Конспект урока русского языка для 2 класса «Путешествие звука Ш. Автоматизация звука «Ш»

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 196 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга









Конспект урока русского языка для 2 класса


«Путешествие звука Ш.

Автоматизация звука «Ш»












подготовила учитель-логопед


Корнилова Ирина Николаевна





Санкт-Петербург

2012год


Коррекционно-образовательные цели:


- закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях, уточнений знаний о звуке;

- закрепление понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук», «слог», «слово»;

- закрепление и расширение словаря по теме «цветы».


Коррекционно-развивающие цели:


- развитие фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, профилактика дисграфии;

- развитие зрительного и слухового внимания с использованием инновационных технологий (электронная фоторамка);

- закрепление правильного произнесения звука Ш в самостоятельной речи ребенка, в разных речевых структурах (изолировано, в слогах, в словах, в предложениях);

- закрепление навыка звукового, звукобуквенного, слогового анализа слов с опорой на графическую запись;

- закрепление навыка выделения звука Ш из ряда звуков, слов;

- закрепление навыка определения места заданного звука Ш в словах;

- развитие мелкой и общей моторики, координация речи с движением.


Коррекционно-воспитательные цели:


- формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

- воспитание любви к сказкам, любви к сказочным героям.



Оборудование: зеркало, предметные картинки со звуком Ш, иллюстрации, картинки из сказки «Красная шапочка», материал для звукобуквенного анализа (карточки, фишки), электронная фоторамка, символ звука «Ш» - звуковичок, сказка «Красная шапочка» (книга).







Ход занятия


  1. Организационный момент.


Создание эмоционально-положительного фона. Развитие слухового внимания. Закрепление навыка выделения звука «Ш» из ряда звуков. Сообщение темы.


Логопед приглашает ребенка в кабинет. Ребенок садится перед зеркалом.

Логопед: К нам сегодня в гости спешит «звук», а какой ты послушай и догадайся сам. Я сейчас назову ряд звуков. Звук, который я произнесу 3 раза придет в гости – А, Ш, П, Ш, О, Ш.

Ребенок: Звук «Ш».

Логопед: Звук «Ш» пришел не один, а со своей любимой сказкой и героиней Красной Шапочкой.

Логопед показывает книжку сказку и куклу. Украшает фланелеграф иллюстрациями и героями из сказки.


  1. Упражнение «Звук какой?».


Цель: Уточнение знаний о звуке.

Характеристика звука. Анализ артикуляции.


Логопед: Вот теперь и мы с тобой, как будто бы в сказке. А Красная Шапочка как гостья будет слушать, что ты знаешь о звуке «Ш». Какой он?

Ребенок: Согласный, твердый, глухой, шипящий, всегда твердый.

Логопед: Где находится язык, когда произносишь звук? Какой воздух?

Ребенок: Язык чашечка за верхними зубами, воздух теплый.

Логопед: Повернись пожалуйста к зеркалу и давай выполним несколько упражнений, которые помогают нам произносить звук «Ш».


  1. Артикуляционные упражнения.


Цель: Развитие артикуляционной моторики.


  • Упражнение «Заборчик» - «Трубочка» чередование.

  • Упражнение «Качели».

  • Упражнение «Чашечка» - удержание под счет.

  • Упражнение «Подуем на ромашку теплым воздухом».


  1. Дидактическая игра «Найди букву».


Цель: Профилактика дисграфии.


Логопед: Найди букву обозначающую звук «Ш» и покажи «Шапочке».

Ребенок: Находит букву и показывает Красной Шапочке.

Ребенок пересаживается к столу.


  1. Дидактическая игра «Дорожка».


Цель: Закрепление индивидуального, правильного, изолированного произнесения звука «Ш».


Логопед предлагает ребенку взять синий фломастер и провести дорожку от домика Красной Шапочки к домику бабушки, произнося изолировано звук «Ш» - Ш-Ш-Ш.


  1. Дидактическая игра «Собери букет».


Цель: Развитие зрительного внимания, памяти с использование электронной фоторамки. Закрепление и расширение словаря по теме «Цветы».


Логопед: Красная шапочка очень любит цветы. Пока она шла по дорожке набрала целый букет. Посмотри на экран электронной фоторамки и ты увидишь какие цветы собирала Красная Шапочка. Но не забудь, что выбирать надо цветы в названии которых есть звук «Ш». Ты смотри, проговаривай и запоминай название цветов.

Ребенок: Смотрит, запоминает, проговаривает название цветов со звуком «Ш» - ромашка, ландыш, шиповник.


  1. Дидактическая игра «Что в корзинке».


Цель: Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики. Согласование существительных с числительными.


Логопед: Предлагает ребенку посмотреть и посчитать сколько и каких цветов в корзине у «Шапочки».

Ребенок: Два шиповника, три ромашки, ландыши (множественное число сущ.).


  1. «Разгонки».


Цель: Развитие речи с движениями. Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.


Ребенок стоит около своего стульчика и выполняет движения за логопедом.

Ребенок хлопает в ладоши на каждый слог

Ребенок топает ногами в такт слов

Ша – ша – ша -

Как погода хороша

Ша – ша – ша -

Шапочка к бабушке шла

Шо – шо – шо -

Летом очень хорошо

Ши – ши – ши -

Наши ландыши

Волк кричит Шу – шу- шу -

Уходи, а то укушу


Ребенок садится за стол.


  1. Дидактическая игра «Назови слова из сказки Красная шапочка со звуком «Ш»»


Цель: Развитие памяти, слухового и зрительного внимания. Закрепление навыка выделения звука «Ш» из слов. Определение места звука в слове.


Логопед: Рассмотри иллюстрации, выбери и назови слова со звуком «Ш».

Ребенок: Кошка, шапочка, башмачки, уши, окошко, подушка, бабушка.

Логопед: Скажи где находится звук в слове кошка, шапочка, уши.

Ребенок: В середине, в начале, в середине.


  1. Дидактическая игра «Придумай имя».


Цель: Развитие фонематических представлений.


Логопед: Придумай имя бабушке со звуком «Ш».

Ребенок: Даша, Маша, Наташа.

Логопед: Скажи полностью два слова – бабушка Наташа.

Ребенок: Бабушка Наташа, бабушка Маша, бабушка Даша.


  1. Дидактическая игра «Разбери словечко»


Цель: Закрепление навыка звукового анализа слов.


Логопед: Разбери слово: Маша. Сколько звуков в слове?

Ребенок: 4 звука.

Логопед: Сколько согласных звуков в слове?

Ребенок: 2 согласных звука.

Логопед: Сколько слогов?

Ребенок: 2 слога.

Логопед: Какой слог первый?

Ребенок: Первый слог «ма».

Логопед: Какой слог второй?

Ребенок: Второй слог «ша».

Логопед: Где находится звук «Ш»?

Ребенок: Звук «ш» находится в середине слова.

Логопед: Назови все гласные звуки, согласные звуки.

Ребенок: Гласные звуке – а, а; согласные звуки – м, ш.

Логопед: Убери первый слог.

Ребенок: В слове Маша останется слог «ша».

Логопед: Убери все согласные.

Ребенок: В слове Маша останутся гласные «а», «а».

Логопед: Убери звук «Ш».

Ребенок: В слове Маша – останется «ма…а»


  1. Дидактическая игра «Расшифруйте слово»


Цель: Закрепление навыка буквенного анализа, синтеза.


Логопед: Посмотри, на этой карточке зашифровано слово. Постарайся расшифровать его и прочитать.

бабушка

кабушба


6734512





  1. Итог занятия.


Оценка занятия. Логопед предлагает ребенку рассказать чем мы сегодня занимались на занятиях. Затем логопед оценивает работу каждого из детей.

Список использованной литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспетателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

  2. Игры в логопедической работе с детьми /Под. Ред. В.И. Селеверстова. М.: Просвещение, 1989.

  3. Логопедия / Под. Ред. Л.С. Волковой. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999.

  4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

  5. Огранович З.Е. Времена года. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

  6. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы/ С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ