоном, с сильным ударением, с паузой. Обращение часто встречается там, где есть герои, будь то люди или животные ( в сказках)
- Ребята, у вас на столах стоят ноутбуки, нажмите на клавишу пробела, активируйте их, на рабочем столе найдите рисунок, откройте рисунок, рассмотрите рисунки, связанные с мультфильмами, со сказками ( в том числе и по сказкам Пушкина), попробуйте придумать к ним предложения с обращением (любые), затем произнесите их с правильной интонацией. Поработайте в парах.
(работают; я помогаю тем, кому трудно)
СЛАЙД 6
(ученики выбегают к доске, показывают картинку, называет предложение, я поправляю интонацию, записываю на электронную доску, спрашиваю, к кому обращался?)Что такое обращение? (Это слово,…)
-Закройте ноутбуки
СЛАЙД 7
- Ребята, а какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками?
(Бабушка, мама, дорогой, любимый)
- Запишем в тетрадь.
- Да, хорошо общаться с людьми, которых вы знаете. А если вдруг вы заблудились в незнакомом городе, как обратитесь к незнакомым людям?
СЛАЙД 7 (молодой человек, товарищ полицейский)
- Запишем в тетрадь.
- Вот видите, какое множество существует слов, благодаря которым можно обратиться даже к незнакомым людям. Однако и эти слова не всегда нас выручат. Бывают ситуации, когда вы не знаете имени и отчества взрослого, и все эти слова не годятся, но невежливо начинать разговор без обращения. Так, например, вы пришли в кабинет к врачу, некрасиво будет говорить «Гражданин или мужчина, можно войти?» В таких случаях лучше начинать разговор с вежливых слов. Например,
СЛАЙД 8 «Прошу прощения, можно войти? Будьте добры, подайте мне книгу».
- Давайте запишем несколько вежливых слов. (Будьте добры, прошу прощения)
- Итак, что такое обращение?
СЛАЙД 9
- Обращение – это слово (сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью.
- Как выделяется обращение в устной речи? (паузой и интонацией)
-Чему вы учились на этом этапе урока?
(Составлять предложения с обращением, произносить их с правильной интонацией)
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 10
Фильм, снятый с участием ребят на песни «О зарядке», «На златом крыльце сидели»
- Что предлагаете узнать дальше?
(Как оформить обращение на письме)
- Понаблюдайте, выделено ли обращение в предложениях, составленных вами, чем-то на письме?
(Запятыми) (м.б. восклицательным знаком)
-Вы уже достаточно уверенно знаете, как оформить обращение на письме? (Нет)
-Что же делать? (прочитать подсказку Летучей мыши)
- Прочитайте в учебнике подсказку Летучей мыши (СЛАЙД 11 с подсказкой)
- Что узнали из подсказки?
(Что слова, обозначающие того, к кому обращаются, называются обращением. Что устно они выделяются с помощью интонации. Что письменно они выделяются с помощью запятых или восклицательного знака)
Работа с учебником.
Давайте понаблюдаем.
- В учебнике на с.55. прочитайте предложения.
- Какое предложение здесь «лишнее»? Почему? Посовещайтесь в командах (в последнем предложении нет обращения)
- Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится одна запятая, а в каком – обращение с двух сторон выделяется запятыми?
СЛАЙД 13
(Если обращение находится в начале предложения, то запятая ставиться после него. Если обращение находится в конце предложения, то запятая ставится перед ним. Если обращение находится в середине предложения, оно с двух сторон выделяется запятыми.)
- Итак, как выделяется обращение в письменной речи? (запятыми)
- Прочитайте предложения с нужной интонацией, выделяя обращение.
- Как выделяется обращение на письме, в зависимости от его положения в предложении?
(ответы детей)
V. Закрепление.
Самостоятельная работа.
-Что нового узнали на этом этапе урока? (ответы детей)
- Что предлагаете сделать дальше? (закрепить изученное)
Я предлагаю вам поработать в группах: перед вами лежат карточки, возьмите их, прочитайте предложения, найдите предложения с обращениями, постарайтесь правильно расставить знаки препинания, затем в группе обсудите, что у вас получилось, сравните результаты и приготовьтесь дать обобщённый ответ.
Тест “Как я усвоил обращение”
1 вариант:
1.Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
2.К утру мороз крепчал.
3.Получай свою одежду товарищ по несчастью.
4.Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
5.Цветик научи меня сочинять стихи.
2 вариант:
Не трещите морозы в заповедном бору.
Эй братец загораешь?
Вылезайте муравьи после зимней стужи.
Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.
Догорай костер дотла.
Результаты:
1 вариант – 1,3,4,5.
2 вариант – 1,2,3,5.
Оцените линеечкой рефлексии, на каком уровне вы находитесь в понимании материала урока.
VI. Итог урока.
- Какова была цель урока? (Познакомиться с обращением, узнать, как оно оформляется на письме). Ребята, что вы узнали об обращении?
- Для чего нам нужно обращение?(Обращение нужно нам, чтобы один человек мог обратиться к другому. Обращения бывают разные, они могут состоять из одного или нескольких слов. К своим друзьям можно обращаться по имени, ко взрослым по имени и отчеству, а если не знаешь человека – вежливыми словами, к родственникам – ласковыми словами.)
- Как выделяется обращение в устной речи? (интонацией и паузой)
- А в письменной речи? (запятыми)
Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.
Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
Как вы обращаетесь друг к другу?
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.
Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
СЛАЙД 15
А теперь оцените свою деятельность на уроке.
На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.
- Молодцы! Сегодня я очень довольна вашими успехами. И надеюсь, что обращаться друг к другу, а тем более со взрослыми вы будете в соответствии с правилами, которые мы с вами изучили. Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?
VII. Домашнее задание.
- Учебник с.54, выучить правило, выполнить упражнение 61.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ