Конспект урока русского языка "Что такое обращение"

ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Цель: изучить понятие и отработка навыков применения обращения.

Задачи:

- познакомить с понятием «обращение», научить правильно интонировать и оформлять предложения с обращениями;

- развивать речь и орфографическую зоркость;

- воспитывать культуру общения и вежливое обращение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, ноутбуки для детей.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока


I. Организационный момент.

-Добрый день вам, господа!

- Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Давайте же откроем двери в наш урок «ключиком» (улыбка), чтобы доброе настроение не покидало вас.


II. Актуализация знаний.

- Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте и в других местах. На уроках вы часто наблюдаете за общением и обучением Маши и Миши, Анишит Йокоповны. Обратимся к ним ещё раз: прочитайте вполголоса два предложения на слайде:

СЛАЙД 1

1.Миша, подойди к Маше.

2. Миша подошёл к Маше.

- С разной или одинаковой интонацией вы их читаете? Прочитайте ещё раз и понаблюдайте за собой. (Читают ещё раз, отвечают: интонация разная - в 1 предл. выделяется слово Миша)

(если нужна будет детям помощь, чтобы разобраться, если будет сомнение, задать наводящий вопрос: Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете?)

- В каком предложении о Мише что-то сообщается, а в каком предложении к Мише обращаются? (ответы детей)

- Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока русского языка?

(ответы детей, приводящих к теме «обращение»)

- Прочитайте тему урока.

СЛАЙД 2

(Что такое обращение)

- Тип урока? (открытие новых знаний)

- Цель урока? (узнать, что такое обращение, научиться его применять на письме)

Поправляю, уточняю: научиться правильно оформлять его на письме.

- Нужно ли вам это и для чего?

(для правильного общения друг с другом, для грамотности)

-Люди часто обращаются друг к другу. И поэтому сегодня на уроке мы поговорим об обращении, вы узнаете, что такое обращение, будете учиться выделять обращение в письменной речи, мы с вами поработаем над развитием орфографической зоркости и речи, чтобы наша речь была грамотной, правильной.

- Запишите тему урока в тетрадь (записывают).

III. Минутка чистописания.

СЛАЙД 3

Пьеро, Умка, Шапокляк, Кащей, Иа, Незнайка

- Посмотрите на слайд, прочитайте слова. Что в них общего?

(Это всё имена сказочных героев)

-Что вы знаете о том, как пишутся имена?

(С большой буквы)

-Запишите имена через запятую в тетрадь. (записывают)

Подчеркните первые буквы в словах, посмотрите, что получилось.

(Пушкин) СЛАЙД 4

- Какое из недавних событий связано с А.С.Пушкиным? (Совсем недавно мы посетили мероприятие в сельской библиотеке, потому что в нашей стране недавно прошёл день памяти Пушкина)

IV. Открытие новых знаний.

СЛАЙД 5

Друзья мои, прекрасен наш союз! 

- Такие строчки посвятил Пушкин своим друзьям.

- Прочтите запись на доске. Видите ли вы в какой-либо записи обращение?

1. Гости князю поклонились,
    Вышли вон и в путь пустились.
2. Чем вы, гости, торг ведете?

3. Не губи меня, девица!

4. Смилуйся, государыня рыбка!

(Я вижу обращение в записи№2,№3, №4)

- Как ты узнал (узнала) обращение?

(Оно выделяется интонацией и паузой.)

-Совершенно верно, обращению присуща особая звательная интонация – произнесение слова с более высоким тоном, с сильным ударением, с паузой. Обращение часто встречается там, где есть герои, будь то люди или животные ( в сказках)

- Ребята, у вас на столах стоят ноутбуки, нажмите на клавишу пробела, активируйте их, на рабочем столе найдите рисунок, откройте рисунок, рассмотрите рисунки, связанные с мультфильмами, со сказками ( в том числе и по сказкам Пушкина), попробуйте придумать к ним предложения с обращением (любые), затем произнесите их с правильной интонацией. Поработайте в парах.

(работают; я помогаю тем, кому трудно)

СЛАЙД 6

(ученики выбегают к доске, показывают картинку, называет предложение, я поправляю интонацию, записываю на электронную доску, спрашиваю, к кому обращался?)Что такое обращение? (Это слово,…)

-Закройте ноутбуки

СЛАЙД 7

- Ребята, а какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками?

(Бабушка, мама, дорогой, любимый)

- Запишем в тетрадь.

- Да, хорошо общаться с людьми, которых вы знаете. А если вдруг вы заблудились в незнакомом городе, как обратитесь к незнакомым людям?

СЛАЙД 7 (молодой человек, товарищ полицейский)

- Запишем в тетрадь.

- Вот видите, какое множество существует слов, благодаря которым можно обратиться даже к незнакомым людям. Однако и эти слова не всегда нас выручат. Бывают ситуации, когда вы не знаете имени и отчества взрослого, и все эти слова не годятся, но невежливо начинать разговор без обращения. Так, например, вы пришли в кабинет к врачу, некрасиво будет говорить «Гражданин или мужчина, можно войти?» В таких случаях лучше начинать разговор с вежливых слов. Например,

СЛАЙД 8 «Прошу прощения, можно войти? Будьте добры, подайте мне книгу».

- Давайте запишем несколько вежливых слов. (Будьте добры, прошу прощения)

- Итак, что такое обращение?

СЛАЙД 9

- Обращение – это слово (сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью. 

- Как выделяется обращение в устной речи? (паузой и интонацией)

-Чему вы учились на этом этапе урока?

(Составлять предложения с обращением, произносить их с правильной интонацией)


ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 10

Фильм, снятый с участием ребят на песни «О зарядке», «На златом крыльце сидели»

- Что предлагаете узнать дальше?

(Как оформить обращение на письме)

- Понаблюдайте, выделено ли обращение в предложениях, составленных вами, чем-то на письме?

(Запятыми) (м.б. восклицательным знаком)

-Вы уже достаточно уверенно знаете, как оформить обращение на письме? (Нет)

-Что же делать? (прочитать подсказку Летучей мыши)

- Прочитайте в учебнике подсказку Летучей мыши (СЛАЙД 11 с подсказкой)

- Что узнали из подсказки?

(Что слова, обозначающие того, к кому обращаются, называются обращением. Что устно они выделяются с помощью интонации. Что письменно они выделяются с помощью запятых или восклицательного знака)

Работа с учебником.

Давайте понаблюдаем.

- В учебнике на с.55. прочитайте предложения.

- Какое предложение здесь «лишнее»? Почему? Посовещайтесь в командах (в последнем предложении нет обращения)

- Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится одна запятая, а в каком – обращение с двух сторон выделяется запятыми?

СЛАЙД 13

(Если обращение находится в начале предложения, то запятая ставиться после него. Если обращение находится в конце предложения, то запятая ставится перед ним. Если обращение находится в середине предложения, оно с двух сторон выделяется запятыми.)

- Итак, как выделяется обращение в письменной речи? (запятыми)

- Прочитайте предложения с нужной интонацией, выделяя обращение.

- Как выделяется обращение на письме, в зависимости от его положения в предложении?

(ответы детей)

V. Закрепление.

Самостоятельная работа.

-Что нового узнали на этом этапе урока? (ответы детей)

- Что предлагаете сделать дальше? (закрепить изученное)

Я предлагаю вам поработать в группах: перед вами лежат карточки, возьмите их, прочитайте предложения, найдите предложения с обращениями, постарайтесь правильно расставить знаки препинания, затем в группе обсудите, что у вас получилось, сравните результаты и приготовьтесь дать обобщённый ответ.

Тест “Как я усвоил обращение”

1 вариант:

1.Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2.К утру мороз крепчал.

3.Получай свою одежду товарищ по несчастью.

4.Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

5.Цветик научи меня сочинять стихи.

2 вариант:

Не трещите морозы в заповедном бору.

Эй братец загораешь?

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

Догорай костер дотла.

Результаты:

1 вариант – 1,3,4,5.
2 вариант – 1,2,3,5.

Оцените линеечкой рефлексии, на каком уровне вы находитесь в понимании материала урока.

VI. Итог урока.

- Какова была цель урока? (Познакомиться с обращением, узнать, как оно оформляется на письме). Ребята, что вы узнали об обращении?

- Для чего нам нужно обращение?(Обращение нужно нам, чтобы один человек мог обратиться к другому. Обращения бывают разные, они могут состоять из одного или нескольких слов. К своим друзьям можно обращаться по имени, ко взрослым по имени и отчеству, а если не знаешь человека – вежливыми словами, к родственникам – ласковыми словами.)

- Как выделяется обращение в устной речи? (интонацией и паузой)

- А в письменной речи? (запятыми)

Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

Как вы обращаетесь друг к другу?

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

Кто желает прочесть обращение к однокласснику?


СЛАЙД 15

А теперь оцените свою деятельность на уроке.

На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.


- Молодцы! Сегодня я очень довольна вашими успехами. И надеюсь, что обращаться друг к другу, а тем более со взрослыми вы будете в соответствии с правилами, которые мы с вами изучили. Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

                                             

VII. Домашнее задание.

- Учебник с.54, выучить правило, выполнить упражнение 61.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ