Конспект урока русского языка «Автоматизация звуков «Р», «Р’»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад станицы Северской

муниципальное образование Северский район













Конспект урока русского языка

«Автоматизация звуков «Р», «Р’»

/Конспект образовательной деятельности

по развитию речи для детей старшей группы/










подготовила

учитель-логопед:

Соскинд Виктория Валерьевна





ст. Северская

2011 г.



Цель: автоматизировать сонорные звуки «Р», «Р».

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать дыхание и голос;

- развивать слуховое и зрительное внимание

Образовательная: обогащать и активизировать словарь

Воспитательная: воспитывать сдержанность, умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: дидактическая игра «Ассоциации», набор сюжетных картинок, теннисные мячики, рюкзак, предметы обихода.

Ход образовательной деятельности

Логопед: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте поиграем со звуком «Р» (дети проговаривают звуки [Р] и [Р’]:

- заведем моторчик;

-порычим как тигры;

-порычим как маленькие тигрята (мягко).

Изолированное произнесение звуков «Р», «Р»:

- тихо; громко; быстро; медленно; длительно; коротко.

Логопед: Молодцы! А теперь, выполним речевую (слоговую разминку) (дети проговаривают чистоговорки):

Ра – ра – ра – начинается игра

Ра – ра – ра – в детский сад идти пора

Ра-ра-ра, ра-ра-ра -на дворе у нас гора.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра - очень рада детвора

Рад – Рад – Рад – растет сладкий виноград

Атр – Атр – Атр – мы идем в театр

Ру-ру-ру, ру-ру-ру - собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры - покатаемся с горы.

Логопед: Хорошо! У всех были красивые звуки. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Ассоциации»: перед вами картинки, смотрите на них внимательно и слушайте меня. (Логопед называет обобщающее понятие, а дети по очереди называют ассоциативные понятия):

Овощи - … (Ответы детей: морковь, помидор, репа, огурец, картофель, редиска, редька, брокколи).

Вода - … (Ответы детей: кран, река, море, озеро, кружка, мойдодыр, кулер, самовар, растения).

Продукты - … (Ответы детей: макароны, творог, сыр, рис, гречка, крупа, горох, перец, гриб).

Фрукты, ягоды - … (Ответы детей: груша, абрикос, персик, арбуз, виноград, черешня, боярышник, рябина).

Растения -… (Ответы детей: дерево, кустарник, трава, урожай, водоросли, папоротник, рожь, кукуруза).

Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь посмотрите, пожалуйста, на магнитную доску и попробуйте составить предложение по картинке (примерные ответы детей):

В траве не видно тропинки.

У девочки пестрые гетры.

В тетради много страниц.

Аркаша разрезал арбуз.

Рая кормит рыб.

Рома убирает двор.

Юра продает огромные арбузы.

Ира раздает тетради.

Верба распускается ранней весной.

Логопед: Очень хорошо! У всех красивые предложения. А сейчас мы немного отдохнем, подойдите ко мне, присаживайтесь на коврик, поиграем в игру «Пять щенков». Наши старые друзья собрались в путешествие, давайте поможем им собрать ранец в дорогу. Положим только те вещи, в названии которых мы с вами услышим сонорные звуки «Р» или «Р’». Будьте внимательны, не ошибитесь (дети выбирают игрушки и предметы, в названии которых присутствуют сонорные звуки [Р] и [Р‘].

Логопед: Молодцы! Вы собрали много необходимых в дороге предметов, ну, а чтобы нашим щенкам не было в пути скучно, давайте научим их играть с нашим любимым теннисным мячиком – берите (дети берут теннисные мячики и выполняют движения по тексту стихотворения).

В правой руке свой мячик сжимаю,

Ну, а потом ладошку меняю.

«Здравствуй, мой послушный мячик»-

Скажет громко каждый пальчик.

Поиграем мы в футбол

И забьем победный гол.

Сверху правая ладошка,

Снизу левая ладошка –

Между ними мяч катаю, сильно я его сжимаю.

Мячик пальцем я катаю, по руке его гоняю.

Отправляемся гулять –

будем пальчики считать.

По груди его катаю – из руки не выпускаю.

Вправо – влево, взад – вперед, мячик за рукой идет.

Мячик с пальцем поиграет и к соседу убегает.

Мячик крепко обниму, никуда не отпущу.

Покатился мячик мой между пальцами домой.

С каждым пальцем попрощался и ни с кем не задержался.

Когда ручки отдохнут – снова мячик позовут,

В гости он придет опять, будут пальцы с ним играть.


Мячик в правой руке,

Мячик в левой руке.

Поочередное нажатие на мячик каждым пальчиком.

Перебрасывание мячика из ладошки в ладошку.

Закрываем мячик ладошками


Перекатывание мячика между ладошками.

Удерживание мячика между пальчиками.

Перекатывание мячика по грудной клетке.


Удерживание мячика между симметричными пальчиками.

Прокатывание мячика по верхней поверхности пальчиков.

(Отложили мячик).

Сжимание и разжимание пальчиков в ладошку.



Логопед: Отлично! На этом наше занятие заканчивается. Что вам понравилось на нашем занятии? (Логопед хвалит детей по итогам занятия, прощается).



Список использованной литературы

  1. «Программа воспитания и развития детей в детском саду» под редакцией

М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Изд.6. Мозаика-синтез, 2009

2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь». - Санкт – Петербург: «Дельта», 2001

3. Флерова Ж.М. «Логопедия». - Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ