Конспект урока русского языка на тему: «Алфавит» 5 класс
Конспект урока русского языка
на тему: «Алфавит».
Тема урока:
«Алфавит».
Цели
Личностные:
Осознание алгоритма успешного учебного действия.
Осознание практической важности данного правила.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные
формировать представление о графике как разделе лингвистики, изучающем соотношение между звуками и буквами
Предметные
закреплять знание русского алфавита и умение им пользоваться работе со словарём
Тип урока.
Урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся.
Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в парах, в группах
Необходимое оборудование.
Доска, иллюстрации, дополнительная литература. карточки
Структура и ход урока
Этапы урока
Цель этапа
Действия учителя
Действия обучающихся
Результат
Этап 1.
Организационный этап
Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Итак, ребята, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем урок!
Дети орфографически прочитывают число и записывают его в тетради, выделяя орфограммы.
Личностные УД:
Самооценка готовности к уроку.
Учащиеся включаются в учебную деятельность.
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Этап 2.
Проверка изученного ранее материала
Проверка имеющихся знаний, закрепление навыков самопроверки
- Ребята, сейчас мы проверим, как вы усвоили знания, полученные на предыдущих уроках. Заполните лежащие на партах карточки.
Карточка 1
Закончите предложения:
Фонетика изучает______________________
Звуки речи делятся на __________ и ________
Гласные звуки состоят только из __________
Гласные звуки бывают __________ и _______
Согласные звуки состоят из ___ и ____ или только из ______
Согласные звуки бывают ______ и _______, _____ и ________.
- А теперь проведём самопроверку. Если ваш ответ совпадает с тем, который сказал учитель, ставьте +, если нет, ставьте -. Выставите себе оценку и сдайте карточки
закрепление имеющихся знаний, навыков самопроверки
Этап 2. Мотивационный этап
Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока
- Ребята, сейчас вы разобьетесь на группы по 4 человека. Каждая группа получит карточку с кроссвордом. Задача каждой группы: быстрее и правильнее всех разгадать кроссворд.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось?
(группа озвучивает все ответы)
- Итак, тема сегодняшнего урока?
(дети отвечают: Алфавит, графика)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке, что вы узнаете, чему научитесь? (дети отвечают)
- Верно. Сегодня на уроке вы узнаете об истории появления русского алфавита; о том, что изучает графика, каллиграфия, алфавит; научитесь правильно произносить буквы и звуки; составлять алфавитный перечень слов.
Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы.
Познавательные: доказательства.
Фронтальная работа.
Приводят свои варианты цели и задач урока.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.
Личностные :
Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности
Метапредметные УД:
Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.
Этап 3.
Актуализация знаний
Уточнение понятия безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова
Слово учителя.
Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь.
Русский алфавит произошел от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.).
Рассказ учителя (сопровождается показом портретов создателей азбуки Кирилла и Мефодия и показом таблицы «Русская азбука (кириллица). Дореформенный русский алфавит. Современный русский алфавит».
В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра I 1708-1711 гг. (а церковнославянская такова и поныне), когда были ликвидированы надстрочные знаки (что между делом «отменило» букву И) и упразднены многие дублетные буквы и буквы, использовавшиеся для записи чисел (что стало неактуальным после перехода на арабские цифры).
Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих младописьменных языков (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была утрачена и была введена в республиках СССР после Октябрьской социалистической революции).
В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной- с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).
Буквы обозначают звуки, поэтому говорят: « Буквы, обозначающие гласные звуки», «Буквы, обозначающие согласные звуки», а иногда - короче: гласные буквы, согласные буквы. Необходимо различать звук и букву!
Графика изучает начертания букв, их виды.
Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв - особенно это важно для рукописных букв.
Запишите новые слова в ваши словарики:
Гра'фика
Каллигра'фия
Буквы располагают в определенном, обязательном для всех порядке, и тогда они составляют алфавит.
Запишите еще слова в словарике:
Алфави'т
Алфавитный
Расположи'ть по алфави'ту
По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.
Ребята, давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните алфавит.
Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв.
(Заслушаем 2 учеников.)
Физкультминутка (паровоз, расстановка по алфавиту)
Вопросы:
Что называется алфавитом?
Почему важно знать алфавит?
Сколько гласных букв в русском языке? (10)
Сколько согласных букв в русском языке? (21)
Чего больше в русском языке букв или звуков?
- Давайте расселим все буквы в 2 домика: в1- буквы, обозначающие 1 звук, а во второй – обозначающие 2 звука. Работа на доске – расселяем буквы, в тетрадях дети рисуют домики и заселяют их буквами
10 букв обозначают гласные звуки, 12 обозначают парные звонкие - глухие, одиночек 5 да 4... Ой, кто там плачет? Да это же Ь и Ъ. Забыли ещё две буквы! А куда их селить? Зачем они в Алфавите? Никаких звуков не обозначают. Может, они не нужны? (Выслушиваются ответы детей о роли этих букв).
- Действительно, ребята. Буквы эти нужные и очень интересные. Например, Ь – актер. Он играет две роли (Слайд 11.) То он помогает различать слова по смыслу, обозначая мягкость предшествующего звука: кров – кровь, кон – конь, банка – банька. И ещё одна нагрузка есть у Ь . Он занимается подсказками. Он сигналит, что [Й,] прячется в буквах е, ё, ю, я.
Давайте-ка определим роль Ь в следующих словах: письмо, бьёт, пять, борьба, льём, ладья, друзья, боль, вьюн. Осталась ещё одна буква. Это Ъ. Какую же работу он выполняет? Оказывается, Ъ тоже подсказками занимается: если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласный, то перед буквами е, ё, ю, я ставится Ъ. Он подает сигнал: в этих буквах спрятан [Й,] ! Ъ называется разделительным, он разделяет приставку и корень.
А что же мы вспомнили и что узнали сегодня на уроке?
Познавательные УД:
Устная работа по заявленным вопросам;
Работа со стихотворением;
Работа с учебником;
Выполнение практических упражнений
Регулятивные УД:
Работа в группах
Коммуникативные УД:
Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.
Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ
Предметные :
1. Повторение понятий безударной гласной;
2.Безошибочное написание безударной гласной в корне слова;
Метапредметные:
1.Научились правил строить свои ответы и высказывания
Этап 4.
Закрепление материала
Закрепление умений по определению безударных гласных в корне слова
Оказывается, все буквы нужны, все важны. И мы без них никуда, ни одного слова прочитать и написать не сможем. Так что живут все 33 буквы в Алфавите дружно, недаром их зовут сестрицами. У каждой есть место и имя. (Читается алфавит с листа по цепочке. Потом дети называют буквы, расположенные вразброс на цветной таблице).
Затем каждая пара получает по 1букве и составляет по 10 слов разных частей речи, начинающихся с неё
Познавательные УД:
Выполнение задания.
Индивидуальная работа.
Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.
Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.
Личностные:
1.Успешно выполненные задания.
2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.
Этап 5.
Рефлексия
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…
Личностные:
Самостоятельно выбрать тему домашней работы.
Развитие регулятивных УД.
Выполнить все требования к домашней работе
Коммуникативные:
Обсудить возникающие затруднения по домашней работе
Личностные:
1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности
2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Этап 6. Домашнее задание
Домашнее задание
Базовый: упр.
Повышенный: упр.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ