Конспект урока русского языка на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»


ГОУ Детский сад комбинированного вида №1595

СЗОУО ДО г.Москвы

Конспект урока русского языка на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Воспитатель высшей квалификационной категории Будилова Галина Евгеньевна






Москва, 2011


Игры по грамматическому строю речи

«Ателье»

Цель игры: упражнять детей в классификации одежды по сезонному признаку (зимняя, осенняя, летняя, весенняя). Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке. Развивать внимание, воображение, наблюдательность, мышление, речь.

Ход игры: детям предлагаются картинки – кармашки. В которые вставляются образцы ткани. Дети называют изображенные образцы одежды, описывают этот предмет. Затем меняется образец ткани, и дети снова описывают предмет.


«Три линейки»

Цель игры: учить различать существительные по родовой принадлежности, правильно произносить окончания слов. Развивать речь, активизировать словарь. Воспитывать внимание, мышление, активность.

Ход игры: ребенку дается карта с тремя линиями. Ребенок должен на первую линию выложить предметы, про которые мы говорим «один»; на вторую – «одна»; на третью – «одно».



«Что лишнее?»

Цель игры: упражнять детей в объединении групп предметов по определенным признакам, учить находить и исключать лишний предмет, объясняя свое решение. Воспитывать внимание, мышление. Развивать речь.

Ход игры: детям раздаются карточки, на которых изображены предметы, объединенные определенными признаками. Один предмет среди них лишний. Дети должны отыскать этот предмет и назвать его, обосновав его исключение.


«Слоговое домино»

Цель игры: упражнять в делении слов на слоги, в сопоставлении слоговой структуры различных слов.

Материал: карточки-домино с изображениями предметов, в словах – названиях которых один, два, три и четыре слога.

Ход игры: ребенку предлагают посмотреть на карточки-домино и выложить цепочку таким образом, чтобы количество слогов последующего слова-названия совпадало с количеством слогов предыдущего. Если задание выполнено, верно, цепочка замкнется, т.е. слоговая структура названия последней картинки совпадает со слоговой структурой первой.





«Цветочный магазин»

Цель игры: упражнять детей в делении слов на слоги. Закреплять в словаре детей названия цветов.

Ход игры: на наборное полотно поставить открытки, на которых нарисованы цветы. Воспитатель рассказывает: «Это у нас цветочный магазин, в нем продается разные цветы. Одни – с короткими названиями, например пион; другие с длинными названиями, например незабудка. У вас есть у каждого числовая карточка с кружками. Это – «деньги». Вы будете покупателями, а я продавцов. Покупатель может купить лишь тот цветок, в название которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его. Если ошиблись, цветок остается на прилавке». В конце игры воспитатель сам показывает числовую (игровую) карточку с двумя кружками, просит показать и назвать купленные цветы. Дети выходят с открытками к столу и поочередно произносят названия своих цветов: «Роза, пион, тюльпан, …» и т.д. Потом воспитатель показывает карточку с тремя и четырьмя кружками, и дети произносят трехсложные, а затем четырехсложные названия.













Игры для развития связной речи



«Расскажи»

Цель игры: развивать речь детей, учить составлять описательные рассказы о предметах с помощью схем, развивать внимание, мышление, память.

Ход игры: пользуясь схемой составлять описательный рассказ о предмете, соблюдая последовательность.

















«Собери картинку»

Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Ход игры: ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.





























Звуковая культура речи



«Подбери слово к схеме»

Цель игры: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком, нахождение места в слове. Развивать внимание, мышление.

Ход игры: детям даются большие карты, на которых нарисована схема слова с местонахождением звука в слове. Детям предлагается найти картинку с определенным звуком, соответствующем схема.





«Найти место звука в слове»

Цель игры: упражнять детей в нахождении места звука в лове (в начале, середине, конце). Развивать слух, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: ребенку раздаются карточки – картинки со схемами. Ребенок определяет место звука в слове и выкладывает квадратик на схеме.









«Угадай, как их зовут?»

Цель игры: закрепить у детей умение определять первый звук в словах и составить из них имена. Воспитывать сообразительность, мышление.

Ход игры: детям предлагается узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на картинках, при этом нужно определить первый звук изображенных предметов и составлять их них слово.



«Найди пару к слову»

Цель игры: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, внимание.

Ход игры: ребенку предлагается круг, разделенный на 2 половинки со стрелкой посередине, указывающий одним концом на одну половинку, а другим – на другую. На одной половинке круга = картинки, а на другой нет. Поворачивая стрелку, ребенок должен выложить картинки с предметом созвучным предмету, на который показывает стрелка.









«Составь и прочитай слово»

Цель игры: закреплять умение производить фонематический анализ и синтез слова, определять место звука в слове, составить и прочитать слово по первым звукам слов, обозначающих предметы на картинках.

Материал: предметные картинки на синих кружках (если слово – название предмета начинается с согласного звука) и на красных кружках (если с гласного звука).

Ход игры: детям предлагают составить слово по первым звукам слов – названий предметных картинок. Когда задание выполнено, педагог предлагает назвать все гласные звуки в этом слове (ребенок может ориентироваться на цветочную гамму), а также определить количество слогов.

















Список использованной литературы


  1. Будилова Г.Е. Собственная разработка дидактических игр по развитию речи.


Использованные материалы


  1. Предметные картинки.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ