Конспект урока русского языка «Автоматизация звуков «Р», «Р’»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад станицы Северской
муниципальное образование Северский район
Конспект урока русского языка
«Автоматизация звуков «Р», «Р’»
/Конспект образовательной деятельности
по развитию речи для детей старшей группы/
подготовила
учитель-логопед:
Соскинд Виктория Валерьевна
ст. Северская
2011 г.
Цель: автоматизировать сонорные звуки «Р», «Р».
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать дыхание и голос;
- развивать слуховое и зрительное внимание
Образовательная: обогащать и активизировать словарь
Воспитательная: воспитывать сдержанность, умение слушать ответы товарищей.
Оборудование: дидактическая игра «Ассоциации», набор сюжетных картинок, теннисные мячики, рюкзак, предметы обихода.
Ход образовательной деятельности
Логопед: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте поиграем со звуком «Р» (дети проговаривают звуки [Р] и [Р’]:
- заведем моторчик;
-порычим как тигры;
-порычим как маленькие тигрята (мягко).
Изолированное произнесение звуков «Р», «Р»:
- тихо; громко; быстро; медленно; длительно; коротко.
Логопед: Молодцы! А теперь, выполним речевую (слоговую разминку) (дети проговаривают чистоговорки):
Ра – ра – ра – начинается игра
Ра – ра – ра – в детский сад идти пора
Ра-ра-ра, ра-ра-ра -на дворе у нас гора.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра - очень рада детвора
Рад – Рад – Рад – растет сладкий виноград
Атр – Атр – Атр – мы идем в театр
Ру-ру-ру, ру-ру-ру - собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры - покатаемся с горы.
Логопед: Хорошо! У всех были красивые звуки. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Ассоциации»: перед вами картинки, смотрите на них внимательно и слушайте меня. (Логопед называет обобщающее понятие, а дети по очереди называют ассоциативные понятия):
Овощи - … (Ответы детей: морковь, помидор, репа, огурец, картофель, редиска, редька, брокколи).
Вода - … (Ответы детей: кран, река, море, озеро, кружка, мойдодыр, кулер, самовар, растения).
Продукты - … (Ответы детей: макароны, творог, сыр, рис, гречка, крупа, горох, перец, гриб).
Фрукты, ягоды - … (Ответы детей: груша, абрикос, персик, арбуз, виноград, черешня, боярышник, рябина).
Растения -… (Ответы детей: дерево, кустарник, трава, урожай, водоросли, папоротник, рожь, кукуруза).
Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь посмотрите, пожалуйста, на магнитную доску и попробуйте составить предложение по картинке (примерные ответы детей):
В траве не видно тропинки.
У девочки пестрые гетры.
В тетради много страниц.
Аркаша разрезал арбуз.
Рая кормит рыб.
Рома убирает двор.
Юра продает огромные арбузы.
Ира раздает тетради.
Верба распускается ранней весной.
Логопед: Очень хорошо! У всех красивые предложения. А сейчас мы немного отдохнем, подойдите ко мне, присаживайтесь на коврик, поиграем в игру «Пять щенков». Наши старые друзья собрались в путешествие, давайте поможем им собрать ранец в дорогу. Положим только те вещи, в названии которых мы с вами услышим сонорные звуки «Р» или «Р’». Будьте внимательны, не ошибитесь (дети выбирают игрушки и предметы, в названии которых присутствуют сонорные звуки [Р] и [Р‘].
Логопед: Молодцы! Вы собрали много необходимых в дороге предметов, ну, а чтобы нашим щенкам не было в пути скучно, давайте научим их играть с нашим любимым теннисным мячиком – берите (дети берут теннисные мячики и выполняют движения по тексту стихотворения).
В правой руке свой мячик сжимаю,
Ну, а потом ладошку меняю.
«Здравствуй, мой послушный мячик»-
Скажет громко каждый пальчик.
Поиграем мы в футбол
И забьем победный гол.
Сверху правая ладошка,
Снизу левая ладошка –
Между ними мяч катаю, сильно я его сжимаю.
Мячик пальцем я катаю, по руке его гоняю.
Отправляемся гулять –
будем пальчики считать.
По груди его катаю – из руки не выпускаю.
Вправо – влево, взад – вперед, мячик за рукой идет.
Мячик с пальцем поиграет и к соседу убегает.
Мячик крепко обниму, никуда не отпущу.
Покатился мячик мой между пальцами домой.
С каждым пальцем попрощался и ни с кем не задержался.
Когда ручки отдохнут – снова мячик позовут,
В гости он придет опять, будут пальцы с ним играть.
Мячик в правой руке,
Мячик в левой руке.
Поочередное нажатие на мячик каждым пальчиком.
Перебрасывание мячика из ладошки в ладошку.
Закрываем мячик ладошками
Перекатывание мячика между ладошками.
Удерживание мячика между пальчиками.
Перекатывание мячика по грудной клетке.
Удерживание мячика между симметричными пальчиками.
Прокатывание мячика по верхней поверхности пальчиков.
(Отложили мячик).
Сжимание и разжимание пальчиков в ладошку.
Логопед: Отлично! На этом наше занятие заканчивается. Что вам понравилось на нашем занятии? (Логопед хвалит детей по итогам занятия, прощается).
Список использованной литературы
«Программа воспитания и развития детей в детском саду» под редакцией
М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Изд.6. Мозаика-синтез, 2009
2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь». - Санкт – Петербург: «Дельта», 2001
3. Флерова Ж.М. «Логопедия». - Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ