Конспект урока русского языка для 3 класса «Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными»
Автор: Лутынская Инна Юрьевна, I квалификационная категория
Место проживания: Краснодарский край, Кущёвский район, с. Ильинское, ул. Мира, д. 108
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Дисциплина: русский язык
Учебник «Русский язык 3 кл», автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 г (УМК «Школа России»);
Конспект урока русского языка для 3 класса «Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными»
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными».
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах, группах.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- систематизировать знания по теме «Орфограммы корня»; закреплять умение выполнять алгоритм действий по решению орфографических задач; развивать орфографическую зоркость формирование умения осуществлять орфографический контроль, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Средства (оборудование):
1)учебник по русскому языку 3 кл, автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 г (УМК «Школа России»);
2) словари С.И.Ожегова (на партах);
3) карточки с текстом для домашнего задания.
Сценарий урока
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
1.
Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми.
Учитель рассказывает:
(Слайд 1 – заставочный, дети его не видят)
Ну-ка, дети, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
Урок русского языка. (Слайд 2)
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в парк.
- Ребята, а что делают в парке?
- Наш парк необычный. (Слайд 3)
- Прочитайте, как он называется?
- Кто догадался, чем мы будем заниматься во время прогулки?
- В какой части слова?
- А какие орфограммы корня вы уже знаете?
Организует беседу, выявляющую знания детей по теме.
При необходимости корректирует результаты ответов.
Учитель спрашивает:
-Мы отправляемся в парк всем классом. Что нам надо вспомнить перед прогулкой?
- Но сначала разомнёмся.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Ответы детей.
Выдвигают предположения об учебных задачах урока. Повторять орфограммы.
В корне.
Аргументируют свои ответы:
в парке орфограмм мы будем повторять правила проверки орфограмм корня, тренироваться в написании слов с данными орфограммами, развивать орфографическую зоркость.
Отвечают на вопрос учителя и повторяют правила поведения в общественных местах и правила
друзей.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Коммуникативные:
-умение слушать и слышать друг друга;
- высказывать свои мысли.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу.
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Минутка чистописания.
Запись даты и названия работы в рабочих тетрадях.
- Начинаем подготовку наших пальчиков для красивого и грамотного письма.
Учитель читает строки:
-Пальчик к пальчику приставим,
А потом на них надавим,
Крепко пальчики стоят
Стать сильней они хотят.
- С какого звука начинается слово «парк»?
- Дайте характеристику звуку [п].
- Какой буквой обозначается звук [п]?
Запись буквы П п.
Запись слов-синонимов к слову «прогулка».
Учитель показывает запись на доске.
Проверьте.
Ученики выполняют разминку пальчиков.
Выделяют звук.
Дают характеристику звуку.
Выделяют нужные буквы. Записывают соединения букв и слов-синонимов.
Учащиеся сравнивают с эталоном.
Познавательные:
- выявлять сходство и различие объектов,
-объединять в группы по признаку.
Регулятивные:
- оценивать результаты своей работы.
2.
Организация взаимодействия с учащимися по теме урока.
Игра «Перейди речку». (Слайд 4).
- Ребята! Мы не сможем пройти в парк.
-А как же нам попасть на другой берег?
-Давайте попробуем и поиграем в игру «Перейди речку».
- На дощечках записаны слова с изученной орфограммой. Назовите её и попробуйте догадаться какую задачу мы должны выполнить.
-Если буква выбрана верно, то появляется следующая дощечка, если нет – то ход переходит к другому игроку.
-Какие правила написания коней необходимы нам?
Организует беседу, выявляющую знания детей по теме.
При необходимости корректирует результаты ответов.
ЭОР Выбор букв для написания корня слова.
- Молодцы! Мы подошли к парку.
(Слайд 5).
Давайте войдем туда! Что же мы видим?
- Гуляя по парку, вы будете выполнять различные задания.
Словарная работа. (Слайд 6).
- Начнём нашу прогулку с карусели словарных слов. Запишите названия предметов, которые вы видите на карусели. Все слова должны быть словарными.
Учитель проверяет умение учеников работать со словарём.
- Давайте проверим написание слов в словаре С.И.Ожегова.
- Какое слово лишнее?
- Почему?
- Какая ещё орфограмма корня встретилась в словах?
-Можно ли её проверить? Как?
ЭОР Песня «Карусель»
-Если мы правильно выполним задания, то сможем попасть на тот берег.
Учащиеся называют: Орфограммы корня. Высказывают свои предположения и формулируют задачу: из двух букв надо выбрать верную и вставить её в слово.
Зачитывают определения в учебнике и сравнивают со своими высказываниями.
Работают у доски две команды: команда мальчиков и команда девочек.
Учащиеся зачитывают:
Карусель словарных слов, фонтан безударных гласных, аллею парных согласных, озеро непроизносимых согласных.
Записывают словарные слова в словарик.
Ученики проверяют написания слов по словарю (на партах): собака, корова, медведь, петух, лисица, заяц, девочка, ребята, карандаш, солнце.
Ученики работают в парах.
Солнце.
Высказывают свои мысли
Парная согласная (карандаш, медведь).
Вспоминают правило.
Регулятивные:
-анализировать собственную работу.
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные:
- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.
Коммуникативные:
- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.
Личностные:
- проявлять заботливое отношение к друзьям.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.
Проверка слов с безударными гласными. (Слайд 7).
- А сейчас пройдём к фонтану безударных гласных.
- Кто догадался, какое задание нужно выполнить у фонтана?
ЭОР
Слова с безударными гласными
1 ученик у интерактивной доски.
Организует проверку работ.
Организует оценивание с использованием «светофорика».
Вставить безударные гласные и подобрать проверочные слова.
Уточняют свои знания по теме.
Работают самостоятельно.
Ученики показывают карточку соответствующего цвета.
Регулятивные
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.
Регулятивные:
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Физминутка. (Слайд 8).
ЭОР Музыка Счастья
Слушают и выполняют движения, импровизируя танец.
Регулятивная:
- планировать свои действия, самоконтроль
Проверка парной согласной в корне. (Слайд 9).
- А сейчас прогуляемся по аллее парных согласных. Запишите слова с парными согласными и проверьте. (Самостоятельно).
ЭОР
Проверка парной согласной в корне
Организует проверку работ.
Выходят к доске и вставляют парную согласную, доказывая свой выбор.
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Правописание слов с непроизносимой согласной. (Слайд 10).
-Мы подошли к озеру непроизносимых согласных.
-Прочитайте слова, которые плавают на поверхности озера.
- Что записано в квадратных скобках?
- Запишите слова в два столбика: 1 столбик – слова с непроизносимыми согласными, 2 столбик – слова, в которых нет непроизносимой согласной. Звукосочетания замените буквосочетаниями.
Организует групповую работу.
ЭОР Правописание слов с непроизносимой согласной
Организует проверку.
Зачитывают слова.
Звукосочетания.
Ученики работают в группах, записывают слова в два столбика. Уточняют свои знания по теме.
Дети подходят к доске, выбирают слово, подбирают проверочное и отправляют в выбранный столбик.
Коммуникативные:
- умение заслушивать выступления других.
- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.
- строить высказывания, понятные для других.
Личностные:
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.
Творческая работа.
- Наша прогулка подходит к концу. Ребята, вам понравилось гулять по парку? А что именно понравилось?
- Давайте на прощание, используя слова, которые вы писали на уроке, составим небольшой рассказ о нашем путешествии.
Организует проверку.
Ответы детей.
Ученики составляют и записывают несколько предложений.
Проводят проверку работ партнера.
Несколько текстов зачитываются.
Участвуют в беседе.
Коммуникативная:
- понимать на слух текст и ответы одноклассников.
- участвовать в обсуждении содержания данного текста.
Личностные:
- проявлять заботливое отношение к друзьям.
3.
Домашнее задание
Объясняет сущность домашнего задания. (Слайд 11.)
-Выполняя домашнее задание, вы продолжите путешествие по парку, но только, весеннему.
Каждый получит карточку с тестом:
-текст списать, вставить пропущенные орфограммы;
- в библиотеке взять книги, почитать о парках.
Личностные:
- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.
4.
Подведение итогов в личностном академическом плане.
Организует самооценку учебной деятельности
- Чему учились на уроке?
- Как проверить безударный гласный в корне?
- Как проверить парный согласный в корне?
- Как проверить непроизносимый согласный?
Ответы детей.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
5.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилась прогулка в парк?
- Вы всё знаете и умеете?
- У меня на столе лежат картинки: солнышко, тучка и дождливая тучка. Кому было легко выполнять все задания, кто быстро подбирал проверочные слова – возьмите солнышко и прикрепите его к доске. Кто немного затруднялся при выполнении заданий - выберите тучку. А кому было очень трудно – повесьте дождливую тучку.
Ответы детей.
Ученики выбирают картинку,
и прикрепляют к доске.
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль
- уметь оценивать правильность выполнения действий.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ